Суббота, Сентябрь 21, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Абаканским родителям о пользе объединяющих сказок

Абаканским родителям о пользе объединяющих сказок

Мы продолжаем публикацию цикла дидактических сказок, которые могут помочь в общении с детьми. Главная задача таких историй — корректировка нежелательного поведения. Приведенные ниже сказки рассчитаны на детей дошкольного возраста, как наиболее восприимчивой к метафорическом языку аудитории.

Непоседа

«У нас не получается читать ребенку сказку. Если пробуем делать это перед сном, то вместо того, чтобы успокоиться, он начинает прыгать. А днем от него невозможно добиться, чтобы посидел хотя бы минуту рядом…» – жалобы подобного рода звучат от некоторых родителей. Справиться с затруднением можно с помощью нескольких приемов. Во-первых, откажитесь от книг с яркими рисунками, движущимися глазами героев и прочими дополнительными элементами. Они не просто привлекают внимание, как думают иные родители, а отвлекают ребенка от самого главного — общения с родителями. Во-вторых, не превращайте чтение в обязательную процедуру, навязывая ребенку прослушивание сказки. Вместо этого используйте подходящий момент, когда малыш сам приходит к вам, хочет побыть рядом, ищет вашей поддержки и так далее. И, наконец, в-третьих, отдавайте предпочтение коротким сказкам. Помните, что ребенку очень сложно концентрироваться на повествовании дольше нескольких минут. То есть, на первых порах вам подойдут те сказки-притчи, которые вы помните наизусть. Возможно, в этом арсенале найдется место и для истории про Непоседу.

Жил-был один мальчик, ну прямо как ты, шустрый да быстрый. Только встанет с кроватки — сразу бежит куда-то. Одну игрушку схватит – и тут же за другой тянется, про первую забыл. Так бегает-бегает целыми днями, только пятки мелькают. И вроде бы весело ему, но что-то стал скучать этот Непоседа. Игрушки надоели, с другими детьми не интересно, мама с папой тоже скучными показались. И решил Непоседа убежать от всех в сказочный лес. «Там я найду с кем поиграть!» – так решил он для себя.

И убежал он из дома. Бежит по лесной тропинке, а навстречу ему ежик, яблоко домой несет. Непоседа к нему — а ежик и разговаривать не стал, очень уж торопился в свою норку. Побежал дальше наш Непоседа, видит — бельчата по веткам скачут, орешки в лапках домой несут. Но не успел он с бельчатами поговорить — ускакали. И так — весь день. Кого Непоседа ни увидит, тот прочь мчится, по своим делам. Устал Непоседа, набегался. Сел на пенек, отдыхает. И вдруг услышал, как птички поют, да так красиво, что просто заслушаться. А потом увидел под ногами целую поляну спелой клубники. Огляделся вокруг — а лес-то, оказывается, такой красивый и столько в нем интересного и вкусного, если приглядеться. На бегу, в спешке, много ведь и не углядишь!

«А что если и дома так же, как в лесу? – подумал Непоседа. – Я ведь и дома постоянно бегаю, не останавливаюсь, все сразу делаю и тут же бросаю!» И решил он вернуться домой. Вечером вся семья поужинала, а потом Непоседе сказку рассказали. Да такую интересную, что он даже рот открыл от удивления — никогда ничего подобного не слышал. Так что с тех пор Непоседа наш бегает-бегает, да не забывает иногда присесть, на мир посмотреть и других людей послушать. Ведь это так интересно!».

Непослушка

Нежелание подчиняться взрослым – среди детей явление весьма частое. Причин для такого поведения может быть несколько — так же, как и в случаях с капризами. Особняком стоят случаи, когда в основе детских проступков лежат мелкие на первый взгляд ошибки взрослых. Мы привыкли говорить запретами. «Не лезь», «не трогай», «не сломай» и тому подобные фразы на иную детскую голову сыплются десятками ежедневно.

При этом довольно часто воспитатели добиваются лишь диаметрально противоположного эффекта. Все дело в том, что ребенок оказывается в сложной ситуации: у него есть информация о том, чего ему делать нельзя.

Однако взрослый не снабдил его сведениями о том, что делать можно. Мы порой думаем, что ребенок сам найдет себе занятие, – и это верно, но только в случае, если он уже умеет развлекать себя. В противном случае он будет экспериментировать с окружающим миром, особенно с хрупкими и опасными предметами обстановки, а в итоге основную долю его словарного запаса составят бесконечные «нельзя».

Поэтому вопрос послушания — стратегический и зависит от того, как построено общение в семье. А сказка может прийти на помощь, если требуется показать ребенку, что некоторые из запретов действительно важны. А также позволит подчеркнуть отношение родителей к своему чаду.

«В одном большом городе жила-была одна девочка. Ходила в детский сад, играла, рисовала, лепила из пластилина, платья красивые примеряла. По вечерам семья собиралась вместе, все пили чай с вареньем и рассказывали, что нового произошло за день. А потом девочку укладывали спать и читали ей на ночь сказки про принцесс и заколдованные королевства.

И все было хорошо, пока однажды во время прогулки девочка не обнаружила на дорожке камешек Непослушания. Он был очень красивый — весь такой яркий, переливающийся разными цветами, просто сам в руки просился. И решила девочка взять его с собой, чтобы дома сохранить. Вот только с тех пор стали хуже дела дома. Девочка то спать вовремя не пойдет, то мультики решит посмотреть, и никак ее не увести от экрана. А потом и руки перестала мыть и за стол со всеми садиться. Возьмет что-нибудь повкуснее, съест, пока играет. Или вообще в кровати жует, вместо того чтобы спать. Специально все это делала, потому что стало ей казаться, будто родители ну очень уж неправильно все делают. То одно запрещают, то другое, а девочка хочет все по-своему делать. И вот не слушается она ни родителей, ни бабушку с дедушкой. Пусть неудобно есть и играть, пусть спать плохо оттого, что крошки всю ночь щекочутся, зато — все по-своему получается. И не замечает девочка, что камешек день ото дня все больше и тяжелее становится. Он уже и в кармане не помещается, девочке его на полочку положить пришлось. Да скоро и полочка упала — не выдержала такой тяжести.

Покатился камешек Непослушания по полу да прямо под ноги девочке. Оступилась она и чуть не упала, да мама рядом была, вовремя подхватила. А потом помогла умыться и за стол усадила. И удивилась девочка тому, как повеселела после умывания. А уж как удобно оказалось за столом кушать, а не как она, по-своему, пыталась. Поужинала семья, а потом родители решили помочь дочке переложить ее камешек. Да только как подошли к нему, так и увидели, что он снова стал маленький-маленький, с горошину размером. Да и вообще, поняла девочка, что это раньше он ей красивым казался. А на самом деле невзрачный он какой-то, как те крошки под одеялом. Взяла она совок веник, смела камешек да и мусор выбросила. И с тех пор в семье дела снова на лад пошли».

Силач

Стремление сравнивать себя с другими — естественно для человека. Однако иногда будущие мужчины увлекаются таким состязанием, и в итоге от их демонстрации силы страдают сверстники. Показать недостатки такого поведения может следующая история.

«Медвежонок был самым сильным обитателем леса. Выйдет, бывало, на прогулку и давай деревья ломать — мешают они ему. Дойдет до речки — все камни в воду побросает, чтобы под ноги не попадались. И не замечает, как разлетаются испуганные птицы, которые хотели гнезда свить на деревьях. И лягушек, которые убегают от камней, тоже не видит. Только силой своей гордится.

И вот как-то раз увидел Медвежонок других зверей, которые играли на поляне во что-то очень интересное. Может, в догонялки или какую-то другую игру сами придумали. Не понял этого медвежонок, сразу на поляну выскочил да как заревет: «А ну-ка взяли меня в игру, я у вас главным буду!. Испугались зверята. Бельчата на дерево забрались, зайцы в кусты попрятались, ежата колючими клубками свернулись. Обиделся на них Медвежонок, потоптался на поляне да и пошел домой, носом шмыгая. И так повторялось день за днем. Медвежонок уже и гонялся за зайцами, и за белками на дерево залезал, да только не хотят его в игру принимать. Боятся.

И вот как-то раз проходил мимо поляны большой и старый Медведь. Увидел он, как Медвежонок пытается со зверятами поиграть. Подошел не спеша поближе да и ухватил его лапой за шиворот. Поднял от земли повыше да зарычал громко. Испугался Медвежонок, задрожал, а потом и расплакался. «Другие зверята так же тебя пугаются, когда ты ревешь на них», – сказал ему старый Медведь. Поставил малыша на землю и пошел своей дорогой. А Медвежонок подумал да и решил извиниться перед другими зверятами. Не сразу те поверили, что главный лесной буян исправиться решил. Но все же вылезли из своих укрытий и решили его в свою игру принять. А потом и вовсе стали большими друзьями».

Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *