Четверг, Декабрь 3, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Мужские проблемы в вопросах и ответах

Мужские проблемы в вопросах и ответах

Выпуск страницы для потребителей накануне мужского праздника подготовлен на основе вопросов представителей сильного пола, поступивших в редакцию. Какие варианты выходов из распространенных проблемных ситуаций предлагают законы? Об этом читателям «Абакана» рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Тонкости возврата запчастей

«Купил в магазине запчасти к своей машине. Сам я в них почти не разбираюсь, а при их установке в автосервисе выяснилось, что одна из них не подойдет на мою машину, а две других – некачественные (о чем меня продавцы не предупредили). В общем, почти все недешевые приобретения оказались бесполезными. Чеки сохранились, но в магазине не хотят принимать запчасти обратно под предлогом, что это «технически сложный товар», а также ссылаясь на то, что «я видел, что покупал, и в момент покупки меня все устраивало». Насколько обоснованы такие доводы? Имею ли я право на возврат и замену запчастей?»

Роман ЧУПРИН

— Да, имеете. В вашей ситуации продавцы поступают незаконно.

В случае с качественными, но не подошедшими запчастями, вы можете вернуть их в течение 14 дней после покупки, как и другие приобретения (при условии сохранения товарного вида). Неправомерны ссылки на то, что они включены в «Перечень технически сложных товаров» и в «Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации», утвержденные Правительством РФ. Ни в том, ни в другом списке их нет. В них входят только готовые автомобили.

  Что касается некачественных запчастей (недостатки которых не были оговорены продавцом, и вы не соглашались с их наличием, делая покупку) – их тоже можно вернуть или обменять. Это позволяет сделать п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее – Закон). Причем, покупатель не обязан быть экспертом и определять при покупке, качественный ли товар. Если недостатки товара ненадлежащего качества не были оговорены продавцом, то вы вправе предъявить ему одно из требований (лучше сразу в виде письменной претензии): потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

       В соответствии с п. 5 ст. 18 Закона продавец (изготовитель) обязаны принять некачественный товар у потребителя и в случае необходимости провести проверку его качества. Причем, покупатель имеет право участвовать в такой проверке. В спорных случаях проводится экспертиза.

         Так как требование к продавцу о расторжении договора купли-продажи носит имущественный характер, если оно не будет удовлетворено добровольно, далее помочь в разрешении спора может только суд (п. 2 ст. 17 Закона).

Вернуть автомобиль сложно, но можно

«Накануне Нового года сделал себе подарок: купил в салоне новый автомобиль (отечественного производства). Машина еще на гарантии, но двигатель с самого начала барахлит. Уже не рад покупке и хочу узнать: можно ли ее вернуть (по аналогии с более мелкими проблемными покупками), а не отдавать в гарантийный ремонт, на котором наверняка будет настаивать продавец? Я бы купил себе другую машину в другом салоне. Если возврат автомобилей возможен, то в какой срок и как его добиваться?»

Дмитрий НАСОНОВ

— Закон (и другое действующее законодательство) позволяет вернуть продавцу неисправный автомобиль. Правда, дело это будет небыстрым и хлопотным, Возможно, придется обращаться в суд. Местные судебные прецеденты возврата неисправных автомобилей уже есть. Например, в прошлом году сначала Абаканский городской суд, а затем Верховный суд РХ вынес решение в пользу потребителя, купившего машину в ООО «Крепость–Абакан». Истец утверждал, что соблюдал требования руководства по эксплуатации и гарантийного обслуживания, проходил техобслуживание только у ответчика. Однако двигатель автомобиля перестал работать в период гарантийного срока, а ответчик отказался делать ремонт по гарантии. Он сослался на то, что неисправность вызвали причины, за которые он не отвечает. Абаканский городской суд не согласился с этими доводами и встал на сторону потребителя (который требовал расторгнуть договор купли-продажи, вернуть уплаченные за проблемное авто деньги, компенсировать дополнительные расходы, моральный вред и выплатить штраф). Как следует из материалов дела: «Суд исходил из того, что ответчик не доказал, что указанный недостаток в период гарантийного срока возник в результате неправильной эксплуатации автомобиля (статья 18 Закона). Суд учел результаты судебной автотехнической экспертизы, по заключению которой причиной возникновения неисправности стал производственный дефект моторного масла, залитого в ДВС, следов неправильной эксплуатации выявлено не было. Повторная автотехнохимическая экспертиза подтвердила, что действия истца по запуску двигателя не были причиной неисправности двигателя». В конечном итоге Судебная коллегия Верховного Суда РХ решение суда первой инстанции оставила без изменения.

Как действовать в случае покупки проблемного автомобиля? Если автовладелец обнаружил в нем неисправность в течение первых пятнадцати дней после его покупки, то он можно вернуть машину продавцу (и потребовать уплаченные за нее деньги) из-за любого недостатка, даже незначительного. Кроме этого, вы имеете полное право на обмен автомобиля, даже другой марки (с перерасчетом цены).

В случае, если проблемы с качеством машины обнаружились спустя больший, чем полмесяца, срок? Автомобиль и тогда можно вернуть или обменять. Но в трех случаях. Во-первых, если экспертиза подтвердила, что недостаток является существенным и технически его невозможно устранить, или он вновь проявляется после ремонта. Во-вторых, если продавец (или автосалон) не смог устранить дефекты в оговоренный заранее срок. При этом, сроки обязательно должны быть зафиксированы письменно и не должны превышать 45 дней. Кстати, отсутствие автозапчастей или материалов для вашего автомобиля не являются законным основанием для его увеличения. В случае отказа продавца документально зафиксировать ремонт, вы можете потребовать немедленного устранения неисправности. В-третьих, если ваш автомобиль находился в гарантийном ремонте суммарно более тридцати дней в год.

Позаботьтесь о том, чтобы зафиксировать документально проблемы с машиной и проведение ремонтов. Если предъявленная руководству салона письменная претензия с вашим требованием (и приложением копий доказательств проблемы) не возымела действия, или возник спор из-за разного взгляда на ситуацию, дальше отстоять права помогут автоэкспертиза и суд. Причем, пока машина на гарантии, работу экспертов оплачивает продавец. Но, если ее результаты окажутся не в вашу пользу, вы возместите ему потраченную сумму. В случае сомнений в достоверности выводов экспертов, результаты экспертизы можно оспорить через суд и потребовать проведения новой экспертизы другими специалистами.

Некачественно отремонтировали машину

«У меня не новая иномарка. Сам я ее ремонтом не занимаюсь. После обращения в автосервисы лично у меня складывается впечатление, что во многих из них «дурят нашего брата». Прежде всего, молодых автовладельцев, слабо разбирающихся в поломках, ремонте и запчастях.

Часто обращаешься с какой-нибудь мелочью, а потом тебе предъявляют ощутимый счет, приговаривая, что еще заменили то и это без предупреждения, потому что возникла необходимость. И проверить, действительно ли это было нужно, сделано ли заявленное на самом деле и какого качества установленные запчасти, я не могу. Но не раз сталкивался с тем, что вскоре после ремонта возникает точно такая же неисправность, как была до него или приходится менять запчасти, которые (якобы) поменяли. Это значит, что ремонт был сделан недобросовестно. А переделывать работу или возвращать деньги чаще всего удается со скандалами.

Как посоветуете поступать в подобных случаях? И как можно перепроверить работу мастеров и наказать их в случае обмана?»

Сергей ШУВАЕВ

— В случае если вы не дока в тонкостях ремонта автомобилей, могу посоветовать приезжать в автосервисы с разбирающимися в этом друзьями и родственниками. Их присутствие и общение с мастерами по существу при сдаче в ремонт и приемке работы станет хоть какой-то защитой от обмана.

А теперь о том, что советует закон: если вашу машину некачественно отремонтировали, Закон позволяет потребовать от автосервиса: или бесплатно устранить все недостатки; или выполнить работу повторно; или уменьшить ее стоимость соразмерно сделанному. Не все знают, что в автосервисе обязаны возместить потребителю расходы по устранению недостатков, если тот обратился за помощью в другую мастерскую или попытался устранить проблемы своими силами. Само собой, нужны документальные подтверждения всех расходов. В случае серьезных недостатков в ремонте вы можете потребовать вернуть всю потраченную на него сумму. Естественно, все расходы должны быть подтверждены документами. Необходимостью для успешного отстаивания прав является и то, что автосервис работает на законных основаниях (то есть, это – официально зарегистрированная организация или ИП). В случае, если вы обратились к нигде не зарегистрированному частнику, Закон вам не поможет.

Мастера автосервисов не всегда спешат исправить некачественную работу. В конфликтных ситуациях советую не «скандалить», а перевести общение в письменное русло: предъявить претензию. В этом документе должна быть отражена проблема и выставлено ваше требование: какой из предложенных законом путей вы выбираете для исправления ситуации. Если, рассмотрев претензию в течении отведенных на это 10 дней, руководство автосервиса будет настаивать на правоте мастеров, понадобится проведение автоэкспертизы. Эксперты смогут оценить качество работы и подтвердить (или опровергнуть) возможный обман в процессе ремонта: действительно ли вам поменяли запчасти? Была ли в этом необходимость?

Напомним: если гарантия не закончилась, то работу экспертов оплатит автосервис. Но если результаты экспертизы окажутся не в вашу пользу – вы возместите ему расходы. Если руководстве не согласится с вашими требованиями даже после признания вашей правоты экспертами, обращайтесь в суд.

Что касается платных услуг, которые мастера выполняли без согласования с вами, то это незаконно. Согласно п. 3 Статьи 16 Закона исполнитель «не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату». Потребитель может отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены — потребовать возврата уплаченной суммы.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *