Понедельник, Февраль 24, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Проблемы абаканских потребителей в вопросах и ответах

Проблемы абаканских потребителей в вопросах и ответах

Жалобы покупателей и клиентов, одним словом потребителей, в нашей почте не иссякают. На примере распространенных обращений читателей «Абакана» вы узнаете, как правильно отстаивать права в случае возникновения проблем. В этом вам поможет эксперт нашей рубрики — начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Если вы сомневаетесь в безопасности пластиковых окон…

Живу в частном доме. Окна в нем не менялись с момента постройки в 1960-х годах, рамы уже рассохлись, толком тепло не держат. Подруги уговаривают заменить все окна в жилище на пластиковые, а я мучаюсь сомнениями. Конечно, оценила у знакомых эстетичность таких окон и удобство пользования ими. Но у них немало противников, утверждающих в СМИ, что они опасны для здоровья. Дескать, фирмы экономят на материалах и пользуются дешевыми китайскими, которые потом годами дают вредные испарения, и жильцы дышат ими и болеют.

Хотела выяснить: неужели фирмы, которые устанавливают пластиковые окна, не гарантируют качество и безопасность материалов, из которых они изготовлены? Как это можно оценить?»

Валентина ЮДИНА

– У вызывающих доверие фирм, устанавливающих пластиковые окна, обязаны быть документы, подтверждающие качество и безопасность материалов, которыми они пользуются при изготовлении оконных конструкций (сертификаты соответствия, санитарно-эпидемиологические заключения и т. п.). Их обязаны предоставить по первому требованию потребителя для ознакомления. Если вам в этом отказывают под любым предлогом — поищите другую фирму, здоровье и качество дороже.

Обычно использованием сомнительных материалов и некачественным выполнением заказов грешат организации, которые гонятся за быстрыми заработками и не планируют задержаться на рынке надолго. Выбор солидной фирмы — некоторая гарантия того, что работа будет выполнена качественно и в срок и материалы будут использованы не самые дешевые и плохие. При выборе фирмы первым делом изучите ее документы. В солидных организациях это не тайна за семью печатями. Напротив, обычно важные документы, вроде лицензий и престижных дипломов, висят в рамочках на видном месте, чтобы все клиенты их видели. В уголке потребителя вы без проблем сможете найти информацию о предлагаемых работах: их перечень; стандарты, обязательным требованиям которых должны соответствовать оконные конструкции и монтажные швы (ГОСТы и т. д.); сроки выполнения работ; гарантийные сроки; цены на конструкции и выполняемые работы; сведения о порядке и форме оплаты.

Если некачественно перетянули мебель…

Заказала в мастерской перетяжку мягкого уголка по предоплате. Заказ был выполнен в срок. Но мастера, видимо, хотели сэкономить на ткани: она натянута так сильно, что в скором времени неминуемо должна полопаться во многих местах. Увы, остались и дефекты, устранение которых мы обговаривали с мастерами устно: смягчение жестких подлокотников кресел дополнительным слоем поролона. Хотя это было отмечено в письменном договоре.

Работу я принимать не стала, но признавать обоснованность моих жалоб и исправлять дефекты в мастерской не хотят. Дескать, это я слишком капризная клиентка, а мебель была перетянута «по всем стандартам» (хотя по каким — никто мне не ответил).

Что мне делать, чтобы доказать свою правоту и заставить мастеров бесплатно переделать работу?»

Нина Харитонова

В вашем случае советую как можно скорее обратиться к руководству фирмы с письменной претензией: приложить к ней копию договора, описать произошедшее и выдвинуть свое требование. По Закону «О защите прав потребителей» (ст. 29) при обнаружении недостатков выполненной работы вы можете по своему выбору потребовать:

1) безвозмездного устранения недостатков выполненной работы

2) соответствующего уменьшения цены выполненной работы;

3) возмещения понесенных вами расходов по устранению недостатков выполненной работы своими силами или третьими лицами.

Кроме этого, имеете право потребовать полного возмещения убытков, причиненных в связи с недостатками выполненной работы.

Если после ремонта пользоваться вашей мебелью стало невозможно, вы можете сослаться еще и на ст. 35 упомянутого закона («Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя»). Она позволяет потребителю в случае полной или частичной утраты (повреждения) его вещи требовать от исполнителя возмещения цены утраченной (поврежденной) вещи в двукратном размере. Один экземпляр претензии остается на рассмотрении, а другой (с отметкой о вручении, датой и подписью принявшего) — у вас.

Также можете отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении и ожидать результаты рассмотрения в течение 10 дней с момента получения.

Если реакции на вашу претензию не последовало или решение вас не устроило – обращайтесь в суд. Напомню, что при обращении в суд по потребительским делам госпошлина не взимается, а наши специалисты могут бесплатно проконсультировать вас и помочь в составлении искового заявления.

Если вы опасаетесь купить невсхожие семена…

Скоро дачный сезон, уже начинаю закупать семена. Посоветуйте: как выбрать качественные и всхожие?

В прошлом году «обожглась» при покупке семян огурцов, моркови и редиса на рынке: они не взошли, хотя продавцы клялись, что товар хороший. А потом кому предъявлять претензии?

Можно ли возместить ущерб, если купишь некачественные семена? Покупаю их много, и это выливается в копеечку, участок у меня большой.

Инна Шубина

– Подстраховаться при покупке семян сложно, но можно. Настоятельно рекомендую дачникам в первую очередь обращать внимание не на красочные пакетики с фотографиями урожая и не на рекламно-заманчивые описания плодов (все это не гарантирует качество содержимого), а на информацию об этом товаре и на место его приобретения.

По возможности покупайте семена в специализированных магазинах и отделах, где уменьшается риск нарваться на подделку, товар с истекшим сроком хранения и хранящийся (продающийся) в ненадлежащих условиях. Как вы думаете: торговля семенами в морозы, как это бывает на рынках, влияет на их качество? В сезон уличные торговцы бойко продают самый востребованный у дачников товар (и семена тоже) в не установленных для торговли местах. Что это значит? Качество их товаров никто не проверяет, и вы приобретаете его на свой страх и риск. Где вы потом будете искать этих нелегальных продавцов? Кому предъявлять претензии?

В специализированных торговых точках выдают чеки, а это облегчает отстаивание прав, если покупки окажутся проблемными. Обязательно сохраняйте их и упаковку от семян, пока не убедитесь, что с покупкой все в порядке. Если растения не взойдут, это поможет вам отстоять права потребителя.

Да, бывает, что в магазинах попадаются партии просроченных семян, поэтому перед покупкой не забывайте ознакомиться со сроком годности (иногда указывают срок использования семян или год урожая) на упаковке. Если семена все равно кажутся сомнительными, никто не запрещает вам попросить у продавца посмотреть документы на них. Они обязаны быть, как и на любой другой товар, и покупателям их должны представить по требованию. Это поможет узнать больше о происхождении и “свежести” товара. Что особенно важно, если вы покупаете дорогие сортовые семена.

Какая еще информация на пакетике семян, кроме срока годности, может рассказать о качестве этого товара? Ищите на упаковке название культуры, сорта или гибрида, название фирмы-производителя, ее адрес, ГОСТ, номер партии, вес семян или их количество, срок использования семян, штрихкод (для семян из-за границы), краткое описание сорта и агротехнические советы.

Если приобретенные семена оказались некачественными, отстаивание прав нужно, как и в случае с любым другим некачественным товаром (услугой), начать с предъявления письменной претензии, как описано выше. К ней приложите по возможности копии упаковок семян и чека. Помимо этого, выдвиньте свое требование: например, вернуть деньги или обменять некачественный товар. В течение 10 дней, отведенных законом на рассмотрение претензии, вам должны дать ответ. В случае, если он окажется не в вашу пользу, остается обратиться за консультацией о дальнейших действиях в вашей ситуации к специалисту по защите прав потребителя и(или) в суд. Конечно, судиться из-за пары пакетиков семян вряд ли кто-то будет, однако дачники, покупающие много дорогих сортовых семян, могут пойти на такой шаг. К тому же с помощью суда можно взыскать не только причиненный ущерб, но и нанесенный моральный вред, если он был причинен. На практике, если покупатель сохранил чек на семена и у него имеются другие веские доказательства совершения покупки и ее некачественности, то продавцы обычно идут навстречу обиженным потребителям: не усугубляют конфликт, а выполняют их законные требования добровольно.

Если мастера оказали вам не прошенные услуги…

Готовясь к семейному торжеству, пошла в парикмахерскую подстричься и сделать укладку. Их стоимость в прайс-листе меня вполне устраивала. Однако мастер по собственной инициативе изъявила желание помыть мне голову и сделать полезную маску для волос, не предупредив о том, что это платные услуги и не озвучивая их стоимость. Эти и другие незапланированные манипуляции в конечном итоге потянули на ощутимую сумму, которую меня тоже заставили заплатить. Не хотелось конфликтовать, и я это сделала. Как говорится, осадочек остался.

Для того, чтобы больше не попадать в неприятные ситуации, когда меня «раскручивают» на платные услуги, хочу уточнить: могу ли я не оплачивать то, что не просила делать мастеров, и должны ли меня предупреждать о том, что сейчас будут оказывать какие-то незапланированные платные услуги, и спрашивать мое согласие?»

Марина Горелова

– Да, у вас должны спрашивать разрешения на оказание платных услуг, о которых вы не просили. Напомню, что исполнитель вообще не имеет права без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги (работы) за плату. А потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены – потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы (этот абзац введен в Правила бытового обслуживания населения в РФ постановлением Правительства РФ от 30.09.2000 № 742). Помните, что также вас не могут заставить приобрести нужную вам услугу при условии заказа другой услуги. Простой пример: если вы пришли в парикмахерскую только подстричься, а вам говорят, что перед стрижкой вам обязательно (и, конечно, платно) помоют голову, то это — нарушение закона. От ненужной вам услуги вы имеете полное право отказаться. Советую обговаривать с мастерами конечную стоимость работы не после ее окончания, а до того, как они приступят к ее выполнению. Это убережет вас от попадания в неприятные ситуации.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *