Четверг, Январь 21, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Любовь с самого детства

Любовь с самого детства

Театр кукол – мир волшебный. Его актеры, ведомые рукой опытного актера, способны «ожить» и сыграть перед зрителями свою роль, которой может быть десятки, а то и сотни лет! Зрительный образ этого мира – создание художника театра, личности почти мифической. А в театре кукол он фигура первостепенной важности! Ведь художник обязан найти образное воплощение всему – и фантастическому, и реальному.

В гостях газеты «Абакан» – Мария МУШТАЕВА, главный художник театра кукол «Сказка».

Пионерские страшилки

– Расскажи о работе художника с режиссером.

– Обычно в театрах кукол существует тандем художника с режиссером – это сплоченные союзы, которые работают долгое время. Это совместное проживание спектакля и совместное видение.

Я знаю немало случаев, когда художник с его видением «ведет» режиссера, представляет образ спектакля. Мой педагог из Красноярска, Александр Баженов, как раз такой: ведёт за собой режиссера очень часто. Но есть и совершенно другие истории.

– А в случае работы над новым спектаклем «Сказки», «Малыш и Карлсон»?

– В работе над сказкой «Малыш и Карлсон» режиссер Павел Шнягин, помимо того, что он написал инсценировку спектакля, проработал всё видение, у него каждая минутка была уже точно обозначена.

Это, конечно, прекрасный опыт, когда режиссер точно знает, чего он хочет. Другой вопрос – какими способами этого можно добиться, посредством чего выразиться? Это уже работа художника.

– Художественное оформление спектакля в театре кукол это… что?

– Это все. Учитывая масштабную немасштабность… В театре оперном или драматическом театре чаще всего есть сценограф, художник по костюмам, художник-технолог, художник-конструктор – большой союз профессионалов-единомышленников.

В театре кукол всё это – один человек. Опять же, кроме кукол есть еще и «живой план». О том, как артиста одеть, художник тоже должен думать.

– Ты помнишь свою первую работу над спектаклем?

– Мы с Данилом Черновым сделали спектакль «Тринадцатый отряд», он был по страшилкам, знаешь, лагерные истории… Было очень интересно работать над ним, сама идея просто отличная!

Это часть детства, мы все 30-35-летние знаем эти пионерские истории про черные руки, красную простыню, огромных комаров, пьющих кровь. Да чего там только не было! У нас был выездной вариант. А куклы классные, куклы-мапеты. Пять историй, по две-три куклы на каждую. Для спектакля этого нужен зритель определенного возраста. Моей дочери было на тот момент два года и она, уже видевшая «Тринадцатый отряд», потом, собираясь в театр, спрашивала меня осторожно: «А комара сегодня не будет?..»

История для взрослых

– Когда нужно начинать водить ребенка в театр, на твой взгляд?

– Здесь очень важно понимание собственного человека. Моя маленькая дочь, например, с интересом смотрит «Собачий блюз», отсиживает 50 минут. Взрослый спектакль, но, видимо, она находит там что-то свое. Все дети разные. Надо, чтобы ребенок привыкал к театру постепенно, говорить с чадом, рассказывать о театре.

– Самая ценная для тебя реакция детей и взрослых?

– Детская реакция – она честная, непосредственная. Если смешно, то смешно, если неинтересно, то начинают вертеться и крутиться, внимание потеряно. Хотя все дети разные, даже одного и того же возраста.

Но, конечно, очень важно помнить о взрослых. У нас есть «Колобок», которого Лиса в результат не съедает. Сергей Иванников придумал отличную историю, где задорный Колобок так понравился Лисе, что она говорит: «Ты такой умненький, талантливый, так красиво поешь, зачем же я тебя буду кушать?» Здорово, правда?

– Непривычный финал!

– Да, у взрослого, который уже привык к хрестоматийной истории о Колобке, это вызывает некоторую неудовлетворенность. Вот почему, кстати, для меня самым сложным этапом при работе над сказкой «Малыш и Карлсон» было создание новых образов известных и всеми любимых героев.

Попробовать наделить их характерными чертами, узнаваемыми, прописанными автором, но увидеть это собственными глазами. Живой ум и фантазия режиссера спектакля заставили посмотреть на все другими глазами.

– Новое прочтение сказки детства?

– В данном случае мы говорим о зрителях взрослых, потому что дети воспринимают то, что мы им предлагаем. Режиссер спектакля, Павел Шнягин, изначально говорил, что это история для взрослых. Чтобы мы вернулись «в детство», поняли ребенка, задумались! Ведь Карлсона нет, это же…

– Фантазия Малыша.

– Да, и как важно понять ребенка, поддержать, помочь, а не ругать! Режиссер ставил эту задачу – остановитесь, подумайте о чуде! И, знаешь, сработало. Я читала отзывы зрителей после премьеры. Живой ум и фантазия режиссера спектакля заставили посмотреть на всё другими глазами.

Паззлы впечатлений детства

– Маша, откуда у тебя тяга к театру? Может, гены?

– Я из Красноярска и у меня совершенно не театральная семья, но – парадокс – я с детства знаю мир театра, можно сказать, выросла в нём.

– Как же так?

– По соседству с нами жила заслуженная артистка России Альбина Сергеевна Прибавочная. Она работала в Красноярском драматическом театре. Поэтому мы с мамой не пропускали ни одной премьеры. Ходили и на детские праздники. Филармония, театр оперы и балета, драматический театр – это всё было в жизни. Мы очень любили театр!

– Когда ты решила стать художником?

– После девятого класса я поступила на декорационное отделение, театральный факультет Суриковского училища. И тогда впечатления детства, эти «паззлы» начали складываться.

Окончив училище и поработав в Красноярском институте Гражданпроект, в отделе городского дизайна, я оказалась в Абакане, в драматическом театре, где работала бутафором-декоратором.

– А потом вдруг «пропала из виду»!

– Я поехала поступать в академию Санкт-Петербурга. Был целевой набор, но от Хакасии оказалась я одна, а потому поступала на общих основаниях. В тот момент набирал народный художник России Вячеслав Окунев. Но я не поступила – там была толпа абитуриентов, там «рубили» на ходу. Не сложилось, да, но я сразу снова попала в театр.

– Какой?

– Поняв, что из Петербурга не уеду, я устроилась работать в Мариинский театр. Проработала бутафором-декоратором четыре года. И это было не просто круто – это было колоссально!

До того времени я отработала в Русском драматическом театре им. М.Ю. Лермонтова, у меня уже был опыт. Но после маленького Абакана я оказалась просто… в космосе. Другие люди, другие отношения и возможности. Другой масштаб!

– Северная столица…

– Когда я начала работать в Мариинском театре, поняла, что учиться-то мне всё равно надо! И поступила в Театральную академию, на факультет сценографии и театральной технологии. Училась у Вадима Васильевича Базанова, удивительного мастера. Мы были его последним выпуском художников-технологов.

– Что же было дальше?

– После уехала на полгода в Иорданию, работала в Королевской академии, мы делали всевозможную сувенирную продукцию. Потом был удивительный город-государство Сингапур и очень много путешествий, интересных проектов.

– Но ты вернулась?

– Да, я вернулась в Петербург (в принципе, из Петербурга я и не уезжала, это был дом, куда я всегда возвращалась с 2005 по 2013 год). Потом была Польша и снова – Абакан.

О вдохновении

– Маша, в твоей работе превалирует творчество либо же техническая сторона?

– На самом деле, важно всё, но еще важнее это всё любить. Кукольники живут какой-то своей жизнью. Это другой мир. Для меня театр кукол – это новый этап в жизни. У меня есть зритель, оценщик и критик – моя маленькая дочь Анна-Мария.

– Как проходит процесс создания куклы?

— Ты знаешь, после того, как кукла нарисована, каждый вкладывает в куклу что-то свое. Я нарисовала, слепила голову, ручки и волосы сделала Ира, а костюмчик сшила Наташа и так далее.

– Кого тебе интереснее создавать – положительных или отрицательных героев?

– Конечно, отрицательных! Для художника всегда интереснее фактурное лицо, возрастное лицо – гладкое личико – оно милое, но характера нет, а мне интереснее колорит!

– Важно ли тебе при работе вдохновение?

– Насчет вдохновения… Это ведь вообще очень сложно. У меня есть поставленная задача, а вдохновение появляется в процессе работы, ты начинаешь любить то, что делаешь.

Лика КРАСКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *