…Надо знать свои права и уметь правильно отстаивать их, если поездка окажется проблемной. Учитывая, что большая часть абаканцев предпочитает путешествовать не самостоятельно, а покупать готовые туры, коснемся частых вопросов при их приобретении. Какие моменты обязательно должны быть “прописаны” в договоре с турфирмой? На что можно рассчитывать, если отдых испорчен по ее вине? Кто и за что обязан компенсировать убытки?
На эти и другие вопросы читателей “Абакана” отвечает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ, так как туристов можно рассматривать как потребителей туристических услуг.
Договор с турфирмой – дело серьезное
«При покупке тура мне дают для подписания объемный договор с турфирмой. Расскажите, какие пункты обязательно должны в нем быть, чтобы подстраховаться от возможных проблем?»
Виктор КАНИН
– Многие, не глядя, подписывают договоры, которые им предлагают турфирмы при покупке туров. А зря. В них могут оказаться пункты, ущемляющие права потребителя. Вы имеете право не ставить свою подпись, пока скрупулезно не изучите документ. Попросите для изучения дома проект договора. В случае вопросов покажите его юристу.
Обратите внимание на то, чтобы в договоре были отражены так называемые существенные условия:
– полное и сокращенное наименования, адрес (местонахождение), почтовый адрес и реестровый номер туроператора;
– размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора, страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (местонахождение) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение;
– сведения о туристе (или ином заказчике туристского продукта) и его полномочиях в объеме, необходимом для реализации туристского продукта;
– информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта: программе пребывания, а также маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, условиях проживания (вплоть до местонахождения отеля и его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах;
– права, обязанности и ответственность сторон;
– условия изменения и расторжения договора;
– сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора;
– сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора (либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии). А также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии.
Если в договоре четко не оговорены важные для вас моменты, либо вы обнаружили в нем пункты, ущемляющие права потребителя, то вы можете попросить внести изменения в документ. Если вам в этом отказывают – поищите другую турфирму. Благо конкуренция сейчас высока.
Пункты, ущемляющие права потребителя, незаконны
«Слышал от часто путешествующих друзей, что сотрудники некоторых турфирм, желая избежать возможных претензий, вносят в договоры с туристами удобные для них формулировки. Так они «подстраховываются» на случай неудачных путешествий и возможных претензий. Например, туристы подписываются под отказом требования компенсации в случае проблем.
Законно ли это? Правда ли, что после подписания такого ущемляющего договора клиенту придется смириться с несправедливостью и следовать всем его пунктам?»
Евгений КОЗЛОВ
– Неправда. Условия договора, ущемляющие права потребителей и идущие вразрез с действующим российским законодательством, незаконны (ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Если вы подписали договор с подобными пунктами, то его можно и нужно оспаривать. Однако чаще всего это приходится делать в суде, поэтому лучше вообще не ставить подпись под документами с незаконными пунктами.
Договор не заключен, но требовать возмещения вреда можно
«Хочу узнать: что будет, если письменный договор с турфирмой не заключен, но поездка окажется проблемной. Могу ли я требовать возмещения вреда, если, например, пострадаю от вооруженных беспорядков в выбранной для посещения стране?»
Роман ЕВДОКИМОВ
– Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет. Но при этом надо учитывать, что ст. 7 закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ требует от туристов соблюдения правил личной безопасности во время путешествий.
Можно ли вернуть деньги за путевку, если планы изменились?
«Купила путевку заранее, но ближе к дате отъезда боюсь, что мои отпускные планы могут измениться из-за большого количества дел на работе. На какое возмещение расходов я могу рассчитывать, если от поездки придется отказаться?»
Наталья ЗОТОВА
– Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по заключенному договору. Это позволяет ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей».
В случае, если при расторжении договора вам отказывают в любом возврате денег, это – явное ущемление прав потребителей и нарушение законов «О защите прав потребителей» и «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст. 14). Если предъявление письменной претензии с требованием возврата денег и ссылкой на эти законы не поможет, остается продолжить отстаивание прав в суде.
Беспроблемных путешествий!
Подготовила Татьяна ЗЫКОВА