Понедельник, Февраль 24, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Вокруг проблемных услуг

Вокруг проблемных услуг

 Некачественными часто бывают не только вещи, но и услуги. В чем еще и еще раз убеждаешься на примерах распространенных ситуаций из редакционной почты. Попробуем разобраться: можно ли избежать подобных проблем и как себя правильно вести, если они вас настигли? В поиске взвешенных решений читателям «Абакана» поможет начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ.

Нужно ли оплачивать то, что не было сделано?

Жилье сегодня стоит очень дорого, и сразу купить квартиру сыну у нас нет возможности. Недавно обзаведясь семьей, он вместе с невесткой пока снимает квартиру. Молодые столкнулись с тем, что сегодня в Абакане очень сложно найти приличное жилище в аренду без посредников — всевозможных агентств недвижимости. Но они предлагают варианты квартир платно. Так как варианты были нужны срочно, мы согласились воспользоваться их услугами. Теперь жалеем об этом, так как подозреваем, что плата может взиматься необоснованно, для создания видимости бурной деятельности. К примеру, нам дали адреса из какой-то старой базы данных: оказалось, что квартиры по ним либо уже давно сданы, либо хозяев вообще нет дома, а имеющиеся номера телефонов не отвечают. Помучившись, мы нашли детям квартиру через знакомых. Однако в агентстве отказываются возвращать деньги за фактически не оказанную услугу, мотивируя это тем, что по договору мы платим агентству не за работу до заселения, а за предоставление вариантов. Неважно, воспользовались мы ими или нет. Как быть в таких случаях? Обязаны ли мы, как потребители, оплачивать фактически не оказанные услуги или сомнительные действия (в данном случае — бесполезные варианты), которые ни на шаг не приблизили к нужному результату? Семья Токаревых

– Закон РФ «О защите прав потребителей» позволяет вам не оплачивать фактически не оказанные (и не принятые вами) услуги. В случае с агентствами недвижимости советую сначала внимательно прочесть договор на оказание услуг. Ваши дальнейшие действия будут зависеть от того, что вам предлагают подписать (или вы уже подписали). В случае, если вы еще не поставили подпись под предлагаемым договором, рекомендую проконсультироваться по поводу непонятных моментов и их последствий у наших специалистов по защите прав потребителей. Они дают бесплатные консультации. Если в договоре слишком много расплывчатых формулировок и мало конкретики, настаивайте, чтобы в него внесли важные для вас пункты, то есть четко прописали: за что вы собираетесь платить агентству? За предоставление вариантов, которые вам могут предлагать до бесконечности? Или за результат? Обезопасить себя от предложений неподходящих вариантов жилья (например, «не в тех» районах, «не за ту» цену или «не в том» состоянии) можно, четко отразив в договоре критерии, которым должны соответствовать варианты. Тогда вы без нервотрепок сможете расторгнуть неисполненный договор и вернуть уплаченные деньги, если приемлемых вариантов предоставлено не было. Также агентства часто используют формулировку «до заселения», но не уточняют его сроки. Если в договоре не указаны конкретные даты, то «работать» с вами могу, сколько захотят. Отведите агентству договором месяц или другой приемлемый для вас период для поиска вариантов. Если сотрудники не уложатся в него и не успеютнайти подходящее жилье, это уже можно рассматривать как неисполнение договора в срок. По этой причине вы сможете без проблем отказаться от услуг агентства, вернув свои деньги, и еще потребовать неустойку. Если в агентстве категорически против внесения каких-либо изменений в свой вариант договора – это веский повод поискать другое агентство. Если договор, ущемляющий права потребителей и противоречащий действующему законодательству, уже подписан, его все равно можно (и нужно) признать недействительным (п. 1 ст. 16 Закона). Сделать это, скорее всего, удастся через суд. В судебном порядке у вас есть возможность взыскать не только уплаченную агентству сумму, но и возместить моральный ущерб (если он был нанесен). Начать отстаивание прав (если устные «переговоры» ничего не дали) советую с предъявления письменной претензии руководителю агентства. Ее первый экземпляр (с отметкой о приеме, датой и подписью принявшего) остается у вас, а второй – в агентстве. Как вариант, можно отправить ее заказным письмом с уведомлением о вручении. В нем, помимо описания проблемы, вам необходимо выдвинуть свое требование. Например, вернуть вам деньги за неоказанную услугу. Ваше обращение должны рассмотреть и дать ответ в течение 10 дней с момента его получения. Если его проигнорировали или вас не устроил ответ, поможет суд. В случае серьезных подозрений, что сотрудники агентства не горят желанием помочь вам за ваши деньги, а используют мошеннические схемы присвоения денег населения, фактически не оказывая услуги, – параллельно обращайтесь в полицию.

Заказанного ждать три года?

Счастливые владельцы» не новых или не распространенных у нас иномарок сталкиваются с тем, что просто так запчасти к ним в магазинах не купишь. Обычно в них представлены самые распространенные и востребованные детали. Если в их числе нет того, что вам нужно, можно попросить это привезти, воспользовавшись предоставляемой многими магазинами услугой – «запчасти на заказ». При этом принимающие заказ продавцы обычно требуют внести предоплату, как частичную, так и полную. Для тех, кто не в курсе цен, скажу, что стоимость одной запчасти может достигать нескольких тысяч рублей. То есть, речь идет об ощутимых для семейного бюджета суммах. Но, несмотря на это, со сроками доставки могут возникать накладки. Сам сталкивался с тем, что очень нужную мне деталь обещают привезти «через неделю», а по факту доставляют лишь спустя месяц. И при этом во время нервного ожидания неделями кормят обещаниями, что запчасть будет «завтра-послезавтра». Как вы понимаете: если немалые деньги за товар уже отданы заранее, ездить по другим магазинам в поисках того же самого бессмысленно. Но и длительное ожидание ломает планы. Что делать в таких случаях? Как подстраховаться?

Максим Воробьев

– Подстраховаться от неприятных неожиданностей при покупке дорогостоящего товара «под заказ» можно по-разному. Как вариант, сначала предложите продавцу произвести оплату после получения запчасти. Если он не согласится на ваши условия или предоплата (частичная или полная) для вас удобнее, обязательно требуйте в качестве подстраховки документ, подтверждающий ваш платеж и/или договор на поставку запчасти. В любом случае в выданном вам письменном подтверждении должен быть указан и четкий срок доставки товара, как важное условие его передачи потребителю. Доставку запчастей позже оговоренного времени можно рассматривать как не оказанную в срок услугу. В этом случае можно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей»: ст. 28 («Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ(оказания услуг)») и ст. 23.1 («Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю»). В числе требований, которые (на ваш выбор) Закон позволяет предъявить продавцу: назначение нового срока для передачи оплаченного товара; возврат суммы предварительной оплаты товара и полное возмещение убытков в десятидневный срок. Кроме этого, ст. 23.1 Закона позволяет вам требовать неустойку в размере 0,5% от суммы предоплаты. В случае отказа исполнителя добровольно выполнить предъявленное законное требование, последовательность действий потребителя будет как и в предыдущем случае: предъявление письменной претензии и, в случае ее неэффективности, — продолжение отстаивания прав в суде.

Имеют ли право навязывать то, что не нужно?

В магазине бытовой техники при покупке и так недешевой посудомоечной машины мне стали навязывать к ней в придачу договор дополнительного сервисного обслуживания. Естественно, не бесплатного: «цена вопроса» — еще порядка двух тысяч рублей. Продавцы убеждали меня, что без заключения этого договора купить выбранную технику нельзя и только из-за него она продается по приемлемой цене, без дополнительных накруток. Я так понимаю: дополнительный договор — это не обязательный договор. Лишних денег, чтобы платить за ненужное мне обслуживание, у меня сейчас нет. Однако сотрудников магазина в этом убедить не удалось. Пришлось пока отказаться от покупки, которая мне нужна. Законно ли такое навязывание платных услуг? Каким способом можно купить то, что нужно, и отказаться от них?

Екатерина Румянцева

Недавно зашла подстричься в парикмахерскую, в которой до этого не была. Пока ждала свою очередь, ознакомилась с прейскурантом. Цена меня вполне устроила. Однако в конечном итоге заплатить мне пришлось гораздо больше. Подозреваю, что мастера подрабатывают, навязывая дополнительные услуги, о которых клиенты не просят. Мне пришлось раскошелиться и за помывку головы, хотя мыть ее я не просила (мастер сделала это, намачивая мне волосы), и за укладку феном после стрижки, хотя это тоже была инициатива парикмахера, сушившего мне волосы, и меня не предупредили, что это будет платно и расцениваться как укладка. Мне стыдно было не заплатить мастеру, сколько потребовалось, за уже проделанную работу. Но на будущее хочу знать: имеют ли право с меня брать деньги за дополнительные услуги, которые не были оговорены заранее и цена которых не озвучивалась в процессе? И что мне делать в подобных случаях? Елена БИРЮКОВА – Навязывание дополнительных платных услуг, как и обусловливание приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением других товаров (работ, услуг), — это нарушение ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей». Вы вправе отказаться от того, что вам навязывают, если это вам не нужно. В случае с продажей посудомоечной машины с договором в придачу усматриваются условия, ущемляющие права потребителя (по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты прав потребителей). Согласно п. 1 упомянутой выше ст. 16 Закона они признаются недействительными. Если продавцы не хотят внимать вашим устным доводам, предъявите письменную претензию руководству магазина (как описано выше), сошлитесь на законодательство и факт его нарушения: отказ вам в покупке выбранной техники без заключения договора. Выставьте требование: продать вам то, что необходимо, безнезаконного навязывания ненужных вам услуг. Если на ваше «послание» отреагируют не так, как вы ожидаете, то далее обращайтесь в прокуратуру и(или) в суд. Требования оплатить уже оказанные дополнительные услуги, о которых вы не просили (как в описанной ситуации в парикмахерской), также незаконны. Согласно Закону РФ «О защите прав потребителей» (п. 3 ст. 16), исполнитель не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги (работы) за плату. На будущее учтите, что вы имеете полное право отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены – потребовать возврата уплаченной суммы. В случае, если парикмахеры в процессе работы предлагают вам какие-то заранее не оговоренные манипуляции с волосами, уместно будет уточнить: входит это в оговоренную заранее цену или платить придется дополнительно? А если да, то сколько? Уточняющие вопросы уберегут вас от попадания в неудобное положение. Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Карина Алфеева


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *