Пятница, Ноябрь 15, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Городская среда: перезагрузка

Городская среда: перезагрузка

Новый федеральный приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды», более известный как «Городская среда», – уникален, и при этом довольно типичен для современной России. Типичен в первую очередь потому, что тактика концентрации на определенном направлении сил и серьезных финансовых средств уже показала свою эффективность на уровне государства. Достаточно вспомнить приоритетные национальные проекты «Образование» или «Медицина», реализация которых осуществлялась в 2006 и последующих годах.

В случае с «Городской средой» мы видим схожий подход: федеральная финансовая поддержка распределяется по регионам, причем с учетом их потребностей. Обязательно и участие местной казны в финансировании. С другой стороны, аналогичного проекта в стране до сих пор не было. Никогда ранее федеральный центр не концентрировал столь внушительные средства для благоустройства дворов в городах и весях России.

Новый приоритетный проект

«Городская среда» интересна тем, что основные принципы благоустройства дворовых территорий сформулированы на федеральном уровне. Таким образом, на места отправляются не только деньги, но и конкретные рекомендации по их вложению.

– Предполагается, что программа поможет кардинально преобразить облик дворов. Вообще у этого документа очень интересная история создания. Те депутаты, которые реально работают на земле, встречаются с народом, давно уже обратили внимание на то, что примерно половина вопросов граждан касается благоустройства. Казалось бы, это – уровень муниципальный. Но, с другой стороны, то количество проблем, которое имеется на этом уровне, может решаться десятилетиями. Поэтому было принято решение привлекать к решению вопроса федеральные ресурсы.

Дальше по инициативе фракции «Единой России» в Госдуме на реализацию проекта в федеральном бюджете было заложено 20 миллиардов рублей. Если же учесть и региональные средства, получится уже 27 миллиардов. В случае с Хакасией на реализацию проекта в 2017 году планируется истратить 110 миллионов рублей – это только федеральные деньги. И около 16 миллионов – то, что заложено в республиканском бюджете. К этому добавятся средства муниципалитетов – в случае с городом это 5% от причитающейся суммы. Абакану, в частности, выделяется более 28 миллионов, – рассказывает куратор проекта на региональном уровне депутат Верховного Совета Хакасии Виктор ЛЕБЕДЕВ.

Последние данные социологических исследований показывают, что примерно половина жителей города проводит свободное время на территории своего района. Это справедливо не только для мегаполисов. Абакан также не стал исключением, не зря всеобщей популярностью пользуются культурно-досуговые центры в жилых районах. Однако и двор может быть подходящей площадкой для проведения свободного времени. В принципе, до массового распространения телевизоров и Интернета можно было наблюдать подобное. Традиции общения с соседями можно вернуть, если создать для этого подходящие условия – считают в Минстрое России. И рассматривают городской двор не просто как территорию перед домом. В современном населенном пункте он должен выполнять несколько функций: быть местом для спорта, общения, занятий садоводством, иметь площадку для выгула собак и предоставлять возможность для парковки автомобилей. При этом типичные дворовые проблемы характерны для всех городов страны. Это и парковки, устраиваемые по принципу «ставлю авто как придется», и отсутствие удобств для четвероногих жителей. Да и про открытость всем ветрам при нашем климате забывать не стоит. Но комфортная городская среда – не только тротуары. Это и мелкие изюминки делающие жизнь в населенном пункте слаще. Например, уличные павильоны, пешеходные мосты, велопарковки, скамейки. Или автомобильные парковки, организованные с современной точки зрения – то есть сочетающие удобство, функциональность и красоту. И велодорожки, органично вписанные даже в узкие улицы. Все это также учтено в проекте.

Решаем сами

«Городская среда» интересна еще и своей универсальностью. Она не предполагает наличия типовых проектов преобразования дворов, которые обязательно должны быть реализованы на месте. Хотя есть ряд условий. Например, количество парковочных мест определяется самими жителями. А вот детские площадки должны быть для разных возрастов. То есть, как считают в Минстрое, россиянам пора вырастать из деревянной песочницы. В буквальном смысле: для самых маленьких жителей лучше использовать мягкие конструкции. Для дошкольников уже предпочтительно создание искусственного рельефа, простейших спортивных снарядов. А для подростков уже будет актуален спортивный городок с уличными тренажерами. Кроме того, в современном дворе должно найтись место для выгула собак. Кстати, если судить по примерам планировки, которые имеются на сайте Минстроя, она может занять немного места – при условии, что будет оборудована дог-боксами. А малые архитектурные формы, при грамотном их расположении, могут не только украсить двор, но и, вместе с деревьями, стать барьером от уличного шума и ветра… Но все это – при соблюдении одного важного условия – участия граждан.

– Каждый двор уникален. Как депутат я уже встречался со многими жителями на своем участке и могу отметить, что просьбы их серьезно разнятся. Например, в одном дворе просят лишь о пешеходной дорожке. Другие – против лавочек, поскольку считают, что они привлекают асоциальный элемент. Третьи – просят только детскую площадку… Словом, перед администрацией города стоит сложная задача: привести к общему знаменателю всю эту разноголосицу, найти тот вариант, который устроит абсолютно всех. Если такое вообще возможно. – отмечает Виктор Лебедев.

Столица Хакасии уже подала республике пример того, как нужно организовывать работу с населением. Еще не было точно известно, какую сумму получит город, а в администрацию Абакана поступило уже 130 заявок от жителей, желающих, чтобы их двор был включен в новый проект.

– Пока речь идет только о первом этапе работы. Здесь есть множество вопросов. Например, в части взаимодействия управляющих компаний. Стандартная ситуация: четыре многоквартирных дома стоят коробкой, так что имеется один внутренний двор. Председатели МКД пишут совместную заявку на его благоустройство. Однако может статься, что у каждого из этих домов – своя управляющая компания. И за каждым домом закреплен отдельный участок. Как реализовать проект в этом случае – большой вопрос. Потому что получателем средств будет только одна УК. Значит, нужно разработать механизм договоренности. Кроме того, остается и вопрос участия граждан. Дело в том, что проект предполагает два вида работ: обязательные и дополнительные. Первая категория – то, что можно сделать за счет бюджетных средств. Это, например, асфальтирование, освещение, установка лавочек и урн. Вторая категория предполагает финансирование со стороны граждан. Но каким именно, то есть в какой форме, а также в каком объеме оно будет произведено, зависит от конкретного муниципалитета. Не обязательно вкладывать собственные средства, потому что субботник, который граждане проведут по окончании строительных работ, тоже может считаться их участием в проекте, – поясняет Виктор Лебедев.

Ложка дегтя

Идея настолько хороша, что у скептически настроенного читателя может возникнуть мысль – нет ли здесь какого-либо подвоха? К сожалению, весть о финансировании благоустроительных работ для Абакана уже слегка горчит: сумма в 28 миллионов рублей выглядит заниженной. Ведь в Абакане проживает примерно треть населения Хакасии. Так что даже простое деление «на душу населения» причитающихся республике 110 миллионов дает основание надеяться на большую сумму.

Откуда же взялось 28 миллионов? Истоки следует искать в федеральном документе под названием «Методические рекомендации по подготовке государственных программ

субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды». Один из пунктов гласит, что «…распределение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации всем или отдельным муниципальным образованиям исходя из установленных субъектом Российской Федерации критериев, в том числе с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований, а также количества расположенных на территории муниципальных образований многоквартирных домов, включенных в региональные программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».

Ирония ситуации в том, что по числу домов, нуждающихся в капитальном ремонте, Абакан находится не на первом месте. Правда, во внимание не берется тот факт, что в случае со столицей Хакасии речь идет о многоэтажных домах со значительным числом жителей. Таким образом, на уровне региона город получает, прямо скажем, минимальные средства. Могло ли быть иначе? Судя по цитате из федерального документа – возможно. Поскольку бюджетная обеспеченность и количество домов, нуждающихся в капитальном ремонте, – основные, но не единственные параметры, которыми могут использоваться на региональном уровне, и об этом написано в рекомендациях Минстроя. Каков же выход?

– Программа рассчитана на пять лет, поэтому те, кто не попал в нее в 2017 году, всего лишь будут поставлены в очередь на следующий год. В любом случае, стоит помнить о том, что «Городская среда – 2017» – проект пилотный. Значит, какие-то вещи обязательно будут дорабатываться в процессе реализации, – подчеркивает Виктор Лебедев.

Андрей ВИКТОРОВ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *