Пятница, Июнь 5, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > И в жаждущей земле источник воды будет

И в жаждущей земле источник воды будет

19 января Православная Церковь празднует Крещение Господне. Это следующая после Рождества Христова календарная дата, более или менее известная российскому обывателю. В этот день люди – церковные и не очень (а то и вовсе неверующие) – стремятся набрать воды, полагая, что она обладает сверхъестественными качествами. При этом места, где можно набирать эту воду, в восприятии жителей региона значительно разнятся: храм, прорубь в реке, колонка, водопроводный кран. Сторонники последних «источников» дешевой благодати почему-то полагают, что святой вода становится ровно в 12 часов ночи накануне праздника (то есть в ночь с 18 на 19 января).

Важный праздник

Подобные суеверия касательно Крещения Господня являются распространенными ввиду неосведомленности о смысле празднуемого события: мало кто помнит, что праздник церковный, и уж тем более единицы знают о богословском содержании праздника.

А между тем этот праздник – один из самых торжественных в церковном году. Утром 18 января, в Крещенский сочельник, во всех храмах совершается особое богослужение, заключительной частью которого является освящение воды. Высокопреосвященный Ионафан, архиепископ Абаканский и Хакасский, в этот день обычно служит в Спасо-Преображенском кафедральном соборе (с 8 часов утра), освящение же происходит в нижнем храме, куда духовенство, хор и прихожане спускаются крестным ходом через улицу. На следующий день (с 9 часов утра) Преосвященный возглавляет в Никольском соборе служение Литургии, которая соединяется с великим освящением воды. Торжественным крестным ходом в предшествии хоругвей (знамен с изображением Христа, Богоматери, святых), икон и свечей собор духовенства, хор, прихожане двигаются к реке Абакан. Здесь прочитываются описывающие праздничное событие отрывки из Священного Писания, читаются молитвы на освящение воды, после чего все возвращаются в храм для завершения богослужения, а желающие могут набирать богоявленскую воду из проруби – иордани.

Так что же за событие так торжественно празднует Церковь 19 января?

Крещение покаяния

В I веке в Иудейской пустыне появляется проповедник, к которому стекаются толпы народа. Он ведет строгий образ жизни: питается лишь диким медом и акридами (акриды – вид саранчи, считавшийся тогда съедобным), а из одежды носит только власяницу из грубого верблюжьего волоса, препоясанную кожаным поясом. Звали этого проповедника Иоанн. И народ он привлекает своей проповедью: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие». Что же означают эти слова? Покаяние – это обращение человека к Богу. Греческое слово «метания» (покаяние) подразумевает обращение к Богу ума, «умоперемену». Иоанн предлагал своим слушателям отвратиться от зла, повернуться спиной ко греху, лицо же обратить к Богу. Коренным образом изменить свои жизненные ориентиры. Устремить все свое существо к высшей цели и непреходящей ценности – Царству Небесному. Видимым знаком этого покаяния является погружение в воду, смывающее грехи человека – крещение. Совершая его, Иоанн готовил людей к пришествию Царства Бога.

Сам Иоанн не претендует на титул Христа-Мессии – того самого ожидаемого народом Царя. Он не желает, чтоб его считали Илией или пророком. Он – глас вопиющего в пустыне, глашатай и провозвестник, бегущий впереди царя и сообщающий о его приближении.

«Приняв образ раба…»

И вот приходит Царь. Он не одет в богатые одежды, не украшен драгоценностями; его не сопровождает роскошная свита, он не окружен верным ему войском. Он – простой плотник, да еще и выходец из Галилеи, области в северной Палестине, жители которой пользовались не очень хорошей репутацией среди населения находившейся на юге Иудеи.

Однако покаяние, сопряженное с пребыванием в пустыне, постничеством, и воля Божия раскрыли Иоанну духовные очи, способность познавать истину надмирного порядка, истину Божественную. Он сразу видит в пришедшем Иисусе Того, о Ком проповедовал все это время. Зачем же пришел сюда в толпе многих грешников Царь?

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. (Евангелие от Матфея, 3 глава, 13 стих)

Иисус Христос, пришедший, чтобы освободить человечество от мучающего его зла, спасти от людей от их грехов, Сам просит крещения от Иоанна. Креститель сопротивляется: почему он должен крестить не имеющего греха, зачем это крещение Тому, Кто в нем не нуждается. Но Христос настаивает: потому что так надлежит нам исполнить всякую правду.

В Крещении безгрешного Иисуса должна исполниться правда Божия. И правда эта состоит в том, что долгожданный Избавитель-Мессия пришел не подчинять своей власти все и вся, не карать злодеев, не порабощать страны и народы, а послужить людям. Корона Ему совсем не жмет – Он слагает ее перед людьми, чтобы каждый мог наследовать жизнь вечную. О кротости Спасителя поется и в церковных песнопениях праздника Крещения: «Как человек на реку пришел Ты, Царь Христос, и стремишься принять рабское крещение, Благой, из руки Предтечи, ради наших грех, Человеколюбец».

Иоанн больше не противится желанию Господа Иисуса и крестит Его в водах Иордана.

Явление Святой Троицы

И вот на Христа сходит Дух Святой в виде голубя. А с небес слышится голос Бога Отца: Это – Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. Такого Предтеча доселе не видел.

Оказывается, пришедший на Иордан креститься – Одно из Божественных Лиц Святой Троицы, Творца всего сущего!

Православная Церковь верует в Единого Бога в трех Лицах (Ипостасях) – Отца, Сына и Святого Духа. И впервые в истории столь явно это явление происходит именно в момент Крещения Спасителя. Вот почему праздник Крещения Господня именуется еще Богоявлением. И родившийся от Девы Марии в вифлеемской пещере Иисус – это Бог, ставший человеком, чтобы восстановить полноту человеческого бытия в Боге. После того как истинный Сын Божий стал истинным человеком, в котором обитает вся полнота Божества телесно, люди имеют возможность приобщиться к благодатным дарам Божиим, стать ближе к Богу. Одним из средств приобщения к этим дарам является освящаемая в эти дни крещенская (богоявленская) вода.

Великая святыня

Вода, освященная по чину великого освящения в день праздника Богоявления, называется великой агиасмой. «Агиасма» переводится с греческого как «святыня». Святой – значит отделенный. Этот эпитет в Библии применяется, в частности, в отношении Бога как отделенного от тварного мира и от всего зла, в котором этот мир пребывает. Святыня – часть материального мира, отделенная Богом для благодатного приобщения человека к Своей святости. Христос приходит в мир, чтобы ниспровергнуть зло, освятить человека и преобразить этот мир, совершает же это через видимые материальные предметы или даже вещества.

Важно помнить, что водосвятие – действие церковное. Оно совершается по церковным чинопоследованиям священнослужителями в предписанных уставом местах. Поэтому, если кто-то хочет «освятиться», то вода из-под крана – не вариант. Освящающий воду Христос присутствует в основанной Им Церкви, так что за агиасмой придется идти в храм или на то место, где ее освящали.

Богоявленскую воду освящают дважды: на утренних богослужениях в Крещенский сочельник и в сам день Богоявления. Вода, освященная и в тот, и в другой день, имеет одни и те же благодатные свойства. Чин освящения всегда совершается в соединении с праздничной Литургией. Да и происходят оба освящения по церковному счету суток в один день: Литургия сочельника по замыслу устава изначально совершалась вечером (церковный день начинается с вечера, а не с утра), а наутро служится еще одна Литургия – также в соединении с водосвятием, которое на этот раз происходит не в храмах, а на водоемах.

О купаниях и гаданиях

Существует традиция купаться в проруби в день Крещения. Надо сказать, что способы применения агиасмы довольно четко обозначены в самом чине освящения: ее можно пить (по благочестивой традиции с утра натощак, хотя канонических правил, запрещающих пить святую воду после принятия пищи, нет), помазываться ею и окроплять себя, домашних, жилище. Ни о каком купании здесь не говорится.

О церковном характере обычая купаться на Богоявление среди священнослужителей единого мнения нет. Однако важно помнить два очень важных момента. Во-первых, купание в холодной воде (особенно при наших сибирских морозах) – это всегда риск заболеть. А можно в результате такого купания и умереть.

Во-вторых, стоит обратить внимание на происхождение обычая такого купания. Так, один из авторов позапрошлого столетия пишет: «Купаются и те, кто святошничал-рядился о Святках, – чтобы очиститься от греховной скверны в освящённой воде; купаются и просто – «для здоровья». Последнее, однако, далеко-таки не всегда оправдывается на деле». Гадание и ряженье на Святках (период от Рождества Христова до Богоявления) всегда признавалось Церковью грехом, как и любая магия. И вот те, кто запятнал себя этим грехом ворожбы, пытались отчиститься от него не покаянием – через исповедь в храме у священника, а по сути таким же магическим актом – омовением в проруби.

Как и гадания «в крещенский вечерок», погружения в воду для «очищения грехов» являются распространенным суеверием. Конечно, священники могут спорить о том, стоит ли лезть в прорубь в этот день, но все как один скажут, что никакого «очищения» от греховной скверны в результате такого купания не происходит. А желающего очиститься пригласят в храм на исповедь – в любой удобный для вас день. Церковь – не магазин эзотерики и товаров с магической аурой. Это тело Христово, частью которого является каждый верующий христианин и в котором каждый человек соединяется с Богом как с Личностью, получая от него освящение и свободу от греха.

Чтец Владимир БЕЛЬСКИЙ, магистр богословия


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *