Вторник, Май 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Детский сад должен быть доступен каждому ребенку

Детский сад должен быть доступен каждому ребенку

«Детский сад без барьеров» – такой инновационный проект реализуется сегодня в абаканском «Васильке». Что будет сделано в детском саду в рамках данного проекта, а чем «Василек» может гордиться уже сегодня – узнаем из беседы с заведующей данным дошкольным образовательным учреждением Еленой БАЙЕР.

Сразу отметим, что гордиться коллективу детского сада «Василек» есть чем: по итогам прошлого учебного года данное дошкольное образовательное учреждение вошло в пятерку лучших детсадов Абакана. А муниципальных детских садов в республиканской столице – сорок два, так что конкуренция была высока.

– В нашем детском саду в настоящее время 10 групп, из них 6 групп – компенсирующей направленности, в них занимаются дети с разного рода нарушениями речи. Кроме того, мы – единственный в Хакасии детский сад, где работает группа для деток с заиканием. Познакомиться с нашим опытом работы, проконсультироваться с работающими в «Васильке» специалистами приезжают коллеги – учителя-логопеды, дефектологи – со всей республики. Получить консультацию наших специалистов логопедов и дефектологов по желанию могут и родители – каждую среду в детском саду проводятся бесплатные приемы, нужно только заранее позвонить и записаться, — начинает наш разговор заведующая детсадом Елена Байер.

В настоящее время в детском саду «Василек» началась реализация инновационного проекта «Детский сад без барьеров». Кроме того, данное дошкольное образовательное учреждение попало в этом учебном году в число участников федеральной целевой программы «Доступная среда». Елена Нарулловна во время обзорной экскурсии по детскому саду поясняет мне, что будет сделано в рамках данных программ:

– Все дети, и здоровые, и с серьезными проблемами со здоровьем, должны иметь равные возможности. Поэтому мы и решили реализовать такой проект, как «Детский сад без барьеров». К сожалению, до недавних пор ведь как было: дети с ограниченными возможностями здоровья были вынуждены сидеть дома и не имели практически никакой возможности заниматься с воспитателями, общаться со здоровыми сверстниками, социализироваться. У нас в саду работает лекотека, официально это называется «группа кратковременного пребывания», т. е. дети не находятся целый день в саду, а приходят с родителями на несколько часов. Для каждого ребенка у нас составлено индивидуальное расписание занятий: с детьми работают психологи, логопеды, дефектологи и другие. специалисты, – одним словом, мы обеспечиваем комплексное сопровождение деток, имеющих проблемы со здоровьем. В рамках программы «Доступная среда» в здании детского сада будет проведен ремонт, чтобы «Василек» стал доступен для всех детей, имеющих проблемы со здоровьем: будет полностью перестроен вход в детсад, оборудованы пандусы, расширены дверные проемы, чтобы дети на колясках также имели возможность беспрепятственно передвигаться по зданию, оборудованы санузлы и т. д. Кроме того, на сумму в два миллиона рублей будет приобретено специальное оборудование для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Стоит отметить, что администрация и педагоги детсада «Василек» активно работают над тем, чтобы у их воспитанников было действительно все, что нужно для развития. Так, в 2013–2015 годах образовательное учреждение выиграло грант от федерального Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Благодаря данному гранту в детском саду было приобретено оборудование: различные детские спортивные тренажеры, развивающие игры, методическая литература.

Главное в любом деле, как известно, это люди, специалисты. О своем коллективе заведующая детским садом рассказывает с нескрываемой гордостью:

– У нас никогда не было текучки кадров, сотрудники детского сада уходят лишь на заслуженный отдых или в декретные отпуска. Педагоги в «Васильке» – все люди творческие, активные, никого никогда не нужно заставлять поучаствовать в профессиональных конкурсах, учиться чему-то новому – воспитателям самим все это очень интересно.

– В детском саду «Василек» одно поколение педагогов плавно сменяется новым, при этом сохраняются все наши старые добрые традиции, и в то же время мы не стоим в стороне от современных веяний. В текущем году мы будем отмечать 40-летие нашего детского сада, а потому хотелось бы рассказать и о нашей первой заведующей «Васильком» Анне Степановне Ивановой. Анна Степановна руководила садиком с момента открытия порядка четверти века, и многое из наших сегодняшних достижений было заложено именно при ней. Именно под ее началом в саду стали открываться логопедические группы, появились и группы для детей с общим недоразвитием речи, группы для детей с заиканием – до сих пор такие группы есть только в нашем детсаду. Анна Степановна ходатайствовала, и благодаря ее усилиям в нашем саду появился физиокабинет, также долгое время такой кабинет был только у нас, – рассказывает Татьяна ПОПЦОВА, учитель-логопед, работающая в «Васильке» уже более тридцати лет.

– Опытных педагогов, работающих более двадцати лет, а кто и по тридцать лет, у нас много. Это, к примеру, Лидия Ивановна Сотникова, Татьяна Николаевна Сулова, Татьяна Тимофеевна Лобастова, Светлана Петровна Кирбижекова и т. д. Именно наши ветераны обеспечивают преемственность традиций «Василька». Но особо отмечу, что все наши ветераны – это не такие «добрые бабушки», а педагоги, которые соответствуют всем современным требованиям, применяют в своей работе новые методики и технологии, непрерывно повышая свое мастерство, – добавляет Елена Байер.

Педагоги «Василька» работают не только над развитием речи своих воспитанников, много внимания уделяется всестороннему развитию детей. Воспитатели каждой из групп разработали свои программы кружков – все занятия бесплатны, дети имеют возможность заниматься каким-то любимым делом сверх программы (рисование, рукоделие, театральная деятельность, оздоровительная и т. д.). И такой подход дает свои результаты: воспитанники «Василька» – постоянные победители различных городских конкурсов, будь то «Умный дошколенок», где нужно представить научное исследование, или же различные творческие конкурсы. Есть в «Васильке» и группы, где детки изучают хакасский язык. Опытные педагоги Зинаида Степановна Колмакова, Светлана Петровна Кирбижекова, Татьяна Михайловна Анаркулова, Наталья Николаевна Трунова учат хакасскому языку не только своих воспитанников, но и охотно делятся своими наработками с коллегами со всего города, проводят мастер-классы для молодых коллег. В 2016 году воспитанники «Василька» заняли первое место в республиканском конкурсе «Ине тили», в номинациях «Песня» и «Презентация национального костюма».

У самой Елены Нарулловны Байер общий стаж педагогической работы – 29 лет, и большой опыт как у руководителя. Интересуюсь у своей собеседницы, каким же должен быть современный педагог дошкольного образовательного учреждения?

– Часто говорят, что главное в профессии педагога – любовь к детям, не согласна с таким подходом. Что значит «любить детей»? Можно просто сюсюкаться с ними или умиленно смотреть со стороны на играющих деток. Главный вопрос, какой должен задавать себе педагог, – что я могу дать детям для их развития? Конечно, важны и высокие моральные, нравственные качества человека. А вообще современный педагог дошкольного образовательного учреждения должен быть разносторонне развитым человеком: он и психолог, и художник, и спортсмен, и артист, и много кто еще в одном лице! И таких педагогов в нашем коллективе – большинство, – отвечает на мой вопрос руководитель.

Какими бы хорошими ни были педагоги детсада, все же главную роль в воспитании и образовании ребенка играют родители. И от взаимодействия мам и пап с воспитателем своих детей зависит очень многое.

– Большинство родителей четко понимают, что могут дать их ребенку в детском саду, а что – они должны делать сами. Таких взрослых, которые бы считали: «Я привожу ребенка к вам в детский сад, вы за это получаете зарплату, вот и учите и воспитывайте его, а мне некогда, потому что я вынужден много работать, чтобы накормить и одеть детей», практически нет. Все родители активно помогают воспитателям, охотно участвуют во всех наших проектах. Мы даже не проводим отдельных выставок детских рисунков или поделок, все – только общесемейное: если рисунок, то пусть ребенок нарисует вместе с мамой или папой, пусть вместе что-то сделают. Никуда мы без родителей и в плане благоустройства садика – наши мамы и папы помогают и с озеленением, и с обустройством детских игровых площадок. Ведь родители прекрасно понимают, что все, что мы делаем, мы делаем для развития наших детей, – завершает свой рассказ о жизни детского сада «Василек» Елена Байер.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *