Среда, Май 18, 2022

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > «Дядя Ваня» — праздник для театралов в Абакане

«Дядя Ваня» — праздник для театралов в Абакане

Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности был учрежден Министерством культуры Российской Федерации в 2014 году для реализации полномасштабных гастролей российских театров по всей стране. Эта инициатива шла от президента нашей страны Владимира Путина.
В связи с этим программа «Большие гастроли» стала ежегодной. Благодаря успешной деятельности центра существенно активизировалась гастрольная жизнь России и каждый год увеличивается число регионов, принимающих участие в данной программе. Благодаря ей два года назад Абакан посетил Московский академический театр им. Вл. Маяковского. В этом году, с 3 по 6 октября, своей игрой на сцене порадовали артисты Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова. Они привезли с собой два спектакля – «Дядя Ваня» и «Посвящение Еве».
Стоит отметить, что абаканцы очень тепло приняли две эте постановки. Зал Русского драматического театра им. М.Ю. Лермонтова был переполнен все эти дни. Министр культуры РХ Светлана Окольникова на пресс-конференции, которая состоялась после первого спектакля «Дядя Ваня» не скрывала своих чувств:
– Наш Абакан – театральный город. Зрители очень тонко воспринимают все, что происходит на сцене и по достоинству оценивают игру актеров. Причем заядлых театралов на постановке было не так много, в основном это просто горожане и люди, приехавшие на спектакль вахтанговцев из глубинки, но какая была реакция зала!
На пресс-конференцию в фойе республиканского театра собрались руководители пректа «Большие гастроли — 2016» и ведущие актеры, задействованные в спектакле. Вела ее заслуженный деятель искусств РХ Татьяна Чаптыкова. Она представляла гостей нашего города.
Наталья АФАНАСЬЕВА (куратор гастрольных проектов):
– В проекте «Большие гастроли» принимают участие 26 театров, которые посетят 45 регионов страны. Это значит, что жители 90 городов увидят более 200 лучших спектаклей, поставленные в России. Причем территория охвата огромна. От Калининграда до Магадана, от Крыма до Камчатки. Мы стараемся привести наши лучшие театры в самые дальние уголки страны. Привезти театры на коммерческие гастроли в крупные города может любой прокатчик, а вот сделать так, чтобы лучшие театры России выступили, например, в городе Кудымкаре или Мичуринске, возможно только при государственной поддержке. Представляете, в глубинке появляются такие знаменитые актеры, как Василий Лановой, Людмила Максакова, Сергей Безруков, Игорь Костолевский, Сергей Маковецкий и другие. Это для зрителя лучшая награда. Поэтому финансирование программы идет из федерального бюджета, но нам очень помогают регионы. В частности, спасибо и Министерству культуры РХ.
Сегодня в гостях у абаканцев наш партнер, который стоял у истоков создания нашей программы, – знаменитый Вахтанговский театр.
Римас ТУМИНАС (художественный руководитель и главный режиссер театра):
– Спектакль «Дядя Ваня» по пъесе Антона Павловича Чехова я поставил семь лет назад. За это время он собирал полные залы и в родном театре на Арбате, и во множестве поездок по России и за рубежом. С ним мы снова едем в Америку и Китай. Если раньше актеры сокрушались, что мало гастролируют, то теперь плачут, что устают от гастролей. Чехова я люблю. За что? За то, что он жалеет человека. Такое вот у него доброе отношение к человеку. Поэтому такой взгляд глубокого сожаления мне близок.
Сергей МАКОВЕЦКИЙ (народный артист России — Войницкий, или просто дядя Ваня):
– В Хакасии я впервые. Что же касается реакции зала, то я не очень люблю, когда раздаются аплодисменты после каждой сцены. Я больше люблю, когда занавес закрывается, а в зале тишина. Но это мое личное мнение. Приняли нас в Хакасии очень хорошо. Очаровала бескрайняя степь. Я просто ахнул: «Какая же у нас огромная страна, сколько пустого пространства! (Смеется.) Провели нам несколько экскурсий. Мы были на СШГЭС, в новом республиканском театре. Хотя, если честно, города как такового я не увидел.
Людмила МАКСАКОВА (народная артистка России — Войницкая, мать первой жены отставного профессора):
– Если Сергею Васильевичу не нравится, когда зал аплодирует, то мне, наоборот, очень нравится. (Смеется.) Что я хочу вам сказать? У нас в Москве стало тесно жить. Слишком много народа. Мы везде толкаемся — на улице, в метро, и это неправильно. У вас же здесь такие просторы, свежий воздух, дивная природа. Так зачем же вам Москва? Живите в Абакане. (Смеется.)
Что касается приема, то, действительно, он был радушным. Мы здесь испытали радость общения, а это самая большая для нас награда.
Владимир СИМОНОВ (народный артист России — отставной профессор Серебряков):
– Обычно говорят, что мой персонаж — Серебряков — посредственный человек, дурачок. Ничего подобного. Я играю талантливого человека. Судите сами, отставной профессор приезжает в свое имение. Его жену пытаются… а потом в него еще стреляет дядя Ваня. Так что постановка Римаса Владимировича в этом смысле и хороша, что все в ней неоднозначно. Каждый ищет свою правду. Когда мы что-то говорим или делаем, то считаем, что только мы правы, что только нас и обманули. Серебряковых я видел на своем веку много в исполнении разных актеров, но все они были похожи друг на друга — пришел, оскорбил и убежал. Я же постарался показать немного другого Серебрякова.
Владимир ВДОВИЧЕНКОВ (заслуженный артист России — доктор Астров):
– Хотя сам я и не вахтанговец, так как в театр пришел из ВГИКа, но считаю его родным. При этом, пользуясь случаем, хочу сделать реверанс в сторону Римаса Владимировича. Если бы не было его в театре, не было бы и меня. Именно он мне открыл природу театра, тайну театральной сцены. Именно он мне рассказал, что есть чудесный мир, который может быть мне интересным, захватывающим, неоднозначным. А ведь было время, когда мне было страшно выходить на сцену. Честно. Даже «скорую» вызывали.
В такие моменты я всегда пытался себя успокоить: «Ладно, два часа позора – и ты снова артист». Да, по образованию я киношник, и когда меня вдруг видят на сцене театра, иногда удивляются: «Слушай, друг, ты так круто сыграл, что я даже обалдел от неожиданности!» Интересно, что же он тогда ожидал – что я сыграю отвратительно плохо? (Смеется.) При этом у меня уже был достаточно большой багаж сыгранных ролей, как в кино, так и в театре. Поэтому Римасу Владимировичу я доверяю и на данный момент больше ни с кем работать не хочу, потому что боюсь не сойтись характерами.
Так как Владимир Вдовиченков был последним в противоположном углу, гостей, активизировались журналисты. Вопрос к Владимиру Вдовиченкову:
– К нам в Абакан приезжал режиссер фильма «Левиафан» Андрей Звягинцев. В этом фильме вы тоже принимали участие. Скажите, были ли очередные предложения от Звягинцева?
– Насколько мне известно, он снимает свою очередную картину. Однако у этого режиссера нет любимых актеров, которых он постоянно приглашает на съемки. Он каждый раз проводит кастинг и выбирает на роль того артиста, который ему подходит. Поэтому пока приглашений от него не поступало.
Вопрос к Сергею Маковецкому:
– Сергей Васильевич, дядя Ваня – натура уходящая. Таких людей уже трудно встретить на своем веку. А лично у вас бывают такие внутренние монологи, типа: «Мне 47 лет, а я в этой жизни ничего не сделал?»?
– Конечно. Наверное, они есть у каждого человека — что я сделал и что дальше? Например, меня настигают такие мысли: сколько можно ездить на гастроли?! Уже столько сыграно и переиграно. Вот вчера мы сыграли спектакль с удовольствием, зачем сегодня снова выходить на сцену? (Смеется.) А потом сам себе говорю: «Сережа, скажи спасибо Всевышнему, что так происходит». Спасибо театру, что он дает такую возможность познать страну, мир. Да разве я собрался бы когда-либо приехадь в Абакан и увидеть всю эту красоту. Думаю, что нет.
Так что мысли приходят, но они не творческие — обывательские, поэтому на них я внимания не обращаю.
Вопрос к Римасу Туминасу:
– Судя по отзыват центральной прессы, в большинстве своем спектакль «Дядя Ваня» в вашей постановке проходит на ура, но есть и те кто, критикует. Как вы к этому относитесь?
– Нормально. Так и должно быть, потому что все мы разные. «Дядя Ваня» – это просто случай из деревенской жизни, и все. Однако, несмотря на то, что мы успешный театр, это не дает нам право безответственно шутить. Нужно вчитываться в Чехова, и тогда он перед тобой раскроется.
Играть надо Небесам, а не публике или партнеру. Тогда будет найден путь к празднику, путь к гармонии, путь к Вахтангову.
Записал Сергей ГЕСС


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *