Четверг, Февраль 20, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Интриги средневековья на сцене абаканского театра кукол

Интриги средневековья на сцене абаканского театра кукол

«Вы плохо, сударь, знаете людей.

Чем кажемся мы, тем нас и рисуют,

А что мы есть, никто не хочет знать…»

Ф. Шиллер, «Мария Стюарт»

Шестого июля в рамках IX Международного эколого-этнического фестиваля театров кукол «Чир Чайаан» любимый театр кукол «Сказка» сыграет премьеру. На абаканской сцене впервые будет поставлено бессмертное произведение Фридриха Шиллера «Мария Стюарт».

Немного истории

Судьба легендарной королевы уже несколько веков интригует исследователей, оставляя загадки ученым и даруя вдохновение людям искусства. Фридрих Шиллер и Вальтер Скотт, Стефан Цвейг и Иосиф Бродский избирали Марию Стюарт героиней своих произведений. Этой женщине посвящены театральные и музыкальные постановки, живописные полотна и фильмы. Ее трагическая судьба наполнена литературно-драматическими поворотами и событиями.

Сюжет, рожденный самой историей, трагедия в стихах, вышедшая из-под пера немецкого поэта, философа и драматурга Фридриха Шиллера, считается одним из главных биографических произведений, описывающих последние дни жизни Марии.

В 1568 году шотландскую королеву Марию Стюарт из-за подозрения в причастности к убийству своего супруга изгоняют из страны. Она бежит в Англию в надежде найти себе защиту у английской королевы Елизаветы. Но правящей монархине необходимо беспокоиться и о собственной короне, поскольку Мария Стюарт претендует на нее. Поэтому королева Елизавета велит арестовать ее и заключить под стражу в замке. Действие пьесы происходит спустя 19 лет, за три дня до казни Марии Стюарт.

Здесь абаканский зритель и встретится с героями трагедии Шиллера, окунувшись в волшебство театра кукол.

Первая кукольная

Трагифарс – так жанрово определили новую постановку в театре «Сказка» приглашенный режиссер из Санкт-Петербурга (художественный руководитель Малого театра кукол Чакчи Фросноккерс) и сами артисты. Хотя оригинальное произведение – трагедия. А это значит, что абаканский зритель увидит совсем необычную «Марию Стюарт»: помимо абсурдных элементов, добавленных в произведение, в постановке появятся и куклы.

– Очень тяжело трагедию поливать трагедийным соусом, – говорит молодой режиссер, – получается масло масляное. В этом смысле пафос произведения сбавляется за счет эстетики театра кукол, ведь это эстетика маски, это богатое визуальное сопровождение. Именно поэтому у нас получилась не трагедия, а трагифарс – за счет сочетания формы театра и серьезной, замечательной драматургии Шиллера. Это настоящий эксперимент, ведь «Марию Стюарт» еще никогда не ставили в театре кукол.

И действительно, увидеть на театральных подмостках России трагедию «Мария Стюарт» можно не так часто. Если банально «прогуглить», то трагедию Шиллера сегодня играют в Большом драматическом театре в Санкт-Петербурге, в московских – Государственном академическом Малом драматическом театре, театре «Новая Опера им. В. Колбова», театре Томаса Айтвараса, театре Ермоловой (кстати, Мария Ермолова сама играла роль Стюарт в одноименной постановке в 1886 году) – и в некоторых региональных драматических театрах. Но нигде в афишах не фигурирует кукольная постановка. А это значит, что смело можно заявить – в Абакане впервые «Мария Стюарт» будет поставлена на сцене театра кукол.

Почему «Мария Стюарт»?

Как признается сам режиссер, он давно хотел поработать с такой классической драматургией, но свою постановку не навязывал артистам. В свой первый визит в Абакан Чакчи с артистами несколько дней работали, привыкали друг к другу. Но пришло время определяться с пьесой. У режиссера был свой список драматических произведений, которые планировалось воплотить с нашими актерами. Среди них, конечно же, была и трагедия Шиллера. И на простой вопрос: «Друзья, что будем играть?» актеры театра ответили: «Марию Стюарт».

– И у меня болела «Мария Стюарт», – признается Чакчи. – Мне очень хотелось рассказать на сцене интересную историю про интересных людей – не просто про свору скандальную, а про судьбу человеческую. Это произведение, где раскрывается много образов, переплетается много судеб. Да, сложностей хватает: в первую очередь есть определенные трудности с адаптацией материала для театра кукол, где важную роль играют символы, метафоры.

Воплотить канонические образы героев трагедии – миссия не из легких как для режиссера, так и для артистов. Например, Мария в произведении Шиллера предстает все время разной: порывистой, встревоженной, гордо-спокойной, радостной, озабоченной судьбой других, торжествующей, раскаявшейся, исполненной надежд и распрощавшейся с ними. Елизавета же не способна к изменению и развитию, ее внутренний облик статичен, мертвенно бездуховен. А есть ведь еще двуличный граф Лестер, бесконечно преданная кормилица Кеннеди, непримиримый и настойчивый барон Берли и другие, не менее интересные исторические персонажи.

Возраст – не помеха

Видя работу режиссера во время репетиций, удивляешься: Чакчи всего 22 года, но с каким доверием к нему относятся артисты! Среди неполноценных декораций, не до конца доработанных костюмов, почти без реквизита постановка за две недели до премьеры уже выглядит цельным полотном, и с каждой репетицией это полотно наполняется новыми узорами.

– Я привык к тому, что люди не всегда принимают всерьез молодого режиссера. Первая моя постановка на профессиональной сцене состоялась в 15 лет, и, несмотря на возраст, я знаю, что мне необходимо убедить актеров, что со мной можно работать.

Режиссер в третий раз в Абакане. Впервые он приехал познакомиться с труппой, определиться с произведением, «прочитать» его, распределить роли. Второй раз Чакчи работал в хакасской столице в конце мая, тогда актеры вместе с режиссером творили этюды, фантазировали, разбирали сцены. Сейчас идет этап отшлифовки, когда каждая сцена играется вновь и вновь, когда помимо драматической игры актеров в постановку вводятся куклы.

Кстати, сценография тоже приезжая, точнее ее автор – Ульяна Елизарова, молодой художник-постановщик из Санкт-Петербурга, которая не в первый раз работает с Чакчи. За их плечами несколько крупных постановок. Как говорит режиссер: «Ульяна – это не просто тот человек, который делает декорацию, она решает ситуацию, это сотворец, единомышленник, она мыслит метафорой, мыслит символом. Ее уже полюбили наши «сказочные» цеха, и она сделает из трагедийной «Марии Стюарт» настоящую сказку».

Динамику в новой постановке национального театра «Сказка» создают не только артисты и куклы различных систем, дублирующие актеров, но и художественные решения. Например, по задумке Ульяны по всей сцене будут разбросаны большие шары, которые вместе с актерами начнут перемещаться, послужат им реквизитом и создадут постоянное движение.

Главное – совместная работа

Как говорит Чакчи о работе с труппой национального театра кукол, «процесс репетиций – интересный, завораживающий, веселый». Он – активный борец за живые репетиции, за то, что спектакль диктуется не режиссером, а создается совместно с актерами. Именно по такой схеме и работал постановщик. Вместе принимали решения и пробовали фактуру пьесы.

– Теперь это получается абсолютно живой спектакль, живое творческое высказывание, потому что в постановке есть не только режиссерская воля, там и колоссальные актерские предложения, и безумное желание высказаться у всех актеров. «Сказка» – это замечательный театр, это гениальная труппа, это прекрасные актеры, которые доверились мне, как и я доверился им.

Результат работы питерского режиссера театралы Абакана смогут увидеть 6 июля на сцене Хакасского национального театра кукол «Сказка». Несомненно, новая постановка войдет в постоянный репертуар театра, – и, судя по репетициям, ее ожидают аншлаги. Ведь классика драматургии – это свобода для переосмысления и дальнейшей интерпретации. Каждый увидит в этой театральной постановке «что-то свое». Нет, это не «Черный квадрат» Малевича и не улыбка Моны Лизы. Здесь важно прочувствовать энергетику артиста, театра, всего зала и ощутить то самое послевкусие.

Кира ПОЛТАВСКАЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *