Среда, Октябрь 28, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Детские кражи: преступление, баловство или месть?

Детские кражи: преступление, баловство или месть?

Есть утверждение, что хотя бы мелкое правонарушение, пусть однажды, но каждый из нас совершал в своем детстве. Чаще всего речь идет о краже, совершенной в семейном кругу или в публичном месте. Постараемся разобраться с тем, отчего же так привлекательно чужое имущество для ребенка, а главное, как поступать родителям, если они столкнулись с воровством.

Весь мир – мой!

По сути, хотя бы одну попытку воровства предпринимали практически все из живущих. Конечно, при этом предмет вожделения может быть по-детски наивным – порой малыши пытаются украсть то, что взрослые считают мусором. С другой стороны, иные люди, законопослушные, да еще и работающие на серьезной должности, могут поделиться историей о том, как в подростковом возрасте «шли на дело» куда-нибудь в торговые ряды. Причем даже не были пойманы.

В самом раннем возрасте кража происходит, когда идет исследование окружающего мира и, в частности, границ дозволенного. В этом случае ребенок может еще не понимать, что чужое брать нехорошо. Точно так же, как он еще не осознает, что другим живым существам может быть больно. Кроме того, в возрасте до трех лет (редко – до пяти) ребенок еще не отделяет себя от окружающего мира. А поэтому все предметы, которые находятся поблизости, воспринимаются как принадлежащие ему. Соответственное и отношение к ним: увидев что-то блестящее или яркое, младенец тянет к нему ручки. Став постарше, он может еще и приблизиться к объекту внимания. А там недалеко и до попытки присвоить – просто рефлекторной. То есть, в этом случае сложно говорить о краже, поскольку такой поступок подразумевает умысел и более-менее осознанные действия.

А вот после трех–пяти лет уже не все так однозначно. К этому времени ребенок, условно говоря, понимает, что он получил очень сложный инструмент – тело, а в придачу к нему – массу условностей в обращении с ним. Например, такие странные понятия, как «свое» и «чужое». Последнее «брать нехорошо». Но что такое это самое «нехорошо», и насколько фатальны последствия – вопрос, который ребенку необходимо выяснить. И только практически – поскольку наставительные речи взрослых чаще всего непонятны.

В этом же возрасте, да и позже – тоже, встречается кража-месть. Типичная ситуация: ребенок считает, что его брата-сестру любят больше, чем его, поэтому он крадет что-нибудь из его игрушек и прячет подальше. То есть, речь идет не о корысти, не о том, чтобы разжиться понравившейся вещью, а о том, чтобы досадить конкретному человеку. И лишь со временем, когда ребенок уже начинает понимать основные аспекты товарно-денежных отношений, он может пойти на правонарушение именно по материальной причине. Но именно она обычно стоит на последнем месте.

А для подростков характерно подражание старшим. Причем последний факт действует не только на детей. Бывает, и взрослые люди, услышав беседу о том, что можно не платить за товар, пытаются украсть что-либо в магазине. У детей же поводом для кражи становится и желание испытать себя. Вообще принцип «могу или не могу» можно считать одним из главных, особенно в жизни мальчишек. Если дошкольник открывает мир, то подросток пробует его и себя на прочность. В том числе и совершая правонарушения – не будем забывать о том, что быть нарушителем в этом возрасте престижно. Соответственно, и кража может быть способом подняться на ступень в детской иерархии. Подростки также могут практиковать кражу-месть для того, чтобы привлечь внимание родителей. Ведь если ребенок попадается при этом правонарушении, внимание он получит в полной мере. Тут уж мама-папа не отделаются отговоркой о делах: и приедут, и заберут домой, и долго-долго будут с ним беседовать. Сколько эмоций и впечатлений!

Родителям же следует запомнить: если вдруг приходится объяснятся с полицией – разделяйте «официальную» и «семейную» часть отношений. То есть, в вопросах общения с сотрудниками стоит быть предельно лаконичными, выполнять требования закона. Свои чувства можно выразить дома, но обязательно – продолжить беседу еще и после того, как страсти улягутся. Вы ведь не хотите, чтобы такие сцены повторялись, верно? Тогда продолжим разбираться с проблемой.

Не хочу быть неудачником!

Будем откровенны: условия современного мира таковы, что сложнее удержаться от кражи, чем украсть что-либо. Этому способствуют внешние условия – например, магазины самообслуживания. Именно там снижается условная «планка законопослушности» – отсутствие свидетелей для человека означает то, что его поступок останется незамеченным. Наличие видеокамер, так же как и грозные надписи о съемке, имеет лишь незначительный эффект, поскольку не всегда отмечаются нашим сознанием. Стереотипное мышление «нет людей = меня не видят» срабатывает быстрее.

Но важнее то, что в нашем обществе ценность материальных составляющих превалирует над духовными. Это хорошо потому, что легко достичь радости: полученная зарплата уже может стать поводом для счастья. С другой стороны, нехватка средств (а их часто не хватает) автоматически означает плохое настроение. При этом еще и законы детской среды отбрасывают на нижнюю ступень иерархии тех, у кого нет именно материальных предметов – неважно, конфет или телефона престижной модели. Именно такая философия и становится психологической базой для правонарушения.

Не стоит забывать и о том, что дети по сути своей – существа романтичные. В пионерском прошлом нашего общества царствовала романтика геройских поступков и дальних странствий. И редкий мальчишка не мечтал о том, чтобы не сбежать из дома, отправившись на поиски приключений. Времена таких мечтаний прошли, на смену им пришла романтика художественных фильмов, главный герой в которых часто не в ладах с законом. Таким образом, кража приближает к романтике современного мира. К тому же дает очень яркие эмоции и позволяет пережить неведомое доселе приключение.

Не укради

Если мы посмотрим на общество России несколько столетий назад, то обнаружим, что взять что-либо без спроса было невозможно и по идеологическим, и по социальным причинам. Скрыть свой проступок в ситуации, когда все на виду и все всех знают, было очень сложно. При этом христианское воспитание учило людей ценить имеющиеся блага и радоваться тому, что у них есть. В то время как современный человек больше печалится из-за того, что ему чего-то не хватает. Именно в этом – главное отличие современных людей от их предков. Однако это не означает, что из маленького воришки обязательно вырастет преступник.

К сожалению, порой сложно вовремя узнать о рискованном увлечении ребенка. Особенно если речь идет о подростке, который уже научился хитрить. Однако появление новых вещей он все же должен каким-то образом объяснить. И если они появляются слишком часто – это причина для семейного мини-расследования. Кроме того, насторожить должно изменение в поведении ребенка. Например, если подросток стал чаще где-то пропадать, у него появились новые друзья, причем о них он старается не рассказывать. Подобное может продолжаться довольно долго и чаще всего списывается на особенности подросткового возраста. Тем большим шоком для родителей становится известие о совершенной краже, полученное от полицейских.

Так что чем раньше родители начнут выяснять причины странного поведения, тем лучше. Правда, не стоит забывать о дипломатии и уважении к ребенку. Дело в том, что бурная реакция на попытку проинспектировать содержимое шкафов-тумбочек у подростка может быть и в том случае, если он – образец законопослушности. В этом возрасте для ребенка становятся очень важны личные границы, в том числе и его имущество. Любое вторжение подсознательно воспринимается как попытка вернуть его в детское бесправное состояние.

Поэтому чем раньше начата профилактика воровства, тем лучше. Оптимальным вариантом будет система отношений в семье, при которой сам факт кражи – вопиющее явление для ребенка. Это, в первую очередь, значит, что родители даже на словах не одобряют присвоение чужого, не говоря уже о недоброй российской традиции «приносить с работы» то, что там плохо лежит. Важно, чтобы ребенок понял, что такое воровство. И знал, что независимо от того, что хотел сделать, он все равно нарушил правила поведения.

Поэтому наказывать за кражи – можно и нужно! Но только с того возраста, когда ребенок осознает сам факт воровства. Двухлетний ребенок просто не поймет, в чем причина. А вот после пяти лет приходится соблюдать тонкую грань. Обратим внимание, что в народной педагогике используются очень жестокие методы, которые оставляют травмирующие воспоминания. Но строит помнить о причинах воровства! Если ребенок украл для привлечения внимания, то наказание лишь углубит пропасть между ним и родителем. Скорее всего, ребенок решит лишь то, что он точно не нужен, а воровать – можно, но главное не попадаться.

Так что наказанием дело не должно ограничиваться. Важнее устранить первопричину, а их, как говорилось выше, несколько. И тогда уже можно действовать. Например, если речь идет о мальчике, желающем риска и романтики, помогут занятия, дающие яркие впечатления. Это может быть автоспорт, боевые искусства, спортивный туризм. Все зависит от интересов ребенка. Сложность в том, что не все дети представляют, что им интересно. Поэтому им требуется помощь взрослых. Искать «таблетку от воровства» придется вместе.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *