Воскресенье, Сентябрь 15, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Проблемы абаканских потребителей

Проблемы абаканских потребителей

Хотим мы этого или нет, нам регулярно приходится бывать в роли покупателей. При этом, практически каждый (чуть раньше или позже) сталкивается с какими-то проблемами. Одни из них связаны с тем, что изобилие товаров на наших прилавках вовсе не означает богатого выбора качественных вещей, как и высокая цена — далеко не всегда гарантия отменного качества. Другие — с тем, что потребители слабо юридически «подкованы», и тоже совершают ошибки с уверенностью в своей правоте.
Предлагаем вашему вниманию очередной потребительский «ликбез» на основе историй из редакционной почты. Ситуации, в которые попадают читатели «Абакана», прокомментировала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Если изменилась стоимость вещи, которую вы обмениваете…

«Неделю назад купила зимнюю куртку. Уже дома выяснилось, что она с явным браком (расходится «молния»). Пошла в магазин обменять ее на беспроблемную, а там — распродажа: такие же куртки продают уже с 50%-ной скидкой, так как это — остатки старой коллекции. Покупку мне обменяли без «проволочек» и требования экспертизы. Однако, перерасчет сделать категорически отказались (с учетом того, что я заплатила за вещь почти вдвое дороже, а теперь цена другая). Также не разрешили взять две куртки по новой цене взамен той, которую я вернула. Разве это законно?»
Марина Д.
— Да, законно. Сотрудники магазина в подобных случаях не имеют права делать перерасчет при обмене товара. Согласно ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей» при замене товара ненадлежащего качества на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены товара не производится. Ни в какой форме: ни в денежной, ни в «натуральной».

Должны ли магазины доставлять крупные покупки бесплатно?

«Не так давно моя родственница приобрела большой холодильник, и магазин организовал ей бесплатный привоз и доставку покупки прямо в квартиру. Вскоре у меня тоже возникла необходимость купить новый холодильник, нашла подходящий вариант в другом магазине. Но с меня «содрали» ощутимую сумму еще и за доставку холодильника! Я живу одна, личного транспорта у меня нет, пенсия не такая большая, и лишних денег оплачивать доставку нет.
Хочу уточнить: должны ли магазины позаботиться о бесплатной доставке покупателя с большими (по весу, размеру или стоимости) приобретениями до дома? Почему похожие покупки нам с родственницей доставляли на разных условиях? Если выбранный мною магазин таким образом решил заработать на пенсионерах, и нарушает закон, то как мне вернуть потраченные на доставку деньги?»
Галина Попова, пенсионерка
— Законодательство не обязывает магазины доставлять крупные или дорогостоящие приобретения ни до дома покупателей, ни им в квартиры. Одни магазины, желая увеличить количество покупок, на добровольной основе предоставляют такие бесплатные услуги, а другие — нет. И заставить их это сделать нельзя.
При отсутствии добровольного публичного предложения (т. н. публичной оферты) торговой точки о продаже товара с бесплатной доставкой последняя осуществляется за счет покупателя (п. 1 ст. 499 ГК РФ). Однако, при этом «Правила продажи отдельных видов товаров» (п. 22) позволяют ему рассчитывать на безвозмездную погрузку крупногабаритного товара в транспорт.
В случае, если магазином организован бесплатный развоз покупок по домам их приобретателей, обязательно уточните детали этой акции! Если этого не сделать, можно столкнуться с неприятным сюрпризом. Например, доставка может быть безвозмездной только до вашего подъезда. Дальше вас могут оставить один на один с покупкой возле дома или попросить заплатить грузчикам для подъема тяжелого приобретения на нужный вам этаж и занесения его в квартиру. Советую не забывать обо всем, услышав словосочетание «бесплатная доставка», а выяснить все ее детали!

Упаковки от техники: хранить нельзя выбросить

«При покупке бытовой техники продавцы обычно наказывают хранить от нее не только документацию, но и упаковки (коробку, пенопласт и т. п.). Якобы, если в подобных покупках обнаружатся неисправности, то без упаковок ее не удастся сдать в гарантийный ремонт и вернуть обратно в магазин.
В итоге эти самые упаковки занимают уйму места у меня в квартире и в гараже. Маленькие коробки (например, от чайников или миксеров) еще можно поставить на шкафы. А вот с хранением больших (например, от холодильника и электроплиты) возникают большие проблемы.
Хочу уточнить: и сколько времени нужно хранить все эти упаковки? Месяц? Год? Или до окончания срока гарантии? Неужели правда, что без них вернуть неисправную технику вообще нереально?»
Николай ГОЛОВИН
— Законодательством не предусмотрен отказ в гарантийном ремонте товаров по причине отсутствия их упаковки (и это разумно, ведь срок гарантии на некоторые покупки может длиться годы!). Как и не предусмотрен запрет на возврат бракованного приобретения без упаковки. Скажу больше: закон вообще не обязывает покупателей хранить упаковки от всех приобретаемых товаров! Соответственно, внесение некоторыми фирмами в договоры купли-продажи пунктов об их обязательном хранении как условии возврата и гарантийного ремонта покупки – ущемление прав потребителей. То есть, это можно (и нужно) оспаривать.

Чайник пахнет пластмассой: это дефект?

«Около двух недель назад я купила электрочайник (гарантия на него еще не истекла). Так как с деньгами сейчас «не очень» решила сэкономить и приобрела его не в фирменном магазине, а в обычном отделе с доступными по цене китайскими товарами. Страну-производителя от меня продавцы и не скрывали.
Дома оказалось, что я не могу пить воду, вскипяченную в этом чайнике. Сам чайник сильно пахнет пластмассой, а вода, постоявшая в нем — приобретает неприятный «химический» привкус. Продавцы отказываются взять неудачную покупку обратно и вернуть мне за нее деньги. Свою позицию они объясняют тем, что чайник воду греет, значит, он исправен, и к его качеству не может быть претензий. Обещают, что запах «выветрится», и вкус воды «со временем» станет нормальным. В общем, не считают это недостатком.
Можно ли считать такой электрочайник некачественным и вернуть его, если его особенности не дают мне им пользоваться?»
Наталья Ф.
— Сотрудники магазина незаконно отказали вам в возврате чайника. В том, что он некачественный и им невозможно пользоваться по назначению, в подобных случаях сомнений не возникает. Запах товара, контактирующего с питьевой водой и ее «химический» вкус после нахождения в таком сосуде могут быть небезопасны для здоровья. А, согласно ст. 7 Закона РФ «О Защите прав потребителей», вы имеете право на безопасность приобретаемых товаров, работ и услуг.
В случае, если представители магазина отказываются принимать некачественную покупку, нужно составить претензию в двух экземплярах на имя руководства торговой точки. Один экземпляр (с отметкой о принятии, датой и подписью принявшего) вы оставляете у себя, другой – на рассмотрение. В этом документе вы (в свободной форме) описываете возникшие с товаром проблемы и выставляете требование к магазину: что конкретно вы от него хотите для исправления ситуации? По Закону «О защите прав потребителей» (ст. 18) вы можете потребовать (на свой выбор): замены некачественного товара на такой же; замены на такой же товар, но другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Также вы имеете право вернуть чайник и забрать уплаченные за него деньги. Возможно, руководство торговой точки захочет убедиться, что чайником невозможно пользоваться из-за заводского брака или некачественного материала. Напомню, что экспертизы непродовольственных товаров у нас проводит Торгово-промышленная палата РХ. Пока вещь на гарантии, работу экспертов оплачивает магазин, но если их выводы оказываются не в пользу покупателя — тот возвращает деньги.
Письменный ответ на вашу письменную претензию вам должны дать в течение 10-ти дней. В случае, если вы его не дождались, или он вас не устроил, вы можете обратиться за бесплатной помощью к специалистам по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора РХ, а затем (если проблему не удастся решить в досудебном порядке) — в суд.

Удачи в отстаивании прав!
Подготовила Карина АЛФЕЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *