В прошлом году я познакомилась с творчеством поэта Владимира Сергеевича ЛЕБЕДЕВА. Знакомство началось с книги «Моя женщина – Ваше Высочество», изданной в Абакане при поддержке Правительства РХ в 2011 году. Этот сборник состоит из пяти циклов, каждый из которых посвящен разным предметам внимания поэта: «Гимн женщине», «Тепло любви», «Заветные места», «Пора подумать о душе», «Мозаика». Яркие и незаурядные стихотворения вызвали желание взять интервью у их автора.
Беседа состоялась у него дома. В гостях я сразу обратила внимание на кошек, сидящих в разных местах: и на стульях, и на печке, и в кресле. Я насчитала их шесть. Спросила хозяина дома: почему их так много? Он ответил, что рука не поднимается их прогнать. Иногда ему их просто приносят или подбрасывают. Такое отношение к животным говорило о том, что Владимир Сергеевич – добрый человек с большим сердцем.
Мы беседовали с ним о творчестве в целом, об упомянутой выше книге в частности и о многом другом. Привожу часть этого разговора.
Об истоках творчества
– Владимир Сергеевич, в каком возрасте и при каких обстоятельствах вы начали писать стихи?
– Я попал в автоаварию в 19 лет и находился в гипсе почти полгода. Начал писать, чтобы время убить. До этого таких попыток не делал. Первое стихотворение отправил в газету, но его не напечатали, просто порекомендовали читать классику. Позже я написал еще одно стихотворение, которое напечатали, потом еще и еще… Потом поступил на филфак, и в институте начал печататься в газете.
– Кто из знаменитых поэтов повлиял на вас как поэта?
– В юности я очень увлекался творчеством Сергея Есенина. И, возможно, оно оставило свой след. Потом увлекали произведения Евгения Евтушенко. Я до сих пор считаю его самым выдающимся, на мой взгляд, поэтом в России. Ну, естественно, повлияли А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов. Я даже как-то пытался выучить «Евгения Онегина» наизусть, но не хватило терпения. Много стихотворений Михаила Лермонтова знал наизусть, чем подкупил свою будущую жену. Мы с ней вместе уже 48 лет.
– Чего вы стараетесь избегать и к чему всегда стремитесь в своем творчестве?
– Наверное, для каждого пишущего (не буду говорить «поэта», «писателя»)… Для каждого пишущего страшно повторить кого-то на подсознательном уровне, когда засела какая-то фраза. Я стремлюсь просто выплеснуть то, что есть хорошего, чтобы поделиться с кем-то! Восхвалять что-то (или кого-то) я избегаю. Пишу только то, что идет от души!
– Что вас вдохновляет на написание стихотворений? И необходимо ли вдохновение?
– Иной раз может вдохновить какая-то фраза, брошенная вскользь. Очень большой толчок моему творчеству дает природа. Например, в стихотворении «В поисках праздника» отождествляются природа и женщина. У них действительно много общего. И природа творит и создает, и женщина создает новую жизнь, нового человека.
– Был ли у вас на протяжении жизни наиболее плодотворный период в плане творчества?
– Да, уже в зрелом возрасте, после сорока лет. Даже не знаю, чем это объяснить. Вдохновение как-то само пришло. Может быть, из-за понимания жизни, это много значит.
Женщина занимает особое место в стихах
– Владимир Сергеевич, почему именно женщина занимает особое место в вашем творчестве?
– А у мужчины кто еще должен быть на первом месте? Женщина! Все остальное уже идет от нее. И любовь к Родине, и к природе… Все это идет от женщины, потому что в жизни рядом с нами всегда есть женщина. Сначала мать, потом девушка, жена.
– Ваши стихотворения посвящены определенной женщине или это собирательный образ?
– В моих стихотворениях образ женщины всегда обобщенный. И не обязательно со мной случалось то, что там описано. Если писать конкретной женщине, остальные могут сказать: «А почему не мне?» Я никогда не подписывал ни одно стихотворение конкретной даме. Хотя, конечно, бывает, что в основе лежит образ какой-то женщины.
– Значит, получается, вы и лирический герой – это разные люди?
– Нет, искусственно создать человека всё равно нельзя. Что-то у нас перекликается с лирическим героем. Я стараюсь как-то обобщить, пишу не только от своего имени. А еще руководствуюсь тем, что многие мужчины могут думать так же.
– От стихотворения «Признание» ожидаешь действительно признания в чем-то. Почему тогда в нем говорится о женщине, которая полюбила другого человека и ушла?
– Кстати, на это стихотворение была написана песня. Ну, просто я назвал его так. Видимо, я признаюсь кому-то в том отношении, которое у меня к женщине, которая ушла от меня или, например, от моего товарища. То есть, я пишу, чтобы мужчина не обижал женщину, потому что она его не любит. Ведь она не обязана его любить.
– В стихотворении «Раздумье» вы пишете, что вам жаль тех, кто не может любить. Что для вас значит «любить»?
– А без любви что за жизнь?! Это не жизнь, а бренное существование, потому что любовь окрыляет, толкает на какие-то высокие поступки! Поэтому людей без любви, естественно, жалко.
Разные читатели, различные темы…
– Знаете ли вы, кто ваши читатели?
– Я иногда получаю от них письма. Читатели, в основном, молодые.
– Если бы их не было, вы бы все равно писали стихи?
– А, наверное, да! Потому что читатель в любом случае будет. Например, кто-то из близких. С женой живем уже около полувека, и на каждый день рождения я поздравляю ее стихотворно. Так что писал бы тогда для любимой женщины. В одном из сборников есть стихотворение, посвященное дочери. Сын обижается: «А чего мне не написал?» Надо сыну писать теперь!
– Вы были директором школы. Тема школы нашла какое-то отражение в вашем творчестве?
– Да, конечно. Есть про первое сентября и другие стихотворения на школьную тематику. Сначала три года был директором школы в Ширинском районе, там познакомился со своей женой (она родом с Украины). Спустя три года мы уехали на ее родину. На новом месте мне предложили стать директором школы, но я отказался, мотивировав свой отказ тем, что не знаю украинский язык. Пошел работать в Южно-Украинское управление строительства. Поскольку я не «технарь», а мне предложили должность старшего инженера, я выполнял функции фотографа. Печатал в украинских газетах фотосюжеты на русском языке. Через три года снова вернулся в Хакасию, стал директором Рассветовской школы, а потом школы в Солнечном.
– Вы часто в своих стихотворениях упоминаете про дождь. Вам нравится такая погода или это, скорее, метафора, посредством которой вы выражаете свои мысли?
– Вот почему-то именно дождь вызывает у меня умиротворение. Когда был молодым, мы компанией бегали босиком по лужам с девчонками, мальчишками! Так что идет перекличка природы и состояния души.
– Вы используете в стихотворениях образы разных времен года, выражая свои мысли. А какое время года ваше любимое?
– Мне очень нравится осень: желтые листья, умиротворение природы, дожди, грозы, осенняя погода. Работая на Украине, задался целью побывать в Киеве весной, летом, осенью и зимой. Я был донельзя доволен тем, что посмотрел Киев, мать русских городов, во все времена года! Но именно осенью мне там понравилось больше всего.
– Есть ли у вас стихотворения о Хакасии?
– Да, первое мое стихотворение о ней – «Сосна» (его напечатали в «Народном учителе»). На первом курсе мы были на сельхозработах, и на вершине горы неподалеку стояла сосна, которую я сфотографировал и написал о ней стихотворение. Есть стихотворение «Я в хакасской степи…». Считаю, что в Хакасии уникальная природа, и тайга, и степь, и горы, и долины!
А впервые я познакомился с Хакасией в седьмом классе, когда мои родители переехали из Саянска в Бею. Живя на Украине три года, все равно захотел снова уехать в Хакасию, и жена меня в этом поддержала. Но об Украине у меня остались только теплые воспоминания, остались у меня там друзья, переписываемся.
– У вас собака, несколько кошек. Их присутствие как-то отразилось на вашем творчестве?
– В общем-то, нет. Просто я люблю животных и не понимаю людей, которые вымещают злобу на животных, потому что они не могут дать сдачи, постоять за себя. Мы с женой кого только не держали здесь! Были и нутрии, и курицы, и гуси, и коровы, и утки, и кролики, ну и собаки с кошками. И хозяйство было, и стихи успевал писать между делом.
– Вы хотели бы, чтобы на ваши стихи написали песни?
– О! Их столько написано! Был у нас один композитор, который сейчас уехал. Он написал песен тридцать на мои стихотворения, а певица Валентина Топоева исполняла их по радио. Мы вместе с ним совместно выступали в разных школах, в кинотеатре «Победа».
– У вас есть творческие планы на будущее?
– Стихотворения есть, но планов пока нет, ведь сейчас все упирается в финансы. Сейчас денег на издание книг ни у кого не хватает.
В завершение интервью Владимир Сергеевич подарил мне свою книгу, подписав ее на память. Он показался мне очень отзывчивым, простым человеком. А до нашей встречи я думала, что, раз он – поэт, значит, ведёт себя не так, как все люди. Надеюсь встретиться вновь с этим незаурядным человеком и поэтом!
Владимир Сергеевич родился 23 августа 1946 года в селе Саянск Шушенского района Красноярского края. В 1966 году окончил Абаканскую областную общеобразовательную школу. С 1968 по 1972 год учился на филологическом факультете Абаканского государственного педагогического института, по окончании которого был назначен директором Воротской средней школы Ширинского района. В 1978 году стал директором школы в Солнечном Усть-Абаканского района. В 2009 году вышел на пенсию. Автор четырех поэтических сборников помимо сборника «Моя женщина – Ваше Высочество»: «Невостребованная любовь», «Не омрачай себя печалью», «Любви осенней вознесенье», «Пообещайте женщине любовь». Член Союза писателей России.
Беседовала Анастасия САЗАНАКОВА