Воскресенье, Июль 12, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Абаканцу на заметку: отпускные опасности

Абаканцу на заметку: отпускные опасности

И дома, и на чужбине отпускников подстерегает много опасностей. О самых распространенных из них, а также о том, где подстелить соломку, чтобы избежать проблем, читателям «Абакана» рассказала начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера Урмацких.

– Вера Анатольевна, какие законы защищают российских туристов, путешествующих по путевкам, если с ними что-то случится, например пищевое отравление в заграничном туре? И как им отстаивать свои права в подобных случаях?

– Начну с того, что в п. 1 ст. 7 Закона «О защите прав потребителей» (далее – Закон) говорится о праве потребителя на то, чтобы услуги (к ним относятся и туристические) при обычных условиях их оказания были безопасны для жизни, здоровья, окружающей среды, а также не причиняли вред имуществу потребителя.

Согласно п. 2 ст. 7 упомянутого Закона, вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности услуги, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии со ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Кем, кому и как? Причиненный вред подлежит возмещению исполнителем услуги любому потерпевшему независимо от того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем или нет (на основании ст. 1095–1098 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), ст.ст. 7, 12, 14 Закона РФ “О защите прав потребителей”). Компенсация морального вреда, размер которой не зависит от размера возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков, осуществляется на основании положений ст. 1099–1101 ГК РФ, ст. 15 Закона.

Кроме этого, требования о возмещении ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, могут быть предъявлены страховщику, по договору страхования ответственности туроператора, либо гаранту, выдавшему туроператору банковскую гарантию. В этом случае возмещение причиненного вреда должно осуществляться на основании письменного требования туриста и (или) иного заказчика.

Выплата страховщиком осуществляется в зависимости от наступления страхового случая, а обязанность гаранта уплатить денежную сумму по банковской гарантии – от отказа туроператора возместить реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору (ст.ст. 17.1 и 17.4 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).

Если после предъявления потребителем претензии его имущественные требования не удовлетворят, дальнейшее разрешение спора возможно в судебном порядке.

– Какие проблемы чаще всего подстерегают отдыхающих в нашем регионе, например, на озерах Ширинского района? И как от них подстраховаться?

– Среди типичных нарушений – стихийная торговля в необорудованных местах. Например, продажа скоропортящихся продуктов, вроде пирожных с кремом или омлетов, без холодильников, на жаре.

В том, что это происходит, «повинны» не только жаждущие прибыли продавцы, но и… наши потребители. Вспомним закон рынка: именно спрос рождает предложение. Люди считают себя грамотными, но все равно покупают на жаре сомнительное съестное непонятно у кого и в каких условиях приготовленное. А потом удивляются, почему им становится плохо, и не знают, кому предъявлять претензии. Если вы покупаете что-то не в специально оборудованных торговых точках, а у «частников», то делаете это на свой страх и риск.

Другой пример безответственного отношения к своему здоровью из практики моих коллег, осуществляющих эпидемиологический надзор: по их данным, за неделю с 27 июня по 3 июля за медицинской помощью с симптомами кишечной инфекции обратились 114 жителей Хакасии.

Результаты эпидемиологического расследования показали, что «более 50% заболевших кишечные расстройства связывают с нахождением на природе. Заболевшие на отдыхе самостоятельно готовили и употребляли различные блюда, в т. ч. шашлыки, салаты, бутерброды, хранившиеся с нарушением температурного режима. Кроме того, 30% заболевших употребляли овощи, ягоды и фрукты, в т. ч. недостаточно обработанные или вовсе немытые». Выводы делайте сами!

Кроме этого, покупая что-то из еды (как и любой другой товар), помните: потребители имеют право просмотреть на него сопроводительные документы, чтобы лишний раз удостовериться, что с ним все в порядке.

– Подтверждающие качество продуктов: те, в которых указана дата их изготовления, срок годности, откуда товар и каков его состав. Например, качественное удостоверение и транспортные накладные.

– Непредставление сопроводительных документов и информации о товаре потребителю можно рассматривать как нарушение Закона и повод жаловаться на торговую точку. За отсутствие документов или отказ их показать положен штраф. Кроме того, если продавец отказывается предоставить вам сведения о своем товаре, это – повод задуматься, нужно ли вам делать у него покупку и насколько она будет безопасна?

– Что еще можно предпринять, чтобы обезопасить себя от возможных проблем со здоровьем во время поездок в экзотические страны и летнего отдыха в России?

– Приведу простые, но действенные советы. К сожалению, многие туристы ими пренебрегают, надеясь на русский «авось».

1. Возможно, вы не знали: турфирмы, в которых вы покупаете путевки, обязаны проинформировать вас об опасности заболеть теми или иными болезнями в выбранной вами для посещения стране. Кроме этого, они должны сообщить о мерах предосторожности, например о необходимых и ставящихся по желанию прививках. Но не все фирмы предупреждают клиентов о возможных проблемах. Так что еще на стадии обдумывания вариантов отдыха самостоятельно узнайте побольше о заинтересовавших вас государствах и распространенных в них заболеваниях. Проконсультируйтесь с врачом-инфекционистом и уточните у него, где и как можно сделать прививки от экзотических болезней вроде желтой лихорадки?

2. Еще до поездки уточните, оказание какой помощи входит в вашу медицинскую страховку? Не поскупитесь приобрести дополнительную страховку, если вас не устраивает стандартный набор страховых случаев. Здоровье и жизнь дороже.

Обычно в список страховых случаев включаются острые заболевания и расстройства здоровья, которые вы можете получить на отдыхе, вроде переломов, растяжений, сильных простуд, острых отравлений, укусов животных (кроме насекомых), травм вследствие аварий… Как правило, страховым случаем не считается ущерб здоровью, полученный в результате приема алкоголя или наркотиков. Также чаще всего не оплачивается лечение от солнечного удара, солнечных ожогов и т. д.

3. Неважно, где вы отдыхаете: в России или за границей, – соблюдайте элементарные правила гигиены. Не забывайте мыть руки перед едой, чаще пользуйтесь влажными салфетками с антибактериальным эффектом и кожными антисептиками. Вода в экзотических странах не всегда хорошего качества. Лучший вариант: покупать бутилированную воду, прошедшую очистку. Причем не только ее пить, но и чистить с ней зубы, а также мыть фрукты-овощи.

4. У многих туристов возникают проблемы со здоровьем не из-за некачественной пищи, а оттого, что они потребляют на отдыхе еду в огромных количествах, перемешивая самые разнообразные блюда и напитки. Подобный «пир живота» выдержит не каждый. Будьте умереннее!

5. Что касается экзотических кушаний и фруктов-овощей, то помните, что нашим желудкам может понравиться далеко не все. Да и аллергия может дать о себе знать. Если вы сомневаетесь, из чего приготовлено то или иное блюдо, не стесняйтесь спрашивать. Пробуйте яства понемногу, стараясь их не смешивать. Не все туристы знают, какие сочетания экзотических продуктов могут вызывать расстройство желудка. Например, по этой причине не рекомендуется смешивать сок гуавы и манго.

6. Если не уверены в качестве скоропортящихся продуктов – не ешьте их! Старайтесь не покупать еду и напитки в уличных ларьках и на рынках. Во многих странах принято готовить для туристов съестное прямо на улице: жарить рыбу или выжимать соки из фруктов. Это не всегда делается в соответствующих условиях.

7. Отдавайте предпочтение продуктам, которые можно проварить, прожарить или подвергнуть другой термической обработке. Если нет возможности хорошо помыть фрукты, выбирайте те, которые можно очистить (как бананы или апельсины).

8. Храните приготовленные блюда отдельно от сырых заготовок, защищайте пищу от насекомых: независимо от места вашего отдыха, они являются переносчиками возбудителей многих заболеваний.

9. Если за границей вы попали в трудную ситуацию, угрожающую вашей жизни, и у вас возникли проблемы с оказанием помощи, свяжитесь с диппредставительством России.

Беседовала Карина Алферова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *