Вторник, Август 4, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Начинать ли свое дело сегодня?

Начинать ли свое дело сегодня?

Над этим непростым вопросом задумываются сотни, а может и тысячи абаканцев. И кто-то, действительно, начинает, а кто-то остается во власти осторожного скептицизма. Кто прав? Те, кто верит в себя или те, кто решает «оставаться работать на кого-то». Сегодня на эти и другие вопросы отвечает бизнес-омбудсмен в Республике Хакасия Василий КУДАШКИН, который знает о бизнес среде республики и города не по-наслышке.

– Василий Владимирович, многие считают, что сейчас не время заниматься бизнесом. Правда ли это? Я могу привести конкретные примеры возражений от моих знакомых, которым предлагалось создать собственное дело: экономика не в том положении, покупательская способность упала и так далее и тому подобное. Что вы можете сказать на это?

– По натуре я оптимист, поэтому всегда считал и считаю, что если оглядываться вокруг и всего бояться, то можно никогда не начать ничего делать, можно просто лежать на диване. Знаете, как говорят? Любая дорога начинается с первого шага. И дорога в бизнес тоже. В Библии есть хорошее выражение: «кто наблюдает ветер, тому не жать, кто наблюдает облака, тому не сеять…» Каждый человек принимает решения сам, что одному хорошо, то может быть другому плохо. Исходя из своего длительного предпринимательского опыта, владея информацией будучи уполномоченным по защите прав предпринимателей, могу сказать, что по моему глубокому убеждению, сейчас одно из самых благоприятных времен для начала своего дела.

Это подтверждает программа «Ты – предприниматель». Ее реализует Миниэкономики Хакасии. Благодаря программе ежегодно проходит обучение азам предпринимательства до трехсот человек. Это подтверждает муниципальный конкурс на получение грантов для начинающих предпринимателей. Грант в сумме триста тысяч рублей – неплохие стартовые деньги. И желающих вполне достаточно. На один грант – по две заявки.

– Но ведь «народный скептицим» существует не просто так? Когда люди принимают решения, не идти в бизнес, они при этом чем-то руководствуются: например, не очень удачными ситуациями друзей, знакомых…

– Успешных предпринимательских примеров в тысячу раз больше, чем неудачных. Но некоторые люди предпочитают обращать внимание только на какие-то грустные истории, упуская из виду общую картину. Даже в такие непростые годы, как 2015 и 2016 ничего катастрофического с бизнесом не произошло. Какого-то значительного сокращения малого и среднего бизнеса нет, а единичные примеры были, есть и будут. Конкуренцию никто не отменял, выживает в ней сильнейший.

– Вы говорите, что позитивных примеров больше, чем печальных. А мне почему-то казалось, что все наоборот. Потому что любой бизнес, это всегда потенциальные трудности, а справляться с ними умеет не каждый.

– Трудности очень часто сплачивают людей. Самое страшное, что может погубить абсолютно любой, даже уже достаточно успешно развивающийся бизнес, это не трудности. Если вы посмотрите на неудачные бизнес-истории, раз уж мы о них заговорили, то проблема часто кроется в каком-то ошибочном решении предпринимателя. Например, люди решили работать не на арендованном имуществе, а взять кредит и купить свое и это стало фатальной ошибкой. Экономят на юридических услугах, или начинают отношения без договора, а потом проигрывают суды или ничего доказать не могут и теряют деньги. Пытаются «играть в игры с государством», выплачивая «серую» зарплату и это заканчивается печально. А кроме того, не все умеют доносить свое видение до окружающих и бизнес-партнеров.

– Что вы имеете ввиду?

– Давайте рассмотрим вопрос на примере молодой семьи. Люди встречаются, влюбляются, женятся. Что дальше? Дальше начинается совместная жизнь. Какой она будет, зависит от того, как каждый из супругов представляет себе семью и общее будущее. И вот тут возможны два варианта.

Вариант первый: двое пусть и очень любящих друг друга людей, что называется, не договорились «на берегу». И тогда через какое-то время у них начинаются серьезные трудности и, возможно, все заканчивается разводом. Потому что жена, например, представляет себе жизнь в браке, как продолжение периода ухаживаний: она получается цветы, они откладывают деньги и через какое-то время едут к морю, продолжают периодически ходить в красивые кафе. А муж при этом абсолютно уверен, что она видит дальнейшую жизнь так же, как и он сам: с отпуском лучше повременить, а поужинать теперь можно и дома. Надо копить деньги на ипотеку, чтобы была своя квартира, надо купить вторую машину. И отсюда ссоры, непонимание, обиды, обвинения друг друга в эгоизме и так далее…

Вариант второй: люди счастливо живут вместе долгие годы. Кстати, это бывает не так уж и редко. Но такой вариант возможен только тогда, когда у супругов есть одинаковое видение их общего будущего. То есть, либо мужу и жене необыкновенного повезло и так получилось, что они одновременно хотели одного и того же, либо они сели и договорились о стратегии дальнейшей жизни и о том, кто из них в чем уступит или пожертвует. Например, поедут ли они в отпуск и не купят машину, или купят машину и не поедут в отпуск.

С бизнесом все то же самое. Как только вы с кем-то начали общее дело, вы практически как семья. Но даже если вы считаете бизнес-партнера очень умным, даже если уважаете и доверяете ему, это не отменяет необходимости, как я уже говорил, сесть и договориться «на берегу» о том, какая у вас будет стратегия развития бизнеса. Слова «стать успешными и заработать много денег» не могут бы такой стратегией. Так же как желание быть счастливыми не является стратегией брака. В основе всегда должен быть четкий план: что мы делаем сегодня, что мы делаем завтра и что мы делаем после завтра, что и куда мы тратим и как расходуем прибыль. Потому что если один бизнес-партнер думает, как развить бизнес до таких масштабов, когда можно будет открыть собственную сеть супермаркетов, а второй изначально был настроен на несколько небольших магазинов и пусть и небольшие, но быстрые деньги на личные нужды, через какое-то время наступит конфликтный момент. Причем, их личностные качества ни на что не повлияют. Оба бизнес-партнера могут быть умными, образованными и порядочными людьми с жизненным опытом, но конфликт все равно неизбежен.

Подумайте сами: чтобы развить сеть супермаркетов, всю полученную прибыль нужно постоянно во что-то вкладывать: в аренду площадей, покупку и доставку товара, зарплату персоналу и множество других необходимых вещей. И это желание одного партнера вступает в непримиримое противоречие с желанием другого пользоваться прибылью сразу, как только она появилась. Поэтому, как уже было сказано, очень важно уметь договариваться «на берегу» и грамотно доносить до окружающих свои мысли.

– А как быть с кадрами?

– Искать и подбирать. Давайте еще раз рассмотрим ситуацию на примере. Допустим, какому-то предпринимателю требуется водитель, который развозил бы его продукцию по магазинам. Он нанимает человека и говорит ему : «Вася, сегодня нужно развезти товар по двадцати торговым точкам». А Васе это не нравится, ему больше нравилось, когда точек было десять. Он делает все в два раза медленнее и дело страдает. Потому что магазин ждал продукцию в обед, а получил к вечеру. Как быть в такой ситуации? Гениальное решение нашел один мой знакомый. Он понял, что необязательно иметь собственного водителя в штате. Множество функций можно вообще отдать людям, которые что называется «работают на себя». Главное, чтобы у них была мотивация сделать ту или иную работу, и сделать ее качественно и быстро. Итак, что придумал мой знакомый? Он нашел нескольких частников и сказал: «вот каждому из вас по десять заявок, плачу столько, развезете?» Естественно люди хотели заработать. Причем, они постарались развести все быстро, потому что кому нравится тратить целый день или полдня на десять заявок? В итоге, сначала таких водителей было три, потом двое, а потом один из этих двоих подошел и сказал: «давайте я заберу все себе, я справлюсь». И дело от этого только выиграло. Поэтому ищите людей, ищите выход.

– Хорошо, давайте представим, например, что я решила заняться бизнесом, есть стартовый капитал (получила муниципальный грант, к примеру), надежные партнеры, даже найдена пара хорошо мотивированных сотрудников. Но, у меня, как у любого начинающего энтузиаста с горящими глазами элементарно нет опыта. И неоткуда его взять…

– Никакого опыта не появится, если не начать. Но все мы понимаем, что желательно учиться не на собственных ошибках. Запишитесь хотя бы в обучающую программу «Ты предприниматель», это позволит поездить посмотреть своими глазами на уже существующие производства. Надо читать специальную литературу, смотреть передачи, а не оглядываться на чужие неудачи и тех, у кого что-то не получилось. Примите участие в конкурсе профессионального мастерства «Ворлд скиллс», который пройдет в Абакане в конце января. В мае этого года будет проходить «Неделя предпринимательства», которую проводит Администрация Абакана. А кроме того, в Абакане уже несколько лет существует клуб читающих предпринимателей, о котором неоднократно писал ваш еженедельник. Членом клуба может стать любой желающий а все те, кто уже состоит в клубе очень активные и открытые люди. Так что если вы подойдете к кому-то из них с вопросом, вам на него с удовольствием ответят. Остается только пожелать вам удачи.

Беседовала Мария КИДЯЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *