Среда, Август 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > На сцене – абаканские «сказочники»

На сцене – абаканские «сказочники»

И пусть эта сцена очень маленькая и импровизированная, но ведь цель организаторов АРТ-гостиной и не в том, чтобы сделать ее большой. Главное, чтобы абаканцам было интересно с теми, кто приходит сюда в качестве героев вечера. На минувшей неделе это были известные в городе и многим уже полюбившиеся артисты Артур АРУТЮНОВ и Данил ЧЕРНОВ, которые рассказывали о себе, о творчестве, о театре и, конечно же, о любимых педагогах, благодаря которым начали раскрываться молодые таланты.

О педагогах
И первый, в чей адрес прозвучало множество теплых слов, был Сергей Жуков.
– Он учил нас изначально быть людьми. То есть считал и пытался донести до каждого своего ученика, что главное – быть человеком, а уж потом артистом, музыкантом, да кем угодно, – немножко перебивая друг друга, рассказывают артисты. – Сергей Константинович любил говорить, а точнее цитировать Ежи Леца (это польский поэт, писатель и философ): «У человека нет выбора, он должен быть человеком».
Впрочем, как выяснилось в ходе беседы, педагогом Сергей Константинович Жуков был очень требовательным. Однако вместе с тем и добрым, и внимательным. А иногда преподносил студентам такие сюрпризы, от которых у первокурсников голова шла кругом.
– Он мог совершенно неожиданно для тебя самого подойти и спросить, почему ты вчера поздно лег. И ты стоял совершенно ошеломленный, не знал, что ответить, и думал: откуда он узнал? – говорит Артур Арутюнов. – Сначала мы думали, что кто-то из однокурсников «стучит» ему о том, что у нас происходит, а потом поняли, что Сергей Константинович просто-напросто великолепный психолог и что у него такой жизненный опыт, который позволял ему по каким-то мельчайшим деталям понимать все, казалось, не прилагая к этому никаких особенных усилий.
«И это был такой человек, с которым вам хотелось работать, – чуть позже добавит Данил Чернов. – Хотя отчислял Сергей Константинович нещадно. Ну как «нещадно»? Он никогда никого не обижал, но если видел, что студент не справляется или что человеку, чтобы быть счастливым, действительно лучше заняться чем-то другим, он садился рядом и очень тактично, деликатно разговаривал или убеждал».
Больше того, по словам «сказочников», у их любимого мэтра даже был курс, на который набирали двадцать пять студентов, а окончила курс только одна девушка.
– У нас вообще все педагоги были изумительные. Например, педагог по танцу, Софья Николаевна Сушкина, – вспоминает Артур Арутюнов. – Ей было восемьдесят четыре года, она была знакома с Плисецкой, и, как мы поняли, у них даже был какой-то конфликт, из-за чего она Плисецкую серьезно недолюбливала. Так вот, однажды Софья Николаевна показала нам, что такое настоящее мастерство. У нас был однокурсник Костя, такой своеобразный «камень преткновения», и вот однажды она ему говорит: «Костя! Что ты делаешь? Ну как так можно!» И чтобы показать, как нужно, вытягивает ногу параллельно полу и так стоит. Это я сейчас пытаюсь вам показать и через две секунды начинаю падать, а она спокойно стояла и смотрела на нас.
О выборе
Судя по всему, все, ну или почти все, уроки своих педагогов и Артур и Данил усвоили. Спектакли с участием Артура Арутюнова имеют успех не только в родном для него Абакане, но и на самых разных российских и зарубежных фестивалях, а Данил Чернов успел проявить себя не только как артист, но и как режиссер-постановщик таких полюбившихся абаканскому зрителю спектаклей, как «Собачий блюз» и «Красная шапочка». Последний вообще стал одним из самых популярных в репертуаре театра, особенно среди детей. Так что нам, зрителям, остается только радоваться, что оба молодых таланта театра оказались в «Сказке». А ведь все могло быть иначе, сделай кто-то из них в тот или иной момент своей жизни какой-то другой выбор.
– Хотя выбор большинства людей, которые попадают «на куклы», он обычно не до конца осознанный, – говорит Артур Арутюнов. – Если вы поспрашиваете актеров, которые работают именно в кукольных театрах, почему они пошли «на куклу» и была ли у них такая мечта, наверное, большинство скажет: «Нет, но как-то так получилось…» И добавят, что, несмотря на это, нисколько не жалеют. Мне, например, это очень нравится. Правда, есть и всегда будут артисты, которые говорят, что не готовы «стереть себя» и «уйти за куклу». Но они, скорее всего, просто не понимают, что это такое. Ты не «уходишь за куклу», как раз наоборот, в «кукольных» спектаклях и ролях на первый план всегда выходит личность артиста, его профессиональные способности. Театр кукол дает… вы не представляете, сколько возможностей!
О ролях
Впрочем, для того чтобы воспользоваться этими возможностями, нужно иметь не только талант, но и сообразительность. А еще быть уверенным в том, что нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. И наши сегодняшние герои, безусловно, это прекрасно понимают. Вот, что рассказал об этом собравшейся в Арт-гостиной публике Артур Арутюнов:
– Мне однажды дали роль петуха. Я сначала немного удивился, а потом подумал, ну ладно. Петух так петух. Но когда всем раздали пьесу, оказалось, что я, то есть петух, в ней вообще нигде не прописан. И слов у моего героя, соответственно, тоже нет. Вот тогда я растерялся: что делать? А потом понял, какое это удовольствие: ты ни от кого не зависишь, делаешь со своим героем все, что хочешь! Сам придумываешь его образ, характер, то, как он двигается, то, зачем он появляется в спектакле. Полная свобода!
Так что и здесь у Артура Арутюнова и Данила Чернова (которые не только коллеги по театру, но и друзья) полное взаимопонимание и солидарность: «Это ж самая сласть: сделать из маленькой, и даже крошечной, роли что-то интересное!» «И тогда «маленькие» роли становятся «вкусными» и «большими».
Об актерской семье и форс-мажоре
А они должны быть такими всегда и несмотря ни на что. Даже на форс-мажорные обстоятельства. А они бывают даже в театре. Ведь это же театр! Здесь может быть все.
– Бывает такое: надо работать спектакль, а у актера пропал голос. И тебе совершенно неожиданно для тебя самого говорят, что вот роли, которые ты должен сыграть, потому что никаких других вариантов нет. Иногда такое бывает за десять минут до спектакля, и вот это незабываемый опыт, скажу я вам, – вспоминает Артур Арутюнов.
Кстати, как оказалось, по большей части в спектаклях Артур заменял своего отца, не менее известного в Абакане актера и великолепнейшего (и это не преувеличение) театрального художника Эдгара Арутюнова. Потому что у того, действительно, пропал голос (а это довольно часто случается с профессиональными актерами, педагогами, певцами и телеведущими, например), а у Артура уже был опыт работы в этих спектаклях.
Что интересно, Артур, по его собственному признанию, «вообще не собирался в театр».
– Я собирался быть ветеринаром, – говорит наш герой. – И уже подал документы в Тимирязевскую академию, а потом сел и подумал: «Что я там буду делать? Зачем мне это надо?»
А дальше все было просто: поступил, учился, закончил, вернулся в родной город.
– Я точно знал, что я хочу на куклу. И отучившись, я точно знал, что хочу обратно в Абакан, – говорит молодой актер. – Хотя некоторые молодые артисты, у которых так же, как у меня, «театральная» семья, говорят: «Нет, в родной город я не вернусь. Там мои родители играют, нас же сравнивать будут! Я не хочу!» А я считаю, что у каждого все равно свой путь. Надо просто по нему идти, стараться стать лучше, расти над собой.
Хотя, если вы сотрудник в театра, то, наверное, нельзя не расти, даже чисто интуитивно.
– Когда ты работаешь над спектаклем или над героем, каждый раз хочешь привнести что-то новое, потому что раньше ты чего-то не понимал, а вот теперь понял. А бывает так, что режиссер приехал, поставил пьесу и уехал. И посоветоваться актерам, которые в ней заняты, не с кем, поэтому ты как актер сам «дорабатываешь», допридумываешь персонажа, – говорит Данил Чернов.
И тут мы опустим занавес. Потому что о куклах, героях и спектаклях театра «Сказка» можно говорить очень много и долго, но все эти слова не идут ни в какое сравнение с тем, что абаканцы видят на сцене: настоящее мастерство, вызывающее уважение.
Мария КИДЯЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *