Вторник, Сентябрь 21, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Уроки по созданию собственного мира

Уроки по созданию собственного мира

В чем главный секрет мастерства архитектора? В умении удивить людей необычной конструкцией или в способности создавать удобное жилье? А может быть, все дело в том, что хороший мастер своего дела умеет заглянуть в будущее и понять, как будет чувствовать себя человек, столкнувшийся с его творением? За ответом мы отправились в Центр детского творчества Абакана, где начались занятия юных архитекторов.

Из глубины веков
Архитектура, она же — зодчество, может смело называться одним из самых древних занятий человека. Появился этот сплав науки и искусства, наверное, в тот момент, когда первые люди поняли, как возвести простейший шалаш из веток и утеплить его мхом. С тех пор человек не оставляет своих попыток обустроить окружающую среду, причем сделав ее не просто удобной, но и притягательно-красивой. Не зря мы восхищаемся устремленной ввысь готической архитектурой средневековой Европы. Или удивляемся изобретательности древних славян, опередивших иных из своих соседей по континенту в создании городов из дерева. Архитектурные композиции или отдельные здания, как и любое произведение человеческого творчества, способны менять наше настроение. Та же упомянутая готика — подавляет, заставляет ощутить ничтожность человеческого существования — одних, или внушить возвышенные чувства, устремление к высшим сферам бытия — другим. А кто-то умиленно улыбнется маленькому бревенчатому домику на берегу лесного озера…
Но само собой, главная задача работы архитектора не меняется: как в прежние времена нужно создавать ту самую среду, в которой обитает человек. А для этого нужно знать не только свойства материалов или иметь базовые понятия о том, как происходит строительство. Не менее важно изучить потребности людей, культуру и историю — только в этом случае будут получаться проекты, идеологически отличимые от того самого крытого мхом шалаша. И понятно, что чем раньше человек начинает изучать все, что касается архитектуры, тем выше шансы на то, что в дальнейшем его ждет успех на ниве проектирования. Тем более что архитектор — профессия востребованная на сегодняшний день.
В текущем учебном году у юных жителей столицы Хакасии появилась возможность изучить основы этого непростого занятия. В Центре детского творчества теперь действует новое направление дополнительного образования — как раз для будущих архитекторов. Работа с детьми здесь ведется по двум программам: «Дизайн интерьера. Коллекционная миниатюра» и «Архитектурно-конструктивное проектирование». В первом случае работа начинается со знакомства учеников с традициями и культурой народов, особенностями строительства. Попутно дети осваивают декоративно-прикладное творчество, учась обращаться с картоном, бумагой, тканью и так далее — словом, со всеми материалами, которые могут пригодиться им в изготовлении миниатюрных макетов зданий и сооружений. А во втором работа включает в себя, наряду с прочим, овладение основами работы с программой AutoCAD, позволяющей создавать чертежи на компьютере.

Интересное дело
– У меня была возможность сравнить работу архитектора — а именно это — моя специальность, и преподавателя. Поначалу казалось, что я всего лишь попробую себя в новом для меня деле. Но сейчас понимаю, что мне интересно работать с детьми, видеть, как преображаются мои подопечные, – с улыбкой рассказывает педагог дополнительного образования ЦДТ Абакана Маргарита СМАРГОВА. Путь этот, кстати говоря типичен для многих ее нынешних коллег: очень часто даже те, кто случайно приходит в ЦДТ, остаются там на долгие годы: работа с детьми способна всерьез увлечь творческого человека. Тем более если направление его работы позволяет не только теоретизировать, но и создавать макеты зданий — это ведь почти как авиа- или судомоделирование…
– Главное в изучении архитектурного проектирования — не только научить детей создавать собственные модели, – поправляет меня собеседница, – навыки логического мышления — вот ключевой элемент, и его требуется развивать у ребят, которые посещают кружок. Без этой основы просто невозможно вести речь о каких-либо успехах в разработках. Логичность мышления заключается, в первую очередь, в том, чтобы до начала работы представлять то, как мы будем решать задачи, стоящие перед архитектором. Например, если речь идет о проектировании жилья, мы начинаем с простого вопроса: для чего оно предназначено? Понятно, что любой проект при его воплощении должен создавать вокруг человека ту среду, которая максимально и удобна для него и в которой он чувствует себя комфортно. Опираясь на эту идею мы для начала мысленно «проходимся» по будущему дому вместе с его хозяином. И соответственно его перемещениям строим свой план, – поясняет Маргарита Смаргова.
Получается, что юные архитекторы стараются осмыслить действия, которые обычно предпринимает человек в своем доме. Для начала он входит туда, а значит, оказывается в прихожей. Какой ее размер? Понятно, он должен быть таким, чтобы можно было спокойно развернуться даже в зимней одежде хотя бы вдвоем. А если проектируется дом на целую семью? Значит, площадь еще увеличивается. Куда направляемся дальше? В жизни чаще всего — на кухню. И по пути желательно помыть руки. Значит, ванная комната обязательно окажется между прихожей и кухней. Но стоп, мы же забыли переодеться в домашнее! И тут уже открывается простор для творческой мысли: где разместить гардеробную? На первом этаже, или на втором? И если так, где у нас разместится лестница… словом, получается настоящий ребус, разгадывание которого увлекательно само по себе.
– Именно поэтому мне и нравится работать над проектами частных домов. Ведь это — создание уникального пространства для конкретного человека, а значит — простор для творческой мысли, – делится дипломированный архитектор, принимавший участие в нескольких подобных проектах.

Ожидания от будущего
Пока юные архитекторы постигают в стенах ЦДТ базовые знания. От изучения особенностей материалов, применяемых в строительстве и культуры переходят к практическим занятиям. Конечно, способности и вкусы учеников различны, да и разница в возрасте играет роль (а посещать занятия могут дети с восьми лет). Однако занятия нацелены на то, чтобы каждый ученик мог извлечь пользу из занятий. Само собой, не забыта и привлекательная сторона: все же детям важно видеть результаты своего труда. Поэтому создание макетов домов по индивидуальному проекту — один из этапов работы юных архитекторов. Однако вкусы у них разнятся: как поясняет Маргарита, строить, пусть из картона, нравится не всем. Иные из ее воспитанников увлекаются именно чертежами, как тем самым ребусом. И при этом поражают преподавателя тщательной проработкой деталей и вниманием к мелочам. С другой стороны, миниатюра, которая получается в итоге работы ученика, может служить украшением интерьера, а может использоваться с сугубо практичной целью — служить шкатулкой. Этот вариант применения навыков архитектора очень интересен тем, что шкатулки-домики — довольно популярны у современных рукодельниц как вместилище для клубков, ниток и прочих необходимых в работе мелочей. И таким образом перед юными архитекторами уже сейчас открывается оригинальная сфера применения знаний.
– Конечно, в планах на ближайшее время — помочь воспитанникам заявить о себе — благодаря участию в технических выставках разного уровня. Если же вести речь о глобальных замыслах, то главная моя задача: помочь детям определиться с будущей профессией. А это значит – способствовать тому, чтобы те, кто выберет архитектуру в будущем, могли приступить к занятиям в вуз уже владея основами мастерства, – поясняет преподаватель. Само собой, при этом есть и мечта о создании чего-то особенного.
– У меня есть свой образец для подражания в архитектуре. Это Заха Хадид, в работах которой привлекает необычная смелость решений в организации пространства. Ведь здание — не просто короба, в которой мы находимся. При традиционном подходе мы можем создать качественное здание, оно будет лишь помещением, пригодным для повседневных нужд. А Заха Хадид создает конструкции, которые словно направляют человека, сделавшего шаг внутрь, – рассказывает Маргарита Смаргова.
Заочный наставник моей собеседницы знаменита следованием стилю деконструктивизма. То есть, подходом, который нарушает, казалось бы, все каноны классической школы проектирования. В итоге получившиеся здания могут напоминать жилища инопланетян, приземлившийся космический корабль, морскую раковину… словом, выделяться среди однообразных бетонно-стеклянных коробок современных городов. О них спорят, их осуждают и восторгаются, но редкий зритель оказывается равнодушным. И как знать, может быть в стенах ЦДТ начнет свой путь кто-то из архитекторов, также удививших мир, как это сделала Заха Хадид.

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *