Воскресенье, Июнь 7, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Абаканские виолончелистки сделали шаг к тому, чтобы о них заговорил весь мир

Абаканские виолончелистки сделали шаг к тому, чтобы о них заговорил весь мир

Три юные абаканские виолончелистки, ученицы детской музыкальной школы № 1 им. А.А. Кенеля, воспитанницы талантливейшего педагога Ларисы Вайнер и участницы ансамбля «Гармония», прошли конкурс в одну из престижнейших специальных музыкальных школ страны в соседнем Новосибирске, куда так и не смогли попасть десятки их соотечественниц.

И возможно, точнее, почти наверняка, это только первый шаг к тому, чтобы об этих трех абаканских девочках когда-нибудь заговорил весь мир.

Лучшее будущее

Другое дело, что я бы не хотела, чтобы мои ученики уезжали за границу, – признается педагог Ирины Тугужековой, Кати Юношевой и Юли Ивановой.

Если все будут уезжать, то кто останется здесь, чтобы учить следующее поколение музыкантов и радовать российского зрителя своим талантливым исполнением? А вот ездить по миру с симфоническим оркестром, который много гастролирует – это просто замечательно. Мне кажется, для человека, который всем сердцем любит музыку и всегда мечтал посмотреть мир или нашу страну, это самый идеальный вариант.

Но для того, чтобы вам предложили такую работу, нужно быть профессионалом очень высокого класса и постоянно развиваться как музыкант. Кроме того, вам безусловно нужно будет окончить консерваторию, самый короткий путь к которой, как правило, лежит через специальную музыкальную школу. Это один из вариантов, как можно «сэкономить» время профессионального обучения, сделав при этом его более насыщенным. Вы меня понимаете? Нет? Тогда давайте я поясню, что имею в виду.

— Дело в том, что для того чтобы получить высшее музыкальное образование, нужно учиться 16 лет, – объясняет музыкант, педагог детской музыкальной школы имени Кенеля и руководитель ансамбля виолончелистов «Гармония» Лариса Вайнер. – Причем заниматься придется с самого раннего возраста, лучше даже лет с шести, как наша Катя, например. И, как правило, этот путь будет выглядеть так: сначала вы оканчиваете музыкальную школу, потом музыкальный колледж, и только потом уже, при желании, поступаете в консерваторию. Однако, если вы оканчиваете не обычную музыкальную, а специальную музыкальную школу (куда берут только очень талантливых детей, и нужно будет при поступлении пройти серьезный конкурсный отбор), достичь поставленной цели можно еще быстрее. Выпускникам музыкальных спецшкол необязательно поступать в колледж, они могут миновать этот этап и сразу подать документы в консерваторию.

Образование хороших музыкальных спецшкол очень ценится. Самые известные, те, которые сегодня на слуху, – это Питерская, Московская и Новосибирская. Конкурс там очень серьезный. И я очень рада, что наши девочки смогли его пройти. Они у меня просто умницы!

Заслуженная благодарность

– Это Лариса Леонидовна сейчас скромничает, – вступает в наш разговор мама одной из девочек, Лариса Юношева. – Знаете, что нам сказали в Новосибирске после вступительных экзаменов? Что удивлены тем, что в небольшом по сибирским меркам Абакане такого уровня педагоги и так хорошо ведется преподавание. И что даже в таком огромном мегаполисе, как Новосибирск, в этом году вообще не нашлось тех, кто пришел бы поступать и смог бы играть на виолончели так, как наши девочки. Поэтому Ларисе Леонидовне мы должны огромное спасибо сказать за то, что она в наших детей столько вложила сил и души. Она ведь сама нас, точнее, Катю нашла, прослушала и пригласила заниматься, когда моя дочь еще ходила в детский сад. Катя сначала два года была в подготовительном классе, потом пошла в первый, а теперь вот будет учиться в специальной музыкальной школе. Хочет стать профессиональным музыкантом.

– Потому что мне это нравится, – добавляет сама Катя Юношева.

– А я уже для себя решила, что буду работать в оркестре, – говорит Юля Иванова.

– А я пока не знаю, где именно буду работать, но я, конечно же, тоже стану музыкантом, – говорит Ира Тугужекова.

– А не одиноко будет жить в другом городе, без семьи? – интересуемся мы у девочек.

– Ну что вы, разве может быть одиноко в такой школе? – уверенно возражает Ира. – Там такая атмосфера хорошая! Не как в обычной общеобразовательной школе. Никто друг друга не обзывает, не дерется, все дети очень хорошие, все дружат, у всех есть цель в жизни. Когда приезжаешь туда, понимаешь, что попал в коллектив друзей, которые тебя понимают. Там даже еда как дома, а иногда, может, даже вкуснее.

– А как же возможность самой распоряжаться своим временем? В специальной школе наверняка жесткое расписание, и даже если есть желание позаниматься чем-то кроме музыки, сделать это уже не получится. Придется пожертвовать всеми любимыми занятиями, кроме музыки.

– Ну что вы! Это совсем не так. Никто никого не заставляет заниматься только музыкой и забыть обо всех остальных интересах. Мне мой педагог говорит: «Заставлять я тебя не буду. Ты должна сама понимать, зачем тебе это надо, и быть конкурентоспособной». А еще он меня периодически спрашивает: «Ты гуляешь? Обязательно гуляй, надо отдыхать». Поэтому если у кого-то есть желание погулять или порисовать, то никто вам этого запрещать не будет. В нашей новой школе все наоборот: запрещают заниматься музыкой по ночам. Но, если честно, я все равно иногда слышу, как кто-то тихонечко играет.

– Телевизор смотреть нам тоже никто не запрещает, – продолжает свой рассказ Ира Тугужекова. – Но это все равно почти никто не делает, хотя телевизор у нас есть, он стоит в общей комнате отдыха. Понимаете, там такая атмосфера, что даже как-то нет особого желания тратить время на телевизор. Не потому, что нет времени, а потому, что ты понимаешь, что есть вещи, которые важнее и интереснее. А вот дома он меня раньше отвлекал. И я сейчас понимаю, что, наверное, тратила на него чуть больше времени, чем стоило.

Видеть цель и идти к ней

– Это потому, что несмотря на всю доброту и лояльность педагогов, требования к ученикам в Новосибирской музыкальной спецшколе очень жесткие, – говорит Лариса Вайнер. – В свое время ее окончил мой сын, и я помню, как он звонил мне и переживал, что его могут отчислить за небольшие провинности, потому что планка, которую должен уметь держать ученик этой школы, без всяких преувеличений, высока. В итоге школу он, конечно, окончил и все переживания были напрасными, и я вам это говорю просто для того, чтобы вы поняли: дети, которые поступают в специальные музыкальные школы, должны быть очень трудолюбивыми и целеустремленными. Ира, Юля и Катя именно такие, поэтому я надеюсь, что у них все будет хорошо.

– А как быть, если ребенок талантлив, но, как бы это правильнее сказать… немножко ленится.

– Воспитывать характер и трудолюбие. Приведите его играть в какой-нибудь ансамбль, например. Может быть, это потому, что я сама руковожу ансамблем пять лет, но мне кажется, что когда успех выступления зависит от каждого члена коллектива и дети это понимают, они работают более ответственно. Потому что не хотят подвести других. И это очень дисциплинирует. А еще, так немного легче преодолеть страх игры перед огромным залом. Потому что, когда вы едете на какой-то конкурс и выходите на сцену, – вы не одни, вы вместе и вы – команда друзей. У девчонок за плечами много конкурсов различных уровней в самых разных городах. Это и Новосибирск, и Красноярск, Новокузнецк, Бийск, Кемерово, Барнаул.

Принять взвешенное решение

– Слушаю вас, девочек и их мам, и понимаю, что сейчас многие родители талантливых юных горожан задумаются над профессиональным будущем своих детей и зададутся вопросом: как повторить ваш успех? Или даже как повторить успех той же Насти Субраковой, о которой в нашем городе и республике уже давно никому ничего не надо рассказывать. Все знают историю талантливой маленькой скрипачки, которая сейчас живет и учится в Швейцарии и не секрет, что туда она поступила из специальной музыкальной школы в Петербурге. То есть, получается, что обучение в одной из таких школ (тем более что оно бесплатное) – практически ключ от целого мира. Поэтому не могу не задать вам такой вопрос: когда лучше поступать в спецшколу? Я не спрашиваю в какую, потому что они разные, и если ребенок талантлив, он наверняка сможет выдержать экзамены в любую. И пример ваших учениц это доказал. Хотелось бы узнать о том, когда: в восемь, в десять, в двенадцать?

– Кто-то поступает годом раньше, кто-то годом позже. Здесь многое зависит от того, насколько ребенок самостоятелен и готовы ли его родители к тому, что их сын или дочь будет жить в другом городе и приезжать домой только на каникулы. Главное, быть уверенным, что и вы, и ваш ребенок готовы к новому этапу в жизни. Что это действительно важно, что это мечта.

Мария КИДЯЕВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *