Четверг, Декабрь 3, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > От лечения до мебели, или что волнует абаканских потребителей?

От лечения до мебели, или что волнует абаканских потребителей?

15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Для жителей нашей страны эта дата – молодая. Хотя, каждый из нас с завидной регулярностью и хорошо играет роль потребителя, даже не являясь профессиональным актером (в разнообразных вариантах: от покупателя до клиента, от заказчика до пациента).

Предлагаем вашему вниманию очередную подборку обращений в редакцию абаканских потребителей. На примере вопросов читателей «Абакана» попробуем разобраться: что делать, оказавшись в подобных ситуациях? В этом поможет начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

О нюансах оказания платных медицинских услуг

«Собираюсь проходить платное лечение в одной из новосибирских клиник. В том числе, намечается оперативное вмешательство. Предстоит подписание договора. Я боюсь, что упущу значимые моменты и потом могут возникнуть проблемы. В связи с этим хочу задать эксперту по защите прав потребителей такие вопросы: могу ля я попросить заранее прислать мне типовой договор для ознакомления? Какие моменты в нем обязательно должны быть отражены во избежание возможных проблем? Должны ли меня предупредить, что какие-то предлагаемые платные медуслуги я при необходимости могу получить бесплатно (например, в государственных больницах и поликлиниках)?»

Надежда Васильевна П.

— Оказание платных медицинских услуг предполагает обязательное заключение письменного договора между исполнителем и пациентом. Причем, пациент имеет полное право до подписания этого документа попросить для ознакомления проект договора и в случае обнаружения в нем пунктов, ущемляющих права потребителей, настоять на их изменении в соответствии с законодательством или исключении. Если вы не обладаете достаточными юридическими знаниями, чтобы самостоятельно оценить законность условий договора, предложенных для подписания, можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они на безвозмездной основе проводят юридические экспертизы потребительских договоров по обращениям жителей.

Кроме реквизитов сторон, в документе должен быть перечень оказываемых пациенту платных услуг, а также их стоимость, сроки и порядок оплаты. А, кроме этого, — ответственность сторон за невыполнение условий договора. Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, исполнитель обязан возместить в соответствии с российским законодательством.

Во избежание ситуации непонимания, из чего сложилась конечная сумма оплаты, на предоставление платных медицинских услуг по требованию потребителя (пациента) может составляться смета, которая является частью договора.

Что касается предупреждения о бесплатных альтернативах платным медуслугам, то при заключении договора потребителю должны предоставляться В ДОСТУПНОЙ ФОРМЕ все условия заключаемого договора, в том числе информация о возможности получения соответствующих видов и объемов медицинской помощи без взимания платы в рамках различных программ.

В случае, если до пациента-потребителя не довели в понятной форме полную и достоверную информацию о медицинских услугах, это является нарушением Закона РФ «О защите прав потребителей». В этом случае договор можно оспорить, а уже внесенную оплату (или ее часть) – вернуть. Однако с большой долей вероятности для разрешения подобных спорных ситуаций придется обращаться в суд.

Об особенностях возврата дверей

«Перед Новым годом, готовясь к предстоящему ремонту квартиры, мы купили для нее межкомнатные двери. Так как ремонт – дело затяжное, добрались до их установки только сейчас. Большая часть дверей подошла и была успешно установлена, но двери для зала были ошибочно приобретены неподходящего размера. Произведя еще раз замеры перед их установкой, мы поняли это, и даже не стали их распаковывать.

Думали, что удастся вернуть в магазин и обменять на подходящие двери (если потребуется, то с доплатой). Однако принимать их отказываются, несмотря на то, что товарный вид и все чеки сохранились. Объясните: на чьей стороне правда? И возможен ли в нашем случае обмен?»

Семья ПОЛОЗОВЫХ

— В описанной вами ситуации закон на стороне продавца. Вы могли вернуть или обменять неподошедшие двери в течение 14 дней (не считая дня покупки) на основании ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно ней, потребитель вправе обменять непродовольственный товар НАДЛЕЖАЩЕГО КАЧЕСТВА на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

В вашем случае срок, отведенный для обмена, давно истек. Предъявлять претензию с требованием обмена вы могли бы в случае, если бы двери оказались бракованными, и дефекты были выявлены не сразу.

О дефектной мебели: будьте внимательны, принимая заказ!

«Купил кухонный гарнитур. После доставки в квартиру не было времени тщательно осмотреть мебель, грузчики и представители фирмы торопились и торопили нас подписать документы о приемке (в которых, помимо прочего, было указано, что претензий к качеству и состоянию выполненной на заказ мебели у нас нет). Позже, устанавливая гарнитур, обнаружили трещину на стекле одного из шкафов и царапины на его боках (очевидно, они появились во время транспортировки). Кроме этого, нашли производственный брак: например, неаккуратно задекорированные срезы доски и с трудом выдвигающиеся ящики.

Можно ли отстаивать права после подписания документа об отсутствии претензий к мебели и потребовать устранить недочеты?»

Николай ЗАГОСКИН

— Отстаивать свои права вы можете, однако после подписания документа о приемке это будет сделать гораздо сложнее. Вероятнее всего, понадобится обращение в суд (если фирма-изготовитель откажется добровольно устранять дефекты). Причем, не факт, что судебное разбирательство окажется в пользу потребителя в случае каких угодно дефектов. Например, установить «авторство» механических дефектов в вашем случае будет крайне сложно, практически невозможно. Если бы вы не подписали передаточные документы, то это было бы проблемой фирмы-изготовителя. А теперь очень затруднительно выяснить и собрать доказательства, кто и где поцарапал гарнитур и повредил стекло шкафа: рабочие в цеху, грузчике при транспортировки или вы при установке?

Будьте бдительны при приемке мебели! Не ленитесь внимательно ее осмотреть! Это – не простая формальность, а «подстраховка» от многих проблем! Именно поэтому многие фирмы-изготовители просят покупателя расписываться за приемку мебели и отсутствие претензий к ее качеству только после ее внесения в квартиру.

Другое дело, если в мебели обнаруживается явный производственный брак. При его наличии можно и нужно возвращать ее или требовать устранения недостатков (или пользоваться другими своими правами, предусмотренными на такой случай Законом РФ «О защите прав потребителей»). При этом, подписание передаточных документов, хоть и создает дополнительные проблемы, но на результат отстаивания прав обычно не влияет.

В ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» приведены варианты требований, которые может предъявить потребитель (на свое усмотрение) независимо от значимости дефекта:

— потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);

— потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

— потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

— потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

— отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Советую начать отстаивание прав с предъявления письменной претензии с выбранным требованием, которую вы оставляете на рассмотрение (на него отводится 10 дней). Если ответ вас не устроит – обращайтесь в суд. В случае обнаруженных в товаре явных производственных дефектов доказать их происхождение и выиграть иск шансов очень много. Причем, в исковом заявлении можно потребовать (помимо устранения недостатков товара или расторжения договора купли-продажи) еще и возмещения морального ущерба (если он был нанесен).

Возможно, после получения вашей претензии продавец захочет убедиться, что речь идет о производственном дефекте. В этом случае он может настоять на проведении экспертизы. В нашем регионе ее проводит Торгово-промышленная палата РХ. Напомню, что во время гарантийного срока работу экспертов оплачивает продавец. Однако если она окажется не в пользу потребителя, тот будет обязан возместить ее стоимость.

«Визуальный осмотр» не заменяет и не отменяет экспертизу

«В начале марта купила ботильоны на весну. Месячная гарантия, которую дал на них магазин, еще не истекла. Однако, после первых же дней носки выяснилось, что обувь некачественная: начала отклеиваться подошва и расходиться швы.

Решила вернуть проблемную покупку. По просьбе продавцов, оставила ботильоны в магазине вместе с претензией «для ознакомления руководства с проблемой». Спустя три дня они попытались вернуть мне и претензию и обувь под предлогом: «Визуальный осмотр не подтвердил заводской брак». Однако, мне не удалось добиться ответов на вопросы: кто его проводил? На основании каких документов? И почему я должна поверить выводам анонимных «экспертов» (скорее всего, из числа продавцов)?

Обувь пока забирать не стала. Хотела уточнить: имеет ли юридическую силу т. н. «визуальный осмотр»? Могу ли я требовать проведения настоящей экспертизы силами специалистов? И как в моем случае правильно себя вести, чтобы вернуть бракованную обувь?»

Марина САМСОНОВА

— Начну с того, что «визуальный осмотр» юридической силы не имеет, и вы можете настаивать на экспертизе. Она должна проводиться организацией, имеющей на это необходимые разрешения и право выдавать официальные заключения. В Абакане подобные экспертизы непродовольственных товаров организуются в Торгово-промышленной палате РХ. У потребителя есть право присутствовать при их проведении (согласно п.5 ст.18 Закона РФ «О защите прав потребителей») и в случае несогласия с заключением экспертов оспорить его в судебном порядке.

Если выводы экспертов покажутся вам сомнительными, их заключение можно оспорить и назначить новую экспертизу. Правда, через суд.

Так как в вашей ситуации недостатки товара были обнаружены в течение гарантийного срока, установленного продавцом, экспертизу должен оплатить продавец. Если он отказывается это сделать, вы можете оплатить ее сами, а затем (если выводы экспертов окажутся в вашу пользу) выставить требование руководству магазина возместить вам потраченные деньги. Сделать это лучше всего письменно, как и настаивать на экспертизе (для этого вы можете написать еще одну претензию). Если ее будут отказываться принимать – достаточно отправить документ руководству магазина заказным письмом с уведомлением о вручении.

Предположим, продавец и после экспертизы в вашу пользу откажется принимать бракованные ботильоны и возвращать вам деньги за них и оплаченную вами экспертизу. Что тогда делать? Обращайтесь в суд, приложив к исковому заявлению и копии выводов экспертов, и вашей переписки с магазином. Напомню, что наши специалисты бесплатно помогают с составлением исковых заявлений по потребительским делам. Кроме этого, через суд вы сможете взыскать и причиненный вам проблемной ситуацией моральный вред.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *