Среда, Август 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Республиканский парламент: инновационные проекты времени

Республиканский парламент: инновационные проекты времени

Через призму времени нередко можно видеть те результаты труда, которые укрепили фундамент замыслов человека или общества в целом. От малого к большому стремятся изменения каждого из нас, и как знать, насколько в будущем будут востребованы те или иные из них. Но нужно признать, что опыт, приобретенный в закономерных трудностях, преодолении их, всегда принесет плоды этих усилий.
Республиканский парламент работой четвертого созыва еще раз подтвердил практику инновационной деятельности депутатского корпуса органа высшей государственной власти Республики Хакасия совместно с другими институтами республиканской власти. Результаты законотворческой деятельности Верховного Совета тех лет позволяют уверенно сказать, что непростой путь совершенствования республиканского парламентаризма проходил в новых экономических преобразованиях, в новых социальных условиях. Потому законодательный опыт предыдущих трех созывов послужил практическим примером жизни Хакасии, решения многих задач, стоящих перед законодательной и исполнительной ветвями власти республики.
Отличительной особенностью выборов Верховного Совета четвертого созыва (01.2005 – 02.2009) от трех предыдущих, которые проходили по одномандатным округам, депутаты впервые избирались по смешанной системе. 37 парламентариев избирались по одномандатным округам, а 38 – по спискам политических партий. Впервые в республиканском парламенте приступили к работе депутатские объединения, включая шесть фракций: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Хакасия», «Родина», Российская партия пенсионеров. Народные избранники представляли людей разных возрастов, профессий, но их объединяли общие задачи исполнения наказов избирателей и развитие экономической сферы республики в те непростые годы.
Парламент с первых же дней своей деятельности продолжил серьезные преобразования в законодательстве, касающиеся вопросов местного самоуправления, начатые депутатами еще третьего созыва. Экономические вопросы регионов того времени требовали незамедлительных решений и реформирования в соответствии с федеральным законодательством. Тогда же начались формироваться процессы разграничений полномочий субъектов Российской Федерации и федерального центра. Потому совершенствование республиканского законодательства, ее соответствие федеральному законодательству стали основными вопросами деятельности Верховного Совета четвертого созыва.
– Работа в Верховном Совете позволила мне по-другому взглянуть на многие вопросы устройства государства, общества и нашей жизни в целом, – отзывался о своей работе народный избранник того периода, депутат ВС РХ четвертого созыва Олег Борисович Гавловский. – Благодаря законотворческой деятельности я получил бесценный опыт для своего дальнейшего развития. Уверен, что депутаты всегда смогут найти полное взаимопонимание в работе с правительством и конструктивном межфракционном диалоге на благо республики. Только всем вместе можно сделать немало для нашей Хакасии…
Здесь нужно сказать, что при конструктивном взаимодействии Верховного Совета с Правительством Республики Хакасия более половины законов принимались по инициативе исполнительной власти республики. Благодаря законодательству стали возможны многие преобразования в различных сферах деятельности республиканской экономики, здравоохранения, образования, культуры региона. К примеру, только за последнее десятилетие во взаимодействии с представительными органами местного самоуправления по их инициативе Верховным Советом республики принято более 80 законов, которые разрешили многие вопросы деятельности муниципальных образований.
Продолжая прослеживать этапы становления Верховного Совета, нужно отметить, что прежде всего на законодательном уровне того периода серьезному реформированию подверглась экономика республики. Налоговые и бюджетные вопросы приобрели новые формы исполнения, где комитет Верховного Совета РХ по бюджету и налоговой политике стал инициатором и участником проведения публичных слушаний, где начиная с осени 2006 года главный финансовый документ республики – бюджет – рассматривается со всей ответственностью. Этот пусть и небольшой опыт очень пригодился в решении многих социальных вопросов в экономически непростом 2008 году. Уже целое десятилетие комитеты и комиссии Верховного Совета принимают участие в обсуждении проекта республиканского бюджета и отчета об его исполнении на соответствующий финансовый год.
В 2006 году важных законотворческим преобразованием нужно назвать Закон о Контрольно-счетной палате Республики Хакасия. Оценка обоснованности доходных и расходных статей бюджета республики, его своевременного исполнения – основная задача действующего государственного финансового контроля. Это, в свою очередь, позволяло более эффективно использовать бюджетное финансирование, выделяемое органам местного самоуправления, предприятиям и учреждениям республики.
– Мне выпала возможность представлять интересы людей, доверивших мне свои голоса, уделять особое внимание депутатской работе на своем округе, – назвал в те годы свои первостепенные задачи депутат Верховного Совета четвертого созыва Владимир Павлович Кавышкин. – Одна из главных задач депутата – повышение благосостояния всех жителей республики… приумножая национальные и культурные ценности нашей Хакасии…
Особо стоит отметить национальные проекты, которые пришлись на период законотворческой деятельности депутатов четвертого созыва. Законодательные проекты «Образование», «Здоровье», «Развитие агропромышленного комплекса» стали примером для многих других субъектов Российской Федерации. А их воплощение в реальную жизнь существенно изменило сам подход к этим важным вопросам. К примеру, проект «Образование» позволил изменения в образовании республики увязать с экономическими и социальными преобразованиями, что позволило шире рассматривать вопросы образования подрастающего поколения.
Примерами депутатской деятельности в образовании стало принятие Закона «О республиканской целевой программе «Школьная парта» на 2007–2009 годы» которая позволила поменять школьную мебель во всех школах республики. Республиканская целевая программа «Школьное питание в Республике Хакасия на 2009–2011 годы» позволила кардинально изменить школьное питание, отремонтировать большую часть школьных столовых. За годы работы депутатов четвертого созыва немало сделано в вопросах капитального ремонта общеобразовательных школ, учреждений культуры, домов культуры на селе.
В те годы были приняты законы «О республиканской целевой программе «Развитие культуры и сохранение культурного наследия Республики Хакасия на 2008–2010 годы», «О культуре», которые позволили создать мощные предпосылки к преобразованию духовной жизни в республике. Целый ряд мер социальной поддержки работников культуры позволили по-новому представить Хакасию во многих культурных проектах России и зарубежья.
Депутаты активно работали в комитетах и комиссиях, на сессиях Верховного Совета, парламентских слушаниях и, что очень важно, в своих избирательных округах, встречаясь со своими избирателями. С одной стороны, информировали их о принятых законах или рассматриваемых законопроектах, о выполнении их наказов, а с другой – выслушивали пожелания и требования, рассматривали заявления и обращения. Ежегодно депутатами Верховного Совета рассматривается более 1000 таких заявлений и обращений, по которым принимаются меры или даются разъяснения.
Значимым 2006 год стал и для Общественной молодежной палаты (Молодежный парламент), которая представляла интересы молодежи Хакасии на законодательном уровне. Решение проблем в республиканской молодежной политике, проекты и идеи молодежи находили понимание и поддержку у парламентариев.
Сегодня с высоты прошедшего десятилетия с начала работы Верховного Совета четвертого созыва хорошо видны те важные, инновационные решения, которые претворили в жизнь новые направления в развитии экономики, здравоохранения, образования, культуры в нашей республике, создали прочную законодательную базу для совершенствования деятельности в различных областях нашей жизни.
Юрий КУДРЯШОВ
Фото из архива Верховного Совета РХ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *