Воскресенье, Июнь 16, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Когда книга говорит

Когда книга говорит

Книги могут быть разными, и читать их могут и должны самые разные дети, уверены в библиотеке на улице Аскизской, 152. Больше того, библиотекари и их читатели-волонтеры даже создали специальный проект. И в рамках этого проекта сделали сразу несколько собственных книг. Для ребятишек, которые не могут видеть или испытывают проблемы со зрением. А потом передали их в фонд Центральной детской библиотеки. Молодцы!

Почти настоящие

– А вот это олень. Настоящий, северный. Прямо с унтов, – улыбается Наталья ЛИСУНОВА, заведующая филиалом городской библиотеки по Аскизской 152. – Я не шучу. В книге «Животные Хакасии» все персонажи на страницах сделаны из кусочков меха тех зверей, о которых они рассказывают. Точнее, почти все. К сожалению, медвежьего меха мы «добыть» не смогли, поэтому медведь у нас «искусственный». Пришлось поломать голову над тем, чем его мех заменить. А вот заяц, рысь и лиса найдены. Только вы не смотрите, вы закройте глаза и потрогайте. Это ведь книга для незрячих ребятишек и детей, у которых проблемы со зрением. И когда мы работали над ней, мы думали прежде всего о том, что незрячие дети воспринимают мир через тактильные ощущения. Для нас, тех, кто видит, достаточно сказать, что у оленя, например, бывают большие, ветвистые рога и все сразу станет ясно. Потому что мы не раз видели оленя в энциклопедии о живой природе или в каком-нибудь художественном фильме. И мы видели, как под разными углами отрастают от ствола ветки дерева. Как от больших веточек «отпочковываются» маленькие. Множество раз с тех пор, как каждого из нас впервые посадили в коляску и повезли гулять.

Незрячий ребенок этого увидеть не мог. И слова «ветвистый» или «пушистый» скажут ему что-то только тогда, когда он сможет понять их руками: дотронуться, погладить, почувствовать. В этом весь смысл. Только далеко не у каждого незрячего ребенка есть возможность оказаться рядом с настоящим оленем или подержать в руках живого зайца, например. Не говоря уже о других диких животных. Их по шкурке просто так не погладишь. А наша книга позволяет сделать это в любой момент. И мы очень надеемся, что детям она понравится. Наш проект «Островок надежды» для того и создавался, чтобы сделать как можно больше таких книг. О животных, о море, книжку загадок и книгу по басне Крылова «Лебедь, рак и щука». И не только их.

Думать иначе

– Вот, посмотрите. Все это сделано руками наших сотрудников и читателей, – показывает книги Наталья Лисунова. – Мы реализовали проект вместе с волонтерами. Я уже не раз говорила, что они у нас очень хорошие: отзывчивые и творческие. Помогали ребятишки из двадцать шестой школы, помогали читатели из клуба «Феникс», который существует на базе нашего филиала. И я просто не могу не сказать: спасибо им всем огромное! Они в эти книги вложили столько души и труда!

Работа над проектом шла с июля этого года, и чего за это время только не было! Мы ломали голову, где взять мех для «Животных Хакасии», придумывали, из чего сделать чешую для щуки, обжигали пальцы, когда чешуйки друг к другу приклеивали. Клеевой пистолет, как выяснилось, не такая уж и простая в применении вещь. Особенно если раньше вы с ним никогда не работали. Лишняя секунда – и капля горячего клея уже у вас на руке…

Но самое главное, что, работая над проектом, нужно было учиться думать иначе. Не как обычный человек, который порой даже не замечает или не осознает, как много дает ему возможность видеть мир.

Представьте себе море. Представили? А теперь попробуйте его описать. Как правило, люди делают это с помощью слов: много воды, синее, лазурное, морской бриз, морские жители. Но мы-то с вами уже понимаем, что незрячему человеку, особенно маленькому, эти слова не скажут почти ничего. А значит, вместо слов, в книге о море должны быть какие-то вещи, которые могут рассказать о том, что это такое. Например, галька, выстилающая дно неподалеку от берега, водоросли, рыбы. Пусть эти рыбы будут даже без чешуи, но ребенок сможет взять одну из таких рыб в руки и понять какой она формы, что такое плавники, как выглядит рыбий хвост, где у рыбы глаза.

Когда все не зря

– Всего мы сделали шесть книг, которые передадим в фонд Центральной детской библиотеки, – говорит заведующая филиалом № 4 Абаканской централизованной библиотечной системы Наталья Лисунова. – И попросили оценить эти книги ребятишек, у которых проблемы со зрением. Кто, как не они, могли сказать, правильно мы все делали или нет. Вы, наверное, не знаете, но мы с нашими детьми-волонтерами устраивали встречи с ребятишками, которые учатся в школе-интернате для детей с нарушением зрения. Кстати, они приходили в нашу библиотеку пить чай. И знаете, и им понравилось, и нашим волонтерам понравилось, и мы поняли, что надо, наверное, почаще устраивать такие встречи и мероприятия. Но что запомнилось лично мне, это как незрячая девочка реагировала на наши книги. У нее на лице были такие эмоции, которые трудно описать…

Она как будто открывала для себя что-то, когда прикасалась к страничке книги о море. Мне кажется, она могла описать каждую крупиночку, которая была на «морском дне», водоросли, которые мы попытались имитировать. Такие дети действительно видят руками. И еще у нее была такая радость, почти восторг, на лице, когда она открыла басню Крылова! У нас же там все герои крепятся к страничкам на липучках. А значит, их можно снять и подержать в руках. Так вот, эта девочка взяла в руки Лебедя. С расправленным крылышками, покрытыми мягкими-мягкими пушинками. И мне тогда показалась, что этот лебедь был для нее даже красивее, чем мы его сделали. Ее восхищала каждая пушинка, понимаете?

Под шум моря

– А какие наши ребятишки молодцы! Они ведь сделанные книги еще и озвучили, – продолжает Наталья Лисунова свой рассказ. – В прямом смысле слова. То есть, если, например, мы говорим о книге с загадками, то ее можно не только осязать, но и вставить в компьютер прилагающийся к этой книге диск и прослушать загадки. А книгу о море можно листать под шум моря. Но все это стало возможным благодаря тому, что наш проект, который мы давно уже хотели воплотить в жизнь, получил грантовую поддержку.

Вообще, книги для ребятишек с нарушениями зрения бывают разными. Они могут быть тактильными, а могут быть, например, комбинированными. В последнем случае, книгу можно не только читать руками, но и слушать с флешки или на диске, как в нашем случае. Главное, чтобы детям нравилось.

Записала Мария КИДЯЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *