Среда, Декабрь 2, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Особенные» дети: как подготовить их к дальнейшей жизни

«Особенные» дети: как подготовить их к дальнейшей жизни

На днях мне довелось побывать в коррекционной школе Абакана. Я провела там два с половиной часа и вышла с ощутимо поменявшимися представлениями об обществе, человеческой психологии и педагогах. Нет, никаких страшных и шокирующих историй мне не рассказывали. Просто я столкнулась с реальностью, которую до этого дня, как и многие люди, вокруг себя не видела.

Всем известно, что в нашем обществе есть «особенные» дети. Специфика их заключается в некоторых отклонениях от нормы физического, психического или умственного развития. Эти отклонения бывают разными, и каждое по-своему влияет на жизнь ребенка. Мы поговорим о расстройствах аутистического спектра (РАС), в которые включаются: детский аутизм, атипичный аутизм, синдром Аспергера, аутическое расстройство и органический аутизм. Когда-то аутизм считался редким расстройством. К моменту, когда специалисты научились определять РАС, выяснилось, что они есть у каждого сотого ребенка, причем у мальчиков встречаются в четыре раза чаще, чем у девочек

Основными отличительными чертами аутизма являются нарушения социального взаимодействия (общение), нарушения в области коммуникации (разговор) и поведения. Часто встречаются нарушения моторики, гиперчувствительность к звукам, прикосновениям, запахам, причинение вреда самому себе, и другие. Например, ребенок избегает прямого контакта «глаза-в-глаза», не переносит, когда на него смотрят, не проявляет интереса к играм с другими детьми или взрослыми, может крайне негативно реагировать на смену обстановки, которая способна вызвать сильный стресс. Сложность лечения состоит в том, что до сих пор не найдены причины возникновения заболевания, и лекарства, которые могут воздействовать напрямую на симптомы аутизма. Поэтому, в основном, специалисты сосредоточены на коррекции поведения детей, их социальной адаптации.

Почему социальная адаптация является одним из важнейших методов работы с такими детьми? На этот вопрос мне ответила директор коррекционной школы: «Наша главная цель – научить детей жить, когда нас не будет рядом». Дети с диагнозом аутизма не интересуются общением с окружающими, доверяют только родителям. Им бывает трудно воспроизводить простейшие бытовые навыки – мытье посуды, завязывание шнурков, самостоятельное питание. Родители привыкли постоянно опекать их, следить, чтобы у ребенка были вымыты руки, выглажена одежда, чтобы он был сыт. Однако, к сожалению, этого недостаточно. Ведь, как бы страшно это не звучало, родители и педагоги не вечны. И чем лучше будет адаптирован «особый» ребенок к миру, тем больше шансов, что он сможет прожить долгую полноценную жизнь.

Зачастую сами родители психологически не готовы признать «особенность» ребенка. Отсюда возникают эксперименты с обучением в общеобразовательной школе, которые, как правило, заканчиваются большим стрессом. Потом его переводят в коррекционную школу, и там начинается долгая и тщательная работа всех специалистов – дефектолога, психолога, логопеда, преподавателей общеобразовательных предметов. Она направлена в первую очередь на привыкание ребенка к обществу, снятие страха перед малознакомой реальностью. Ведь даже переход из класса в класс вызывает огромный стресс у таких детей. Но постепенное вырабатывание привычки и понимания безопасности дают эффект: ребенок, который раньше не мог пройти по коридору без мамы, начинает один ходить разными дорогами в школу. И это — величайший шаг в его развитии!

Как и чему обучают «особенных» детей? С ними работают по визуальному расписанию – карточкам, на которых изображены определенные действия: уборка, приготовление еды, чтение, отдых и т.п. Поскольку аутисты не ориентированы на диалог, они воспринимают лучше визуальную информацию. Таким образом, ребенок видит инструкцию и получает представление о простых базовых навыках. Это дает ему возможность вырасти во взрослого человека, который может самостоятельно обслужить свои элементарные потребности.

Используется АВА-терапия – Прикладной Анализ Поведения, направленный на коррекцию поведенческих и речевых навыков аутичного ребенка. Она заключается в дроблении сложных действий на простые, формирование самостоятельных правильных реакций и адаптивных форм поведения, использование подсказок и поощрений.

Также используется методика глобального чтения – демонстрация карточек с подписями, выполненными ярким цветом и крупным шрифтом. Карточки показываются быстро, меняются одна за другой, причем весь процесс происходит до того момента, пока ребенку это интересно. Так информация запоминается на подсознательном уровне.

Но самым главным в развитии «особенного» ребенка является развитие его родителей. Чем быстрее родители «примут» проблему, станут больше доверять педагогам и активнее общаться с другими родителями, тем лучше начнет развиваться их ребенок. Мнение выражает дефектолог коррекционной школы города Абакана:

— Аутизм бывает разный, и одинаковых «особенных» детишек нет. Но для них все необычно, и все их пугает. Когда ребятишки приходят в школу, конечно, поначалу все родители относятся к нам очень настороженно. Мы просим их оставить детей в школе, чтобы те стали социализироваться. Потому что легче ребенка социализировать, когда родителей рядом нет. Нужно приучить их к нашей жизни, социуму. Мы обыгрываем, например, с ними походы на почту, в больницу.

Если родители доверили своего ребенка школе, то постепенно он перестает бояться общества: сам приходит в школу и уходит домой, ходит в магазин. Остаются какие-то особенности в характере, поведении, но все равно они привыкают к социуму. Когда родители возлагают на меня надежду, доверяют мне и оставляют ребенка на уроки, я очень радуюсь. Проходит некоторое время, и ребенок привыкает к самостоятельности. Он переходит рубеж страха, и начинает воспринимать нас как «своих».

Они здесь развиваются. У некоторых даже происходит переход с коррекционной программы на общеобразовательную. А если они закрываются в своей ячейке, дома, то социализация проходит гораздо сложнее! Конечно, есть сложные аутисты, которые наносят себе травмы, кричат, бьются головой о стену. С ними помогает АВА-терапия – ребенок уже не травмирует себя, становится спокойнее, самостоятельнее.

Многие из них очень талантливы. Кто-то решает такие задачи по информатике, которые не всякому взрослому под силу, и готов заниматься любимым предметом с утра до ночи. Кто-то прекрасно рисует – без всякого специального обучения: цвет, композиция, объем – все соблюдается идеально. Кто-то в уме складывает трехзначные числа, как калькулятор. И эти способности необходимо развивать, потому что, во-первых, это помогает ребенку снять стресс, во-вторых, повзрослев, он будет этим зарабатывать себе на жизнь. Ведь они могут дальше учиться, работать, создавать семью…

Важно, чтобы родители «особенных» детей общались между собой, создавали свое общество. В других городах есть ячейки родителей аутичных детишек, они обмениваются опытом, регулярно проводят встречи, на которые приезжают преподаватели и родители со всей России, и даже из других стран – Америки, Англии.К примеру, в Красноярке есть такое общество.

На одной из таких встреч мы познакомились с Царевым Андреем Михайловичем. У него тоже «особенный» ребенок, сам Царев создал проект по социальной адаптации: квартиры, в которых живут взрослые аутисты, и где с ними занимается социальный педагог. Они убираются в квартире, готовят еду, стирают, гладят одежду, общаются между собой и даже устанавливают связи лидерства.

В настоящее время существуют фонды и организации, которые занимаются детьми (и взрослыми) с проблемами аутистического спектра. Примером служит фонд «Выход» с проектами по созданию ресурсных классов, подготовке детей с расстройствами аутистического спектра к школе, обучению специалистов, работающих с такими детьми. Проект фонда «Антон тут рядом» направлен на комплексную поддержку и патронаж семей с аутистами старше 18 лет.

В Абакане, к сожалению, нет такой родительской ячейки, хотя она бы выправила ситуацию. Ведь родители, с которыми я общаюсь в Красноярске, в Пскове, в Москве – счастливейшие люди! Они обсуждают общие проблемы, оказывают помощь, улыбаются, у них продолжается жизнь. На встречах родители из других городов узнают друг друга, спрашивают про детей. Даже купили общий участок леса, построили там мастерскую, выезжают и живут с детьми. Дети там развиваются, социализируются. У нас пока не начался этот процесс, но я надеюсь, что ждать осталось недолго. Ведь и родителям будет легче, и дети пойдут дальше. Хотя у меня очень хорошие родители, я довольна, что они оставляют детей в школе, дают им возможность развиваться, снимают постоянный контроль над ними.

Проблема аутизма стоит остро. И, безусловно, хочется, чтобы работа, проводимая родителями и педагогами, была эффективной. А для этого очень важен настрой родителей, их доверие и заинтересованность в развитии и общении. Тогда и дети получат шанс на дальнейшую счастливую жизнь.

Александра СЕВЕН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *