Четверг, Декабрь 3, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Ликбез» для потребителей в вопросах и ответах

«Ликбез» для потребителей в вопросах и ответах

Вопросы потребителей в редакционной почте нескончаемы. Искать выходы из проблемных (или непонятных) ситуаций читателям «Абакана» помогала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

На приобретения по подарочным сертификатам гарантия распространяется

«Жена решила меня порадовать подарочным сертификатом на покупку техники, так как боялась не угодить с подарком. Я, конечно, рад. Но сразу возник такой вопрос (учитывая имеющийся опыт в покупке некачественной техники): распространяется ли гарантия на покупки по подарочным сертификатам? Какие у меня права, если «сертификатное» приобретения окажется некачественным?»

Вячеслав БЕЛЯЕВ

— Потребители, которые обзавелись техникой (и другими приобретениями) по подарочным сертификатам обладают теми же правами, что и обычные покупатели. Они пользуются теми же установленными законом правилами обмена и возврата и имеют право на гарантийный ремонт (в случае поломки покупки, находящейся на гарантии).

Кроме подарочного сертификата, вам необходимо сохранить все документы, которые вам выдадут в магазине на приобретение: например, чек, подтверждающий покупку в конкретном месте. Его прикрепляют к гарантийному талону на товар (если на него устанавливается гарантия).

Как подстраховаться от неожиданного роста стоимости лечения?

«Собираюсь пройти обследование и лечение в частном медицинском центре. Во время первого визита и ознакомления с прейскурантом стоимость необходимых процедур меня устроила. Однако меня насторожило предупреждение администратора, что в случае непредвиденных нюансов (и необходимости каких-то незапланированных манипуляций) первоначально озвученная цена может возрасти. То есть, она не является окончательной. Опасаюсь, что выход за пределы предварительно оговоренной суммы может оказаться для меня финансово неподъемным. К тому же, у меня нет медицинского образования, чтобы оценить: какие непредвиденные услуги действительно были необходимыми?

Подскажите: как обезопаситься от непредвиденного роста цены лечения? И должна ли я оплачивать все, что проделали доктора (даже то, о чем я не просила)?»

Галина ГУБИНА

— Заключение письменного договора с медицинским центром перед началом обследования и лечения – залог того, что в случае проблем отстоять права будет легче. Кстати, вы можете не подписывать договор сразу, а взять его проект для ознакомления домой. Если вы юридически неграмотны, то не возбраняется проконсультироваться с юристами. Кстати, наши специалисты могут провести юридическую экспертизу потребительских договоров (на безвозмездной основе), разъяснить последствия их заключения и указать на ущемляющие права потребителя пункты (если они есть).

Помимо заключения договора, вы имеете право потребовать составления письменных плана лечения и примерной сметы. При этом, вы можете сослаться на п. 1 ст. 33 Закона РФ «О защите прав потребителей»: «На выполнение работы (оказание услуги), предусмотренной договором о выполнении работы (оказании услуги), может быть составлена твердая или приблизительная смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно».

Увеличение стоимости лечения в его процессе возможно, так как состояние здоровья у всех разное, и не все особенности можно выявить до обследования и начала работы с пациентом. Если понадобилось дополнительное вмешательство (и плана), попросите обосновать эту необходимость (и проконсультируйтесь со специалистами из других медучреждений) и требуйте оформлять все оказанные услуги документально.

В любом случае, если у пациента на руках имеется предварительная смета, ввести его в заблуждение и навязать не очень нужные услуги или взять окончательную сумму за лечение «с потолка» сложнее. Если увеличение стоимости лечения неизбежно, вас об этом должны уведомить заранее: «Исполнитель, своевременно не предупредивший потребителя о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату работы (услуги) в пределах приблизительной сметы».

Бывает, что в процессе необходимого лечения могут делаться попытки оказать дополнительные (вовсе необязательные) платные услуги. Знайте, что Закон РФ «О защите прав потребителей» не позволяет оказывать их без вашего ведома и предварительного согласия. В противном случае, вы имеете полное право их не оплачивать. А если успели за них раскошелиться, то потребовать возврата уплаченной вами суммы (с помощью письменной претензии и (в случае ее игнорирования) суда).

Размер неустойки в договоре меньше положенного по закону

«Решила остеклить и утеплить балкон. Обратилась в одну из фирм, оказывающую такие услуги. Подписала с ней договор (как сказали ее сотрудники, «типовой»), в котором были оговорены сроки выполнения работ. Они были нарушены (устно в фирме мне сказали, что причина этого – большое количество заказов и «текучка» кадров). На сегодняшний день, задержка составляет более месяца. Мастера не торопятся доделать работу, и обещают мне прийти то «завтра», то «послезавтра». А сами не приходят. Мне же приходится отпрашиваться с работы.

Может быть, требование неустойки за просрочку как-то стимулирует мастеров? Как правильно добиваться ее выплаты? И какой ее размер действительный? Дело в том, что в том самом «типовом» договоре (альтернатив которому мне не предлагали) указан мизерный размер неустойки — 0,01 % от цены заказа за каждый день просрочки. А в ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» я нашла совсем другой размер — 3 % за каждый просроченный день. Можно ли требовать неустойку в размере, положенном законом, а не договором?»

Мария КОНОНОВА

— Любые заключаемые договоры не должны нарушать действующее законодательство. В противном случае, незаконные положения даже подписанного договора можно и нужно оспорить. В вашем конкретном случае это значит, что вы имеете право на выплату неустойки в установленном Законом РФ «О защите прав потребителей» (а не фирмой) размере.

Отстаивание прав начните с подготовки письменной претензии (в двух экземплярах) в адрес руководства фирмы. В ней в свободной форме опишите ситуацию и потребуйте возместить неустойку в определенном законом размере. Один экземпляр этого документа вы оставляете на рассмотрение (можно отправить его заказным письмом с уведомлением о вручении), а другой (с отметкой о приеме или почтовой квитанцией) остается у вас. На рассмотрение этого документа законодательством дается 10 дней.

Если вы получите отказ в добровольной выплате неустойки в размере, определенном законом, следующий шаг – обращение в суд (как и в случае, если вам не удалось дождаться ответа). В исковом заявлении вы можете потребовать не только выплаты неустойки, но и морального ущерба (если он был нанесен задержкой в выполнении услуг – например, это испортило ваши отпускные планы). Напомню, что бесплатные консультации и помощь в составлении исковых заявлений по потребительским делам оказывают наши специалисты.

Мешать покупателям копировать и сравнивать цены незаконно

«Наша семья вынуждена жить в режиме постоянной экономии (снизившиеся реальные доходы и имеющиеся кредиты этому способствуют). Поэтому выискиваем по разным магазинам и торговым сетям, где и что из еды и бытовой химии стоит дешевле. Существенная разница стоимости одного и того же в разных местах позволяет экономить.

Минус в том, что приходится постоянно ходить по магазинам – отслеживать и сравнивать цены, узнавать об акциях, скидках и распродажах. Естественно, все цены в голове не удержишь, поэтому записываем то, что привлекло внимание или фотографируем на мобильники. За это не раз получали нагоняи от продавцов и охраны торговых точек. Они убеждают, что копировать цены в магазинах запрещено и даже ссылаются на свои объявления об этом и внутренние инструкции, называют это «использованием чужого имущества» и «попыткой хищения коммерческой тайны». При этом, ни одной адекватной ссылки на законодательство мне не привели.

Хочу узнать: как смотрят российские законы на сбор покупателями информации о ценах для их сравнивания (методами переписывания и фотографирования на сотовые телефоны)? Если это не запрещено, то на какие законы ссылаться, защищаясь от нападок персонала магазинов?»

Павел Л.

— Внутренние запреты торговых точек на любое копирование цен покупателями не имеют ничего общего с законодательством РФ, которым регулируются отношения между потребителем и магазином. Естественно, если внутренние документы идут вразрез с законодательством, необходимой действовать по закону.

Начну с того, что в соответствии со ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать и получать информацию, если эта информация не является государственной тайной. Однозначно, ценники ею не являются. Как не являются секретными и товары, которые продают в открытом доступе.

Кроме этого, при отстаивании прав вы можете сослаться на ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно ей, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию, обеспечивающую возможность правильного выбора товара. Записанная для личного пользования на бумаге (или зафиксированная на камеру мобильного телефона) информация как раз подпадает под статью закона.

В случае незаконных запретов скопировать для себя цены интересующих товаров (или сфотографировать, как они выглядят, чтобы потом посоветоваться о покупке с близкими) вы имеете право оставить жалобу в «Книге отзывов и предложений» и/или написать претензию руководству магазина. В случае отсутствия реакции на произошедшее, можно обращаться в прокуратуру и суд. Если сотрудники магазина запрещали вам копировать цены в грубых оскорбительных выражениях, также можно обратиться в полицию.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *