Среда, Январь 16, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Театр «Читiген» – это большая дружная семья

Театр «Читiген» – это большая дружная семья

Так отзываются о своем родном коллективе молодые артисты Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читiген». 27 марта все служители и поклонники Мельпомены будут отмечать Международный день театра. В преддверии праздника корреспондент «Абакана» встретился с молодыми актерами театра «Читiген» Алиной МАЙНАШЕВОЙ, Ильбекханом АСОЧАКОВЫМ и Каскаром ЧАПТЫКОВЫМ. Какова роль театра в жизни современного общества, привлекают ли молодого зрителя спектакли этнической тематики, и легок ли был путь к сцене детям известных в Хакасии актеров? Обо всем этом и многом другом – в нашей беседе.

Театр «Читiген» давно уже не нуждается в представлении не только в Хакасии, но и далеко за ее пределами – спектакли с участием его мастеров сцены и выступления фольклорной группы «Айланыс» знакомы и любимы и зрителями и хакасской сельской глубинки, и искушенными театралами престижных фестивалей как в России, так и за рубежом.

С 2012 года талантливую труппу «Читiгена» пополнила молодежь – выпускники Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Ильбекхан АСОЧАКОВ и Каскар Чаптыков, в 2016 году в коллектив пришла Алина Майнашева. Вот как о молодых артистах отзываются их старшие коллеги. Например: «Игра Ильбекхана Асочакова отличается психологической углубленностью, сдержанным, но сильным темпераментом. Актер очень требователен к себе и к партнерам по спектаклю». За время работы в «Читiгене» Ильбекхан сыграл много ролей, вот лишь некоторые из них: Амандай в трагедии «Абахай Пахта» А. Чапрая (спектакль-хит всех сезонов); бай Кибет в драме «НАСКА», главная роль Томиргена в военной драме «Чаада халган матырлар» («Без вести пропавшие»), главная роль – Леха в драме «Холодная земля».

О Каскаре Чаптыкове в театре говорят: «Вдумчивый и перспективный артист с чувством стиля, тонкого юмора, с особой внутренней гибкостью, которая помогает мгновенному перевоплощению. Обладая безукоризненным чувством ритма и ощущением партнера, Каскар Чаптыков создает психологически достоверные образы и убедительно воплощает их на сцене. Он хорошо владеет техникой и создает яркие, запоминающиеся образы, каждый из которых носит индивидуальные черты, наделенные собственными интонациями и неповторимым обликом». Среди сыгранных ролей молодого артиста есть и главные: монгольский князь Бахтый в трагедии «Абахай Пахта», Дзихей в поэтической драме «Остров Небесных Сетей», Парень в комедии «Миске тузы» («Грибной сезон») и др.

Алина Майнашева в театре «Читiген» работает с перерывом: во время преддипломной практики и с мая 2016 года. Во время преддипломной практики студентов СПбГАТИ театр решил восстановить свой легендарный спектакль – хит всех сезонов – трагедию «Абахай Пахта» А. Чапрая и ввести начинающих артистов на главные роли. Исполнение роли Абахай Пахты требует от актрисы особого темперамента, склада ума, характера и наличие недюжинного актерского таланта – все это воплотилось в актрисе Алине Майнашевой. «Яркая, красивая, темпераментная актриса профессионально владеет мастерством перевоплощения. Имеет прекрасные актерские данные, хорошую пластику, вокал. Ее сильная, темпераментная игра запоминается зрителям», — отзываются об актрисе в театре.

Все мои собеседники – самостоятельные талантливые актеры. При этом все они – из творческих, известных семей Хакасии, даже внешне они похожи на своих родителей. Интересуюсь у молодых людей, помогали ли им или, наоборот, мешали громкие имена родителей делать первые шаги в профессии?

– Я рос в актерской семье, и мама и папа – артисты, однако я, как и мои старшие братья, первоначально не планировал идти по стопам родителей, даже успел поучиться на юридическом факультете, здесь в Хакасии. Однако, когда в Абакан набирать хакасскую труппу приехал мастер Санкт-Петербургской академии Владимир Норенко, мама предложила мне попробовать и сходить на экзамен. Так я поступил в театральный вуз и стал актером. В «Читiгене» оказался по распределению мастера Владимира Норенко. Многих своих старших коллег я знал уже давно, – например, Георгий Сагалаков и Валерий Топоев в свое время работали в Хакасском драматическом театре им. А.М. Топанова вместе с моими родителями, и для меня они были просто дядя Валера и дядя Гоша – я ведь много ездил с родителями на гастроли. Конечно, первое время мне было тяжело работать, я осознавал, что за моими плечами, можно сказать, генералы, известные и любимые зрителем Светлана и Геннадий Чаптыковы, и я не мог сыграть плохо, ударить в грязь лицом. Я всегда старался и стараюсь сегодня, чтобы моим родителям не было стыдно за меня. Имя родителей – большая ответственность, и никаких поблажек это не дает, скорее наоборот, даже сам от себя во время игры на сцене требуешь большего, – признается Каскар Чаптыков.

– Я также первоначально не планировала стать актрисой, я хотела быть переводчиком или юристом. Но когда узнала о возможности поехать учиться в легендарную Санкт-Петербургскую театральную академию, решила попытать удачу и стала готовиться к экзамену – в итоге успешно прошла конкурсные испытания. Естественно, я с детства была знакома с закулисьем, много ездила с мамой на гастроли, так что жизнь творческого человека была мне знакома. Мама для меня – мой самый строгий критик, я всегда прислушиваюсь к ее мнению, оценкам. Правда, она никогда мне не скажет: «Сегодня, дочь, ты сыграла плохо», а просто подскажет, где и над чем мне еще нужно поработать, – отвечает на мой вопрос Алина Майнашева. Стоит подсказать нашему читателю, что мама Алины – Зинаида Аршанова.

– Никогда не думал, что буду актером, меня всегда привлекала музыка, я учился в музыкальном училище, позже в Институте искусств ХГУ им. Н.Ф. Катанова. Отец, будучи режиссером, никогда не заставлял меня идти в актеры, не привлекал к своей работе. К моменту набора хакасской труппы я здесь в Абакане с переменным успехом занимался музыкой, однако, видимо, гены берут свое – у меня и мама и папа связаны с театром, вот и я пошел в театральный вуз. И в годы учебы, и во время первых ролей отец никогда не вмешивался, а лишь давал советы, и то лишь тогда, когда я об этом просил. В театр «Читiген» я также попал по распределению, мне здесь очень комфортно и в плане творческом, и в плане коллектива, – в конце концов, директор нашего театра в детстве носил меня на руках, можно сказать нянчился со мной: в то время и мои родители, и Виталий Николаевич Канзычаков со своей семьей жили в общежитии музыкального училища, – рассказывает Ильбекхан Асочаков. Тут стоит отметить, что отец Ильбекхана – известный режиссер Андрей Асочаков.

В репертуаре театра «Читiген» всегда было много спектаклей, связанных с историей и культурой Хакасии, есть они и сегодня, задействованы в них и молодые актеры, в том числе и мои собеседники. Насколько актуальна этника сегодня, в наше время глобализации? Может быть, она уже не так интересна молодежи?

– Выскажу лишь свое, сугубо субъективное мнение. Спектакли на этническую тематику интересны всегда и всем. Может быть, у нас в Хакасии в таким постановкам относятся как к нечто само собой разумеющемуся, но в других крупных городах, за рубежом интерес к спектаклям по нашей хакасской истории, культуре огромен. Мы даем за пределами Хакасии то, что нужно зрителю: нашу культуру, нашу музыку, наш быт, который проходит через все наши спектакли. Благодаря этому, за пределами Хакасии знают и любят «Читiген». На престижных театральных фестивалях мы на равных конкурируем с лучшими театрами страны, причем ведь попадаем на эти фестивали мы не просто так, а на конкурсной основе. Полагаю, что это показатель нашей работы. Думаю, что во многом такая четкая стратегия развития нашего театра возможна во многом потому, что «Читiген» – это большая дружная семья. Мы вместе обсуждаем все творческие вопросы, можем ругаться, но тут же мириться, ссориться, но никогда сор не выйдет за пределы нашего театра, а все наши достижения и профессиональные достижения мы отмечаем вместе – как большую свадьбу, – делится своим мнением Ильбекхан.

– Театр – это зеркало, отражение нашего современного общества. И наша задача — не просто показывать сегодняшний день, затрагивать злободневные актуальные темы, мы должны воспитывать зрителя, нести ему культуру, показывать, что такое хорошо, и что такое плохо. Театр «Читiген» ставит и понятные легкие спектакли, и спектакли-вопросы, заставляющие зрителя задуматься, – и все эти спектакли направлены на взращивание моральных ценностей человека, причем не только у зрителя, но и у нас, актеров, — добавляет Ильбекхан Асочаков.

Мои собеседники сыграли уже много значимых ролей. Безусловно, еще больше работ у ребят впереди. Спрашиваю у актеров, есть ли у них какие-то профессиональные мечты, кто бы мог стать их главной ролью в творческой жизни?

– У меня так сложилось, что я сразу же, только придя в театр, получила главную роль, причем в знаковом, любимом многими спектакле, – хакасской княжны Абахай Пахта. И эта роль у меня все еще в работе: ведь это большая ответственность, – ответила Алина Майнашева.

И в завершение нашей беседы мои собеседники поздравили всех своих коллег с наступающим Международным днем театра.

– Желаю всем коллегам отличных постановок и, главное, хороших всем нам режиссеров, – сказал Ильбекхан.

– Поздравляем всех коллег – и в Хакасии, и за ее пределами: своих преподавателей, мастеров театральной академии – с нашим профессиональным праздником! Хотим пожелать всем здоровья, счастья, благополучия – и семейного и финансового! – добавляют Каскар и Алина.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *