Вторник, Май 26, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Ольга Лабутина: «Все мои ученики для меня – родные дети»

Ольга Лабутина: «Все мои ученики для меня – родные дети»

«С чего начинается Родина?», «Что значит быть патриотом»?» – ответы на эти непростые для десятилетних детей вопросы искали воспитанники педагога абаканской школы № 5 Ольги ЛАБУТИНОЙ на открытом занятии муниципального конкурса уроков патриотизма «С Родиной в душе…». Ребята были настолько искренни, а педагог так умело организовал работу детей на мероприятии, что их совместная работа была признана членами жюри лучшей в своей номинации. Всего же в конкурсе принимали участие 39 учителей из 17 школ города.

Наше открытое занятие на муниципальном конкурсе «С Родиной в душе…» – это не какой-то один хорошо подготовленный урок, это итог нашей совместной с детьми работы в течение всех предыдущих лет, сейчас мои ученики – уже четвероклассники. И как показало наше занятие, они стали уже такими взрослыми, – рассказывает о конкурсном мероприятии победитель, учитель начальных классов абаканской школы № 5 Ольга ЛАБУТИНА.

Ольга Александровна была признана победителем в номинации «Внеурочное занятие, внеклассное мероприятие». Патриотическую тематику педагог, по ее словам, затрагивает со своими воспитанниками практически на каждом уроке, ведь понятие Родины очень широко. К примеру, даже на уроке изобразительного искусства доводится говорить о Родине, патриотизме – а как без этого, если по программе дети рисуют русскую избу и хакасскую юрту? Также воспитанники Ольги Лабутиной с удовольствием посещают ее кружок «Я – патриот».

В начале нашего занятия я попросила ребят ответить на такой знакомый нам, взрослым, вопрос: «С чего начинается Родина?» Для детей Родина – это, конечно же, их родители, друзья, город, в котором они живут, родной двор. Многие отмечали и что их Родина – Хакасия, Россия в целом. Как показали их рассуждения по другим вопросам, мои ученики – уже взрослые люди! Государственную символику мы также выучили еще в первом классе. Что интересное, фамилию Путин дети знают еще с детсада, – улыбаясь говорит педагог.

Любовь и уважение к Родине, признается Ольга Лабутина, за один день, и даже учебный год, не сформируешь – это ежедневная длительная работа. В начальной школе такая работа начинается с малого, постепенно формируя настоящих патриотов своей страны.

Патриотическое воспитание – это ведь и научить ребят бережно относиться к своей родной природе. Так что во время акций по изготовлению и развешиванию кормушек для птиц, по уборке городской территории мы тоже с детьми говорим о любви к родной земле, – продолжает свой рассказ педагог.

Себя Ольга Александровна называет патриотом своей родной школы № 5: в этом учебном заведении она училась сама, и теперь уже на протяжении девятнадцати лет учит детей из микрорайона Полярный. Почему решила связать свою профессиональную судьбу именно с педагогической деятельностью, Ольга Александровна, по ее словам, уже и не помнит: всегда нравилась активная организационная работа в советах дружины, различных отрядах и т. д.

Вся эта активность и привела меня снова в школу, но уже в качестве педагога. Мне очень нравится работа с детьми, общение с ними – каждый день открываешь для себя что-то новое. У каждого человека бывают такие моменты, когда на душе плохо, что-то не ладится, так вот я в таких случаях просто вспоминаю, скольких ребятишек я научила чему-то хорошему, полезному, – настроение налаживается. А в школе я работаю уже столько, что мои первые ученики скоро приведут ко мне своих детей, – отмечает Ольга Лабутина.

В начальной школе, по мнению моей собеседницы, кроме того, что ребенка необходимо научить чтению, письму и другим учебным навыкам, важно научить детей общаться друг с другом, дружить.

Сегодня среди детей наблюдается много агрессии. И задача учителей – научить детей общаться так, чтобы дело не доходило до конфликтов. Как-то я спрашивала у своих учеников, кому из них не хватает родительского внимания. И очень многие ребята подняли руки. Хотя я знаю, что в этих семьях родители уделяют достаточно много внимания вопросам воспитания, но все-таки детям хочется большего общения. Конечно, многое зависит от семейного воспитания, но и в школе ребенок также требует внимания, участия взрослого – в нашем случае своего учителя. У нас в классе есть мальчик, раньше он учился в другой школе, и там у него ни с кем не складывалось дружеских отношений. У нас в коллективе он стал более общительным, у него появились друзья… Повторюсь, это очень важно – научить детей дружить, уметь общаться с другими, – считает опытный учитель начальных классов.

Одно из важных направлений работы педагога начальной школы – взаимодействие с родителями. И в этом направлении победитель педагогического конкурса также успешна. По ее словам, сегодня все родители интересуются учебными делами: такого, что отвел ребенка в школу – и все, остальное – работа школы, нет. Родители с удовольствием участвуют во всех конкурсах, организуемых педагогом для их детей, вместе выезжают в теплое время года на экскурсии, на природу, а зимой – зачастую на школьном катке устраиваются семейные катания на коньках.

– Со всеми родителями я стараюсь наладить дружеские, партнерские отношения, надеюсь, у меня это получается. Бывает, правда, и такое, что некоторые мамы меня просят быть построже с их детьми. Я, как мне кажется, стараюсь быть строгой – так мои ученики говорят: «Ольга Александровна, вы ругаетесь по-доброму». Но это приходит с опытом, сразу после института я была со своими учениками несколько строже, сейчас больше работаю «при помощи пряника» – где-то похвалить, где-то просто сказать доброе слово. С сегодняшними моими учениками к четвертому классу проблем с дисциплиной на уроках у нас уже нет, дети научились концентрироваться, умеют работать и самостоятельно – общий язык с ними мы нашли. Да и воспринимаю я их всех уже как своих родных детей, – рассказывает о своей повседневной работе Ольга Александровна.

Современные ученики начальной школы, конечно, отличаются от первого набора педагога.

Раньше у нас не было компьютеров, интерактивной доски. Сегодня мои дети самостоятельно создают достаточно серьезные презентации, могут самостоятельно находить в Интернете необходимый материал, – с гордостью за своих воспитанников отмечает учитель. Однако стоит отметить, что за последние годы изменилось не только техническое оснащение работы педагогов – изменился сам подход к работе.

Учитель должен, прежде всего, заинтересовать ребенка. Мы учим сегодня детей учиться, добывать знания. В начальной школе педагоги используют проблемно-диалогические технологии. При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании — новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными, – поясняет моя собеседница.

В завершение нашей беседы прошу опытного педагога и маму двоих детей, один из которых окончил школу медалистом, поделиться советом: как удержать интерес детей к учебе? Ведь в начальной школе, как правило, все детки прилежны и учеба им нравится, но как сохранить этот познавательный интерес в средней и старшей школе, как сегодня родителям общаться с учениками начальной школы, чтобы и завтра дети с радостью шли на уроки?

Прежде всего, родители должны поддерживать ребенка, в то же время давая определенную самостоятельность, а не жестко контролировать. В начальной школе маме, конечно, проще быстро самой разобрать домашнее задание и уже готовые решения объяснить ребенку. Нужно, чтобы ребенок все делал сам. Да, пусть придется потратить больше времени, но в этом и будет заключаться совместная работа: подтолкнуть к нужному решению, а не решить вместо школьника. Еще одно мое наблюдение: современные дети стали читать гораздо меньше. Я стараюсь хоть как-то заинтересовать своих учеников бумажной книгой: вместе мы читаем на уроках внеклассного чтения, ходим в школьную библиотеку. Так недавно для моих учеников такое открытие было: оказывается, в школьной библиотеке есть «Приключения Электроника»! Конечно, есть и дети, которые много читают, и в этом вопросе очень велика роль родителей. Я советую всем родителям: «Читайте вместе со своими детьми». Можно ведь по вечерам устраивать семейные чтения – взрослые будут читать свою литературу, а ребенок, видя перед собой пример, также возьмет в руки книгу, – делится своими наблюдениями педагог.

Ольга КАРАЧАКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *