Вторник, Февраль 19, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Обещание мебели в обмен на… предоплату

Обещание мебели в обмен на… предоплату

Казалось бы, жесткая конкуренция в сфере услуг должна стимулировать оказывать их все лучше и быстрее. Но это в теории, которая не всегда выдерживает проверку практикой. В реальности жители высказывают массу претензий не только к качеству работы мастеров, но и сетуют на то, что так и не могут дождаться оказания некоторых услуг, даже оплаченных! Сами понимаете, что «выхаживать» потом свои кровные, внесенные в качестве частичной или полной предоплаты, – занятие время- и нервозатратное. Чаще всего это удается сделать через суд. В общем, будьте бдительны!
Особенно тревожная ситуация складывается с изготовлением мебели на заказ. Это подтверждают участившиеся обращения абаканцев в Управление Роспотребнадзора по РХ. Реальные истории из практики этого ведомства (увы, его сотрудникам удается помочь пострадавшим клиентам далеко не во всех случаях) стали поводом напомнить читателям «Абакана»: как подстраховаться от возможных неприятностей при выборе фирмы и оформлении заказа? Как себя правильно вести, если обещанная мебель не готова в обговоренные сроки и непонятно: дождетесь ли вы ее вообще?
Разберем распространенные ситуации с точки зрения закона. В этом нам поможет начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.
Утром – деньги… А когда стулья?
Конкретный случай, заставивший абаканцев искать помощи в самых разных ведомствах, в том числе в Управлении Роспотребнадзора по РХ, – нетипичный для наших дней. Точнее, для «тертых» абаканцев, переживших 1990-е и на своем опыте научившихся не реагировать на сомнительные предложения в стиле: «Утром — деньги, вечером — стулья». Как говорится: «Уж сколько раз твердили миру…» И все не впрок!
В описанном случае на арендованных в солидном магазине в центре Абакана квадратных метрах работал офис, в котором около года принимали заказы на изготовление мебели. Первые клиенты ее дождались, а последние — нет. При этом они честно внесли предоплату. Был ли у руководства фирмы по изготовлению мебели в этом злой умысел, или дела временно застопорились во время кризиса — разберутся правоохранительные органы и суды, в которые начали обращаться заказчики, не дождавшиеся обещанных гарнитуров. На руках у клиентов остались эскизы и еще кое-какие документы. Однако в большинстве случаев их недостаточно для вмешательства Управления Роспотребнадзора по РХ (в рамках его компетенции).
Какими документами необходимо располагать потребителям для успешного отстаивания прав? Какие ошибки были допущены ими в приведенной истории и как их избежать?
Обманутые в своих ожиданиях заказчики в разговоре с представителями Управления Роспотребнадзора по РХ поделились ответами на вопросы, которые вы должны задать себе ДО оформления заказа. Почему они остановили выбор на этой фирме? Требовали ли они показать документы, на основании которых она работает? Или хотя бы уточняли ли, с кем имеют дело: незарегистрированным частником, ИП, ООО, иной организацией? Видели ли они мебельное производство фирмы, позволяющее оценить: сможет ли она выполнить заказ в срок, и условия, в которых изготавливается мебель? Знакомились ли с отзывами других клиентов?
И выяснилась любопытная деталь: взаимоотношения с выбранной фирмой напоминали «игру на доверие». Потребителей мало интересовали ее документы, мебельное производство и отзывы. Не смущали их и такие «детали», как отсутствие оформленного по всем правилам договора с письменно зафиксированными четкими сроками выполнения заказа. Не беспокоил и тот факт, что экземпляры документов для потребителей подписывала родственница руководителя организации, не имеющая права этого делать. С таким же успехом можно было попросить поставить подпись техничку соседнего магазина.
Что же стало определяющим в выборе этой фирмы? Думаете, только заманчивые обещания, приемлемый «ценник» и красивые эскизы? Не только это! В первую очередь клиентов привлекало… место расположения пункта приема заказов в престижном здании! «Солидное соседство», как выяснилось на практике, может оказывать чуть ли не магическое воздействие! По мнению многих абаканцев: если офис находится в здании, где также располагаются серьезные организации и магазины, то там точно не обманут и выполнят заказы наилучшим образом! Не все допускают мысль, что соседи по зданию необязательно — часть одной и той же компании с хорошей репутацией. На самом деле открыть офис в здании может кто угодно, арендовав там уголок для своих целей.
Как действовать?
– К сожалению, сотрудники Управления Роспотребнадзора по РХ могут помочь не во всех случаях, и только в рамках своей компетенции. Например, если мебель вам пообещал сделать нигде не зарегистрированный частник, то Закон РФ «О защите прав потребителей» вас не защитит, т. к. он регулирует взаимоотношения потребителей с официально зарегистрированными юридическими лицами и предпринимателями. Также у пострадавшего клиента возникнут большие сложности с отстаиванием прав (неважно, в какие ведомства он обратится), если его договоренности с исполнителем были устными. Так что, делая заказ, сразу озаботьтесь письменными подтверждениями на всякий случай. В случае, если у потребителя имеются веские подозрения, что не выполненные вовремя заказы – это мошенничество, то обращаться нужно в правоохранительные органы.
Закон РФ «О защите прав потребителей» позволяет не оплачивать фактически не оказанные услуги. А если потребитель уже внес частичную или полную предоплату, он имеет полное право расторгнуть договор и вернуть свои деньги.
Напомню, что неоказанной услугой можно считать как невыполнение исполнителем договорных обязательств вообще, так и неоказание услуги в установленный срок. После его истечения потребитель имеет право, опираясь на ст. 28 закона РФ «О защите прав потребителей», выставить исполнителю в ПИСЬМЕННОЙ ПРЕТЕНЗИИ одно из требований (на свой выбор): расторгнуть договор и вернуть оплату (если она была произведена); установить новый срок для выполнения заказа; потребовать уменьшить стоимость заказа; если это возможно, выполнить работу своими силами или с помощью третьих лиц и потребовать оплатить ее исполнителя. Также в случае просрочки заказчик может потребовать выплаты неустойки (ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей») и возмещения ущерба, если он наступил из-за затягивания сроков оказания услуги.
Однако для успешного отстаивания прав в случае проблем нужно настаивать на заключении письменного договора об оказании услуги и обязательного внесения в него таких важных пунктов, как сроки выполнения (в этом случае вы можете требовать неустойку за каждый день просрочки и безболезненно расторгнуть договор в случае, если сроки не соблюдаются). Причем можно настаивать на удобном для вас варианте оплаты: например, по частям, после выполнения оговоренных этапов заказа, которое вам будут демонстрировать. Не забывайте требовать и сохранять подтверждающие все ваши платежи документы! Никаких устных договоренностей и обещаний! Если вам придется отстаивать свои права, слова к обращениям в ведомства и судебным искам не приложишь! Совсем не факт, что вам удастся доказать их произнесение.
Если условия предлагаемого вам для подписания договора вызывают у вас сомнения в их законности, рекомендую прийти с этим документом на бесплатную консультацию к специалистам нашего отдела ДО его подписания. Если договор, ущемляющий права потребителей и противоречащий действующему законодательству, уже подписан, его можно (и нужно) оспорить. Но, вероятнее всего, делать это придется уже через суд.
В случае неоказания услуги первым делом необходимо обратиться к руководителю организации-исполнителя услуг с ПИСЬМЕННОЙ ПРЕТЕНЗИЕЙ. В ней вам нужно описать в свободной форме возникшую проблему и выдвинуть требование из числа приведенных выше. Даже если вы не уверены, что на нее ответят, таков порядок отстаивания прав. В случае дальнейшего отстаивания прав ее копию (как подтверждение позиции исполнителя по вашей проблеме) нужно приложить к заявлению в суд или компетентные ведомства. Этим вы подтвердите, что пытались урегулировать проблему «мирно», в досудебном порядке. Один экземпляр претензии, с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего, остается у вас, другой – в организации-исполнителе. Можно отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении. В течение 10 дней ваше обращение должны рассмотреть и дать ответ. Если его проигнорировали или ответ вас не устроил, следующий шаг – суд.
Конкретный случай: судебное решение в пользу потребителя
– Приведу пример случая, в котором нашему ведомству удалось помочь потребителю.
В этом году в наше управление обратилась за помощью жительница Абакана, которая заказала изготовление кухонного гарнитура в одном известном ООО с офисом в центре города, внесла предоплату в размере 16 тысяч рублей и передала мастерам купленную для гарнитура за 4 тысячи рублей вытяжку. Однако мебели она так и не дождалась. Вскоре офис закрылся, и заказ так и не был выполнен. Некоторое время руководитель ООО заверял клиентку по телефону, что выполнит ее заказ. Она не дождалась выполнения обещания. Позже, после вмешательства в ситуацию органов внутренних дел, руководитель ООО уже письменно подтвердил, что признает взятые обязательства и обещает их выполнить.
Однако, ожидание затянулось на неопределенное время, и потребитель обратился за помощью в защите прав в Управление Роспотребнадзора по РХ. Специалисты по защите прав потребителей, изучив обстоятельства этого случая и письменные доказательства нарушения прав потребителя (которых было достаточно), обратились в суд в интересах потребителя за защитой его нарушенных прав.
Итог судебного разбирательства: городской суд г. Абакана поддержал позицию Управления Роспотребнадзора по РХ и вынес решение, которым обязал общество расторгнуть договор на изготовление мебели и взыскал с него в пользу потребителя 68 640 рублей. На что может рассчитывать потребитель, обратившись в суд в случае неоказанных услуг? В приведенном примере общество обязали вернуть не только предоплату по принятому заказу и возместить потребителю стоимость переданной им мастерам кухонной вытяжки, но и выплатить неустойку, возместить моральный вред и заплатить штраф за отказ в удовлетворении требования потребителя в досудебном порядке. Замечу, что в исходе дела большую роль сыграло то, что все обязательства ООО по отношению к потребителю были зафиксированы письменно и подтверждений нарушения прав потребителя оказалось достаточно.
Удачи в отстаивании прав!
Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *