Четверг, Декабрь 3, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Потребительский ликбез»: от задатка в кафе до неиспользованного тура

«Потребительский ликбез»: от задатка в кафе до неиспользованного тура

Неважно, какое время года на дворе: поток потребительских жалоб в редакцию «Абакана» не уменьшается. Единственное, прослеживается их «сезонность». Грубо говоря, зимой людей чаще волнует качество пуховиков, обогревателей и коньков, а весной — садово-огородных товаров, задатков за проведение выпускных вечеров и приобретений для пикников. Искать выходы из распространенных проблем абаканцам помогала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Задаток кафе за выпускной: вернуть нельзя оставить

«В этом году внук завершает учебу в 9 классе. На родительском собрании решили устроить детям на окончание учебного года праздник в кафе. Однако возникли разногласия о месте выпускного и его стоимости на человека. Протянули время с организацией. Теперь надо срочно определяться, а в кафе требуют большие задатки и предупреждают, что если планы изменятся, то вернуть деньги уже не получится. Так ли это?»

Надежда КЛИМОВА

— Проблемы с возвратами задатков кафе и ресторанами в случае изменения планов клиентов, действительно, возникают. Руководство заведений общепита обычно мотивирует это тем, что предоплата возврату не подлежит. Но это не так.

Закон РФ «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс РФ в подобных случаях – на стороне потребителей. В случае изменения их планов (пусть даже не по уважительным причинам, а просто из-за невозможности достигнуть согласия друг с другом) предоплату в точках общепита обязаны возвращать.

Правда, за вычетом расходов, фактически понесенных заведением в связи с вашей заявкой. Например, к ним относится заказ и оплата каких-то специфических продуктов для блюд, которые вы пожелали видеть на праздничном столе. Однако все понесенные расходы должны быть подтверждены документально. Информация о них на словах не принимается во внимание.

Что делать, если вам категорически отказывают в возврате предоплаты? Конечно, внося ее, вы взяли в заведении подтверждающие это документы, чтобы потом не тратить время на поиск свидетелей и других доказательств? Если нет — начните с этого. Если на руках имеются подтверждения, подготовьте руководству заведения письменную претензию (копия которой остается у вас), в которой помимо изложения проблемы нужно выставить свое требование (в данном случае: вернуть предоплату). Дождавшись (или не дождавшись) письменного ответа на указанный адрес, можно действовать дальше. Если ваше обращение проигнорировали или ответ не в вашу пользу, то следующий шаг — возврат предоплаты через суд. В судебном порядке вы также можете потребовать возмещения морального вреда.

Деньги за неиспользованный тур можно вернуть

«Привыкла планировать летний отпуск заранее. В том числе, покупать путевки. На этот раз, хочу съездить на отдых не одна, а с пожилой мамой: сделать ей подарок-сюрприз на юбилей. Но у нее проблемы со здоровьем, которые могут обостриться неожиданно.

Хочу уточнить: если я куплю тур для нас сейчас, а мама разболеется накануне поездки летом, смогу ли я вернуть деньги за ее и свою путевки, и никуда не поехать? Одни друзья говорят, что болезнь путешественников и членов их семей – уважительная причина для турфирм, а другие – что это не принимается во внимание, так как фирмы оплачивают проживание в отелях и другие расходы загодя. Были ли у нас случаи возврата путевок в пользу туристов?»

Анастасия Сергеевна В.

— В случае болезни туриста или члена его семьи (и отказа по этой уважительной причине от поездки) можно потребовать возврата денег за тур. Чем раньше об изменившихся обстоятельствах узнают сотрудники турфирмы – тем лучше. Если фирма успела понести фактические расходы, связанные с вашим туром, и сможет подтвердить их документами, то вам вернут потраченную сумму за вычетом этих расходов. Также есть вероятность, что сотрудники фирмы не захотят добровольно согласиться с вашим требованием. В этом случае придется предъявлять письменную претензию, ждать ответа и, если ваше требование письменно откажутся удовлетворить – обращаться в суд.

Примеров подобных судебных дел в России много. Решения можно найти в Интернете в открытом доступе и посмотреть, в каких случаях они принимались в пользу потребителей.

Я приведу пример из местной судебной практики. Жительница Абакана заранее приобрела путевки для себя и мужа у одного из абаканских турагентов (индивидуального предпринимателя). Семейный тур обошелся ей в сумму около 90 тысяч рублей, и был оплачен сразу. Однако когда подошло время лететь на отдых, он сорвался по уважительной причине. Причем, не в последний момент. Серьезно заболел муж клиентки турфирмы, и стало очевидно, что когда наступит время отправляться в путешествие, он не сможет по состоянию здоровья.

Клиентка заранее письменно проинформировала турфирму об изменившихся обстоятельствах и потребовала вернуть деньги за семейный тур (она тоже отказалась от поездки). Казалось бы: причина уважительная, до предполагаемого отъезда еще есть время, и можно предложить это путешествие другим туристам. Но в турфирме не пожелали идти навстречу клиентке.

Она продолжала настаивать. Тогда ей вернули лишь часть уплаченной сумы – 50000 рублей. Отказ в возврате оставшейся мотивировали «фактически понесенными расходами в связи с исполнением обязательств по договорам».

Однако сотрудники фирмы не смогли убедительно, с документами в руках, объяснить, что это были за расходы, ни клиентке, ни Абаканскому городскому суду (в который была вынуждена обратиться женщина, отстаивая свои права). В судебном решении было отмечено, что «в частности, не было никаких документов и чеков, подтверждающих факт оплаты проживания в отелях и удержания денежных средств в счет бронирования мест проживания».

В итоге суд встал на сторону истицы. Представители турфирмы попытались обжаловать решение, но безрезультатно. Судебная коллегия Верховного суда РХ оставила в силе решение Абаканского городского суда в пользу потребителя, признав обоснованным его требование к турагенту о расторжении договоров о реализации туристского продукта и возврате внесенной предоплаты. В конечном итоге клиентке турфирмы удалось вернуть не только остаток уплаченной суммы за неиспользованный семейный тур, но и взыскать с неустойку – 38000 рублей, компенсировать моральный ущерб (суд оценил его в 5000 рублей), штраф – 40500 рублей и оплату судебных расходов. Турфирма заплатила потребителю 121 500 рублей вместо 38 000 рублей, которые не хотела возвращать добровольно. Конечно, отстаивание прав в суде – занятее время- и нервозатратное, но если речь идет о десятках тысяч рублей (как в случае с неиспользованными турами) игра стоит свеч.

Как могут поступить с невостребованным заказом?

«Заказала изготовление мебельного гарнитура для прихожей, но вовремя выкупить его не получается: потеряла работу, и с деньгами возникли проблемы. Пыталась договориться с руководством фирмы, чтобы подождали оплату, но на мой звонок отреагировали невежливо. Пообещали продать заказ, как невостребованный, если я не найду деньги вовремя. Хотела узнать: правда ли у них есть такое право? И как мне можно поступить, чтобы сохранить заказ?»

Ирина Васильевна П.

— Согласно Правилам бытового обслуживания населения в Российской Федерации, в случае неявки потребителя за получением результата выполненной работы или иного уклонения потребителя от его приемки исполнитель вправе, письменно предупредив потребителя, по истечении двух месяцев со дня такого предупреждения продать результат работы за разумную цену, а вырученную сумму, за вычетом всех причитающихся исполнителю платежей, внести в депозит в порядке, предусмотренном статьей 327 Гражданского кодекса РФ.

Рекомендую вам известить руководство фирмы в письменном виде о затруднении с выкупом заказа, обозначить срок, в который вы сможете расплатиться и попросить подождать. Есть большая вероятность, что вам пойдут навстречу, ведь мебель на заказ изготавливается не только по вкусу конкретных заказчиков, но и по меркам их жилищ. Не думаю, что продать ее удастся легко и быстро.

Не соглашайтесь оставлять недоделки «на потом»

«Обратился в фирму для проведения ремонта в квартире. В целом, мастера уложились в срок, но с небольшими недочетами и недоделками. Они обещают приходить-завершать по вечерам, после другой работы. А сейчас подсовывают мне на подпись акт о приемке работ. Опасаюсь, что если подпишусь под тем, что претензий не имею, то этих отделочников больше не дождусь. Мог ли я не подписывать акт, если имеются фактические недоделки? И какие еще у меня есть права (и варианты поведения) в этом случае?»

Виктор ФЕДОРОВ

— Обнаружение недоделок после выполнения ремонта силами фирмы позволяет вам требовать их устранения, либо снижения стоимости ремонта, либо вы можете устранить их силами третьих лиц, а затем взыскать потраченную сумму с фирмы.

Но для начала можно попробовать не подписывать акт до устранения обнаруженных проблем. Договоренности с мастерами на словах после подписания акта могут обернуться тем, что вас и недоделки будут игнорировать. Ведь на бумаге все выполнено качественно, и вы сами подтвердите это своей подписью.

Еще один вариант действий – подписать акт, зафиксировав в нем реальную ситуацию с указанием недочетов (и оставить себе его копию) и заставить поставить подпись под ним представителей фирмы. В этом случае у вас на руках останется письменное подтверждение проблем. А с ним добиться их исправления (а в случае затягивания роков – выплаты неустойки) будет гораздо легче. Надеяться на устные договоренности с мастерами не советую!

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *