Суббота, Декабрь 14, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Как не стать жертвой мошенников?

Как не стать жертвой мошенников?

Мошенничество — преступление, которое в последние месяцы в Абакане регистрируется все чаще. Пострадавшие отдают злоумышленникам все свои сбережения и далеко не всегда получают возможность вернуть их. Ведь на руку преступникам играют последние достижения техники и обычные человеческие слабости. Попробуем разобраться, как именно злоумышленники добиваются своего и что поможет противостоять их замыслам.

Телефон — на первом месте

– Мужской голос на другом конце провода, который взволнованно сообщает: «Мама, я попал в аварию!» – стандартный пример современного мошенничества. О нем известно, кажется, уже всем жителям страны, однако злоумышленники продолжают им пользоваться, и время от времени им удается обмануть наших сограждан, – рассказывает заместитель начальника Следственного управления УМВД России по Абакану Любовь АВЕРИНА. – Чаще всего жертвами телефонных мошенников становятся пожилые люди. Причем порой они демонстрируют удивительную уязвимость. Например, одна из пострадавших выполнила все требования злоумышленника, который позвонил ей на домашний телефон, и только после этого решила перезвонить сыну, который якобы находится в беде, и узнать, что с ним случилось. А ведь времени ей понадобилось немало: нужно было одеться, спуститься по лестнице, дойти до ближайшего банкомата…

Что касается сумм, которые жители Абакана переводят злоумышленникам, то размер их ограничивается лишь платежеспособностью первых и наглостью последних. В заявлениях указывается и 30, и 150 тысяч рублей. Хотя чаще всего мошенники довольствуются примерно 50–60 тысячами рублей. Хотя и в этом случае есть исключения.

От злоумышленников порой страдают и учреждения. Так, например, в нашем городе был случай, когда, повинуясь указаниям якобы своего руководителя, сотрудники перевели на счет мошенников сто тысяч рублей. Но в этом случае злоумышленников удалось найти. Следы привели… в Северную Осетию, откуда они и действовали. Примечательно, что после своего успеха в Хакасии мошенники успели «навестить» и другой регион. Причем там пострадало государственное учреждение, передавшее им порядка восьмисот тысяч рублей.

Приведенный пример на самом деле — типичен. Одна из сложностей в расследовании телефонных мошенничеств заключается в том, что злоумышленники, как правило, находятся на территории другого региона. Если добавить, что телефон и банковский счет обычно зарегистрированы на подставных лиц, задача становится еще сложнее.

В последнее время, по словам Любови Авериной, участились случаи обмана людей, разместивших объявление о продаже на одном из популярных интернет-ресурсов. Схема при этом используется одна и та же: людям звонят якобы потенциальные покупатели вещи, которые всячески уверяют, что готовы ее приобрести. И, чтобы подтвердить серьезность своих намерений, просят выслать им номер банковской карты, чтобы перевести на нее предоплату за покупку. А вместо этого — снимают со счета жертвы деньги. Технические подробности подобных операций пока неизвестны. Пока точно можно сказать: полный номер банковской карты становится такой же личной информацией, как и код доступа, а потому сообщать его лишний раз не следует.

Язык мошенника

Остановимся на приемах, к которым чаще всего прибегают телефонные мошенники, а также и те, кто воздействует на своих жертв при личном общении. Злоумышленникам они прекрасно известны, а вот обычным гражданам полезно знать их, чтобы противостоять попыткам обмана. Если вы заметили, что незнакомец прибегает к подобным способам, чтобы завладеть вашим вниманием, возможно, вы встретились со злоумышленником.

Первый прием: шокировать собеседника. Для этого мошенник прибегает к удару по наиболее уязвимым точкам, говоря о том, что нечто страшное случилось с ребенком. Большинство женщин, в силу особенностей психики, беспокоятся о своих детях, даже если те уже давно выросли. Поэтому заявление о том, что сын попал в аварию, сбил пешехода и так далее моментально «включает» панику. За секунды женщина (да и немало мужчин) способна придумать множество ужасов, которые могли произойти с сыном, и поверить в них. Так что уже к следующей фразе злоумышленника способность критически мыслить обычно улетучивается.

В устном общении мошенники чаще говорят о неких опасностях, которые грозят жертве лично, а родственники выступают лишь как дополнение. Но принцип тот же — вызвать секундный шок, напугав внезапным известием. Обычно это сообщение о возможной болезни — беспомощности и страданий боятся все люди. А многие из нас неосознанно связывают с недугом еще и потерю любви родственников, которым они якобы станут обузой.

Второй прием: вхождение в доверие. При телефонном общении это сделать просто благодаря ссылке на представителя правоохранительных органов. Как в свое время было установлено учеными в США, чем более законопослушным становится общество, тем больше людей склонны выполнять приказы того, кого они считают представителем власти и за кем признают право отдавать приказы. Во время экспериментов со случайными людьми были получены удивительные результаты: подчиняясь инструкциям невидимого «полицейского», менеджеры магазинов были готовы задерживать покупателей и обыскивать их. А иные участники эксперимента (обычные люди, между прочим) готовы были убить человека просто потому, что им приказывали это сделать авторитетные руководители. По сравнению с этим готовность перечислить деньги вымогателю — сущий пустяк.

Что же касается личного контакта, то здесь злоумышленник обычно использует достаточно сложную технику. Он может приблизиться к жертве, чтобы затем касаться ее рук, говорить вкрадчивым голосом, вынуждая вслушиваться в каждое слово. Ну и конечно, рассказывать о настоящем и будущем или ссылаться на знакомых людей. И первое и второе осуществить несложно. Описать физическое состояние человека может любой более-менее внимательный собеседник. Что же касается знакомых, то здесь на помощь приходит предварительный сбор информации о жертве: злоумышленники обычно посещают несколько домов, собирая сведения о том, как зовут местных обитателей.

Третий прием: привычка к просьбам и приказам. Даже во время короткой телефонной беседы злоумышленник отдает несколько распоряжений. Начинает с самого простого, например фразы «слушайте внимательно», затем могут последовать команды что-то записать, одеться, выйти из квартиры и так далее, по мере возрастания физической сложности действий. Так уж устроена наша психика, что каждую последующий приказ нам выполнить легче — сформирована своего рода привычка. Такой же механизм действует и при личном общении, только в этом случае жертву обычно просят о чем-то: подсказать дорогу, если беседа происходит на улице, или принести воды — если приходит домой.

Четвертый прием: удержание внимания. Злоумышленники стараются не дать времени для размышлений. Инструкции-приказы сыплются на жертву как из мешка. Это позволяет удерживать контроль над человеком.

Что делать?

Чтобы противостоять злоумышленникам, достаточно всего лишь нарушить схему действий. Проще всего это сделать на начальном этапе — почему сотрудники правоохранительных органов и рекомендуют сразу прекращать разговор. Тот же самый принцип действует и в случае с личным обращением: в идеале людям не стоит открывать двери незнакомцам и заводить разговоры с ними на улице. Однако в жизни прибегнуть к этим крайностям удается не всегда. Хотя бы потому, что все мы большую часть времени контактируем с законопослушными людьми, решая свои вопросы или помогая кому-либо. А это значит — вступать в беседу.

Поэтому помните, что за вас играет фактор времени. Мошенник заинтересован в том, чтобы вы действовали без раздумий, как можно быстрее выполняли его команды. Если же в ответ на каждую просьбу-приказ будет получать уточняющие вопросы или рассуждения, то, скорее всего, прекратит свои попытки воздействия. Просто потому, что для него будет очевидно: потенциальная жертва способна мыслить и оценивать свои действия. А значит, не поддается внушению.

Еще одна уловка, которая полезна не только в общении со злоумышленниками, но и в повседневной жизни. Это умение отказывать в просьбах, если они нас чем-то не устраивают. Как показывает практика, в жизни встречается немало людей, которым неудобно прерывать разговор или просто сказать «нет», из опасения задеть чьи-то чувства. Однако этот навык всего лишь способ защиты своих интересов. А значит, его следует время от времени тренировать.

Дополнить ваш защитный арсенал могут стандартные правила безопасности: не стоит доверять информацию о себе посторонним людям. Зато важно соблюдать правила пользования банковскими картами (ими обычно снабжают клиентов финансовые организации). И, в свою очередь, старайтесь узнать как можно больше о тех людях, которым по каким-то причинам собираетесь доверить свои деньги.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *