Понедельник, Март 20, 2023

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Современная абаканская семья: жизнь в едином потоке

Современная абаканская семья: жизнь в едином потоке

Нужно ли выявлять предрасположенность ребенка к той или иной деятельности, или можно надеяться на то, что жизнь сама расставит все по своим местам? Стоит ли бояться говорить ребенку о том, что сегодня денег нет? Может, устроиться еще на одну работу, чтобы купить дочери телефон покруче, а то у всех в классе уже есть…

Эти вопросы меня очень беспокоят, потому что вырастить детей и дать им хорошую путевку в жизнь — достаточно непростая задача. Очень хочется, чтобы у твоего ребенка все сложилось хорошо и он вырос успешным, уверенным в себе. Учить его на своем примере? Но где гарантия того, что вы для него авторитет и он станет ориентироваться на вас? Насколько вы сами успешны и реализованы в жизни, чтобы иметь полное право учить ребенка, как ему жить? Да и нужно ли? Десятки вопросов не давали мне покоя, пока я готовилась к разговору с Тимиром и Марией Борчиковыми.

Они — неплохие примеры успешных родителей Абакана. Молодые, талантливые, нашедшие свое место в жизни и реализовавшие себя во многих направлениях.

— Профессия – это подтверждение того, насколько ты полноценно проживаешь свою жизнь, индикатор твоего трудолюбия, тренажер и способ заработать деньги, – утверждает Мария. – По-моему, в детстве можно только понять склонности ребенка, его подходы во взаимодействии с людьми. Но профессию, пожалуй, можно определить только в случае, если ребенок крайне одарен в какой-либо отрасли – математик, музыкант…

Хотя, опять же, никогда не узнаешь, кто из него вырастет – учитель или исполнитель, ученый или композитор. По какую сторону своего дара они встанут?

Мы с мужем росли в многодетных семьях. Учитывая, что это были 90-е, никто особо не задумывался, кем станут их дети в будущем, главная задача была – прокормить. Уже позже, благодаря тому, что мы учились в городских школах, психологи начали какие-то тесты проводить, что-то определять, по крайней мере у меня, я училась в лицее (школа № 14). Помню, мне сказали, что я категории «человек – человек». Так, в принципе, и вышло, мои профессии все так или иначе связаны со взаимодействием с людьми.

— Я не думаю, что человек может заблудиться на своем пути, но только разве если ему активно мешать и не заниматься организацией базового образования и досуга ребенка в саду, в школе, – присоединяется Тимир. – По нашему мнению, во многом дети должны расти, как трава — самостоятельно. Активно бегать, прыгать, открыто проявлять эмоции, отдыхать, общаться с родителями. Вот, наверное, это и есть главный пункт в воспитании: дети – наши напарники, наши соратники и в работе, и на отдыхе. Дамир и Майра любят посещать наши рабочие места, особенно если это концерты, которые проводит Мария, или мероприятия, в которых она принимает участие. Бывает, я беру сына к себе в офис, чтобы тот «помогал». В такие моменты уровень вовлеченности ребенка в семейственность максимально возрастает и союз между родителями и ними крепчает.

— Наши дети хорошо знают слово «работать», мы с мужем крайне много работаем, – говорит Мария. – Но даже если мы грешим занятыми вечерами, то стараемся организовать их пребывание у бабушки в деревне или приглашаем нашу любимую няню. Любой труд должен перемежаться с качественным отдыхом.

Например, в нашей семье это рыбалка. Мы путешествуем по Хакасии и Красноярскому краю, и обязательно рыбачим на отдыхе. Рыбалка – это тоже определенная философия работы: чтобы получить улов, ты должен как следует подготовиться. Чтобы получить удовольствие от процесса, ты тоже как следует должен подготовить комфортные условия для своего хобби. Но самое главное, чему учит это чудесное занятие, – это то, что даже несмотря на то, что вы предусмотрели все что можно, вода может не дать улов по своим причинам, и это надо принять. Плюс мастер-класс по созерцанию и не спешке, умению ждать. Да и именно в семейных путешествиях дети воспитательный процесс осваивают, на наш взгляд, очень качественно.

— Я прошла через огромное количество разных увлечений, многим казалось, что я ищу себя, но это было, скорее, прохождение каких-то уровней, как в игре, где ты набираешься разных способностей, – рассказывает Мария. – Тимир со школы занимался дизайном, тогда это было сродни запуску ракет, совершенно новое для человечества занятие.

Сейчас он уже создал свой проект, и все благополучно развивается и сочетается. Он, в отличие от меня, не менял такое большое количество мест, в его случае это всегда стабильные, основательные подходы в профессиональном смысле. Так что жизнь расставила все по своим местам.

Но важно отметить: мы всегда были трудолюбивы и самостоятельны и не ждали, что что-то упадет нам с небес. Все нужно было делать самим. Во многом мы соратники с мужем в работе, у нас смежные направления, и мы прекрасно сходимся в работе. Это тоже включает множительный эффект развития.

Если говорить о наших малышах, то мы анализируем, обсуждаем качества их характера. Предполагаем, как и все родители, кем они станут. Естественно, мы предложим им спортивные секции, художественную школу, танцы. Но выбор за ними. Наша основная задача, как родителей, стать им друзьями, позволить им доверять нам, не бояться открывать себя миру, быть честными перед самими собой, как бы это ни было не сложно.

Творить свой путь всегда сложнее, это факт. Но зато это честно и прекрасно – жить в естественном, искреннем потоке. Но самое важное – это воспитать в них трудолюбие и ответственность и умение себя защищать. А профессию они сами себе определят, – замечает Мария.

Сегодня многим не важны бренды вещей и категория отдыха. Они приучают детей к осознанию того, что сегодня у мамы и папы деньги есть, а завтра их может не быть. Мы живем в съемной квартире, а кто-то – в трехэтажном доме с прислугой. Дорогие игрушки, платные педагоги – это все самоутверждение родителей за счет детей или я просто прививаю ребенку хороший вкус и учу пользоваться всем самым лучшим?  Должны ли мы приучать детей к жизни в любых условиях? Нужно ли их воспитывать так, чтобы они, в случае чего, вполне смогли прожить самостоятельно? Мои размышления нашли отзыв у Марии и Тимира Борчиковых.

– То, что ребенок растет не в нужде, – неплохо, но достаток и довольство автоматически добавляет сложности в воспитании, – уверяет меня Мария. – Безусловно, необходимо постоянно чувствовать грань между необходимой вещью и роскошью. Также необходимо прививать деткам и чувство стиля и красоты, чистоты, порядка, но не вырастить высокомерного стилягу. Мы, к слову, практически не покупаем детям одежду, только по острой необходимости, не болеем этим, много отдают друзья, что-то дарят, из этого уже комбинируем.

Приятно видеть, когда у малыша есть любимые вещи, у Дамира это всегда футболки с монстр-траками и резиновые сапоги-вездеходы, а у дочи – платья принцессы и шляпка. Та же история с игрушками. Конечно, они видят в садике, как кто одет, и что-то просят аналогичное, но катастрофических масштабов это пока не достигло.

– Дети копируют родителей, и если родители в достатке ведут себя достойно и уважительно по отношению ко всем вокруг, вне зависимости от социального статуса и дохода, то и ребенок переймет их поведение, а если все в семье измеряется деньгами и спокойствие ребенка покупается планшетами, телефонами и дорогими игрушками, то чего можно ожидать в таком случае? Только потребительское поведение, – подтверждает мои мысли Тимир.

– Золотая середина. Мы росли в дефиците, формулировка «денег нет» постоянно звучала, как программа, в голове, и это плохо, во всем нужна золотая середина, и родителям нужно останавливать себя в стремлении сделать чаду приятно, – продолжает Мария. — В разговоре с малышами мы используем доводы, что деньги на данный момент закончились и нужно поработать, чтобы они появились, и для этого мы должны идти на работу, а они – в садик.

– Большие расстояния, ночевки в палатке, смена локаций, восторг от пойманной рыбы, посиделки семьей у костра – ну как все это может воспитать в ребенке высокомерие и жадность? – делится опытом Тимир. – Конечно, такой образ жизни требует от родителей колоссального труда и терпения, но в итоге оно того стоит. Нас часто спрашивают: «Как вы не боитесь ездить с детками?» Я боюсь вырастить траву на диване с планшетом в руках.

— Вот следует отдельно сказать о гаджетах, – дополняет Мария. – Мы с мужем работаем посредством Интернета и постоянно на связи, дети это, конечно, копируют. Мы не запрещаем смотреть мультики с телефона или играть в игры-развивалки на планшете, это все тоже часть современного мира. Мы просто настолько забиваем все свободное время с ними реальной жизнью, что им просто не остается времени тонуть в виртуальной реальности.

От себя добавлю: не бывает абсолютно правильной модели воспитания, не бывает правильно и неправильно воспитанного ребенка – есть какие-то нормы, к которым мы все стремимся. Мы все допускаем ошибки в воспитании, мы все устаем и отчаиваемся временами. Это все естественно!

Дети должны видеть родителей, у которых есть живые эмоции. Это важно. На примере их взаимодействия дети изучают весь мир. Ведь семья – это вселенная, отдельная галактика.

Надо быть настоящими, нормальными людьми, у которых есть не только стремление добыть денег и потратить их, а потратить их на счастье, которое проявляется в традициях и увлечениях.

Беседовала Анна Спасская


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *