Понедельник, Март 27, 2023

  /  Погода в Абакане

Главная > Новости > Город > Абаканские ребята восстановили военные страницы истории родной десятой школы

Абаканские ребята восстановили военные страницы истории родной десятой школы

О печальной реальности поведала накануне майских праздничных событий руководитель Абаканского совета ветеранов Евдокия Ильинец. Один из предпринимателей предоставил в распоряжение общественной организации автобус для экскурсии героев Великой Отечественной войны по Абакану. Да желающих отправиться в комфортабельную поездку нашлось не много. Значительной части фронтовиков сегодня более 97 лет. Из-за возраста и состояния здоровья жизненное пространство многих сократилось до территории квартиры.

Их остается рядом с нами все меньше и меньше. Сколько фронтовиков ушло из жизни, возможно, так и не рассказав своей солдатской правды о тяжелейшей военной поре. Благо, сегодняшнее поколение, ради которого они на щадили своей жизни, начинает это осознавать.

Именно по этой причине с каждым годом набирает невероятную силу «Бессмертный полк». По величине многолюдных колонн в каждом российском городе, в том числе и в Абакане, количеству портретов героев той далекой поры мы осознали: в 1941 году война вломилась с бедой в каждый дом. И все мы помним об этом.

Впрочем, есть люди, которым не нужна была подпитка от невероятной энергетики «Бессмертного полка». Возможно, это они бережно хранили ту малую частицу, из которой разгорелось и с новой силой забушевало благодатное пламя Вечного огня памяти. Этот костер всегда поддерживали школьные энтузиасты. Одна из них Зинаида Конева, педагог-организатор абаканской школы №10.

На недавних библиотечных чтениях, посвященных 85-летию Абакана, две воспитанницы Зинаиды Федоровны – девятиклассницы Александра Султрекова и Марина Буркалева озвучили наиболее яркие страницы истории городского образовательного учреждения, ставшего в годы Великой Отечественной войны военным госпиталем.

Школьникам пришлось перелопатить немало литературы, собрать многочисленные воспоминания очевидцев. Достоверные свидетельства реальных людей стали настоящим сокровищем школьного музея. Судите сами.

«Все для фронта — все для Победы»

«В 2016 году Абакан отмечает свой юбилей — 85 лет. Сейчас многие жители нашего города даже не догадываются, как выглядел Абакан в 30-ые годы. Какими были улицы и здания. Со временем меняется все, и это неизбежно. Город приобрел множество новых архитектурных новинок. При этом в Абакане сохранились некоторые здания, которые по возрасту не намного младше, чем сам город. Среди них и наша школа № 10, которая в военные годы была госпиталем.

Какой в военные годы была жизнь нашей школы, какими были наши сверстники, чем они жили? Изучая воспоминания учащихся и учителей, которые бережно хранятся в школьном музее, мы неожиданно для себя выявили два направления. Первое – это история школы, как учебного заведения, то есть сама школа, учащиеся, педагоги, их жизнь в годы войны. И второе направление — само здание школы № 10, занятое в годы войны под госпиталь.

Две школы под одним номером, два пути, и у каждого своя задача. Но эти пути пересеклись ради одной высокой цели — «Все для фронта – все для Победы».

Договор о строительстве новой школы на 400 мест был подписан 20 апреля 1937 года. По договору строительство школы должны были закончить в августе 1937 года. Но в означенный срок школа не была принята в эксплуатацию. В газете «Советская Хакасия» было размещено объявление:

«В виду того, что Н.С.Ш. № 10 города Абакана находится в стадии не законченного строительства, дети, записавшиеся в данную школу, будут размещены в следующие школы № 1, 3, 6. Занятия будут начинаться с 8.00, 14.00, 16.00 часов в зависимости от параллели».

Ученик школы Николай Бобылев вспоминает:

«Школа стала работать только с сентября 1938 года. Первые учителя и ученики очень радовались: школа была двухэтажная, кирпичная и очень светлая. В школу ходили дети из ближайших населенных пунктов: Красный Абакан, Ташеба, Автохозяйство, МТС. Ходили пешком в любую погоду».

Школа проработала всего три года, когда грянула война. Как вспоминает учительница Галина Петровна Хантель (Абрамова):

«В 1942 году школа была освобождена под госпиталь и мы работали в маленьком деревянном здании в районе нынешнего драмтеатра. Работали в три смены, занятия начинались с октября, а все лето и сентябрь работали в ближайших колхозах. Я со своими учениками трудилась в колхозе имени Ленина в поселке Абакан-Перевоз. Председатель был очень хорошим человеком, кормили нас хорошо, а в городе в это время хлеба давали 400 гр. служащим и 500 гр. Рабочим».

Дополняет рассказ учителя Николай Бобылев:

«О тетрадях в это время мы вообще забыли. Диктанты и контрольные работы выполнялись на газетах между печатными типографскими буквами. Жили очень скромно, если не сказать плохо, но дружно. Позже нас перевели в здание бывшей сберкассы, ныне территория театра.

Для нас привозили булочки, граммов по пятьдесят, и в большую перемену Ляля Бубнова раздавала их каждому. Мы её окрестили «Булочница». Никто не смел взять лишнюю булочку, хотя все жили впроголодь, кто отсутствовал в школе, тому носили домой».

В школе продолжали активно работать пионерская и комсомольская организации. Об этом поведал Николай Бобылев:

«Директор школы организовала всевозможные мероприятия по сбору средств для выживания педагогического коллектива и учащихся. Мы работали на «выемке» древесины изо льда реки Абакан, оставшиеся после сплава. Это была тяжёлая работа — распиловка бревен на береге в мороз под сорок. Никто не подсчитал, сколько семей фронтовиков мы, тимуровцы, обеспечили дровами, углем, который пацаны рискуя жизнью собирали между рельсов, проходящих поездов на станции Абакан.

Мне пришлось зарабатывать денежные средства для школы, играя на баяне, который перед войной в 1938 году приобрел мне отец на последние средства, продав корову, швейную машинку, материнский пуховый платок, да еще заняв 300 рублей. Все военные годы я ходил с ним и играл раненым воинам все, что мог..»

Об этом помнит и учительница Нина Алексеевна Миллер:

«В город Черногорск была переведена Бирмская военная авиационная школа пилотов, где готовили летчиков-истребителей. Учителя организовывали здесь танцевальные вечера для молодежи, а Николай Бобылев весь вечер играл на баяне.

Учителя сами печатали и продавали билеты, стояли на гардеробе, а потом обязательно отчитывались, так как на билетах стояли школьные печати. Многие дети были голодные и раздетые, деньги шли на материальную помощь их семьям, а также на нужды школы.

Все лето работали. Школа имела свое подсобное хозяйство. Сеяли просо, садили картошку и овощи. Техничка все лето жила на поле в «балаганчике». Ученики приступали к урокам с октября, а мы продолжали ездить на уборку полей после уроков. Никто не говорил слова: «Я не пойду! Я не буду!». Все работающие отчисляли часть заработной платы и покупали облигации в счет обороны».

Несмотря на тяжёлое время, на нехватку учебников, тетрадей и недостаток еды, учащиеся школы были одной сплоченной командой, хотя и находились в разных помещениях и сменах, работали во имя победы. Ухаживали за семьями фронтовиков, собирали посылки на фронт, помогали семьям фронтовиков, следили за военной судьбой своей пионервожатой Кати Перекрещенко, имя которой было присвоено школьной дружине. Ученики собирали металлолом, работали всю осень на сельскохозяйственных и строительных работах, помогали госпиталю в родной школе.

В июле 1941 года Хакасии приняла первых раненых бойцов

Уже 11 июля 1941 года в Хакасию поступила телеграмма «…вам установлено разместить раненых всего 7 790 человек…» 12 июля 1941 года на заседании исполкома Хакасского областного совета депутатов решили освободить здания под госпитали в Абакане на 3 500 коек. Большая доля нагрузки отводилась городу Абакану. В городе под госпитали выделили здания треста «Хакзолото», школ № 3, № 1, 10, 30 и другие помещения.

Сегодня на здании школы размещена мемориальная доска «Госпиталь № 3482». Что же нам удалось узнать о госпитале и работе в нем?

Из воспоминаний Галины Никитичны Шейко, старшей операционной сестры госпиталя:

«Я окончила сначала семь классов, после чего поступила в Полтавскую фельдшерско-акушерскую школу, которую завершила в 1937-м году. Стала работать операционной сестрой. В 1940-м году стала студенткой Харьковского государственного медицинского института.

22 июня 1941-го года мы по радио узнали о том, что началась Великая Отечественная война и немцы бомбили Киев. Только услышали, и бегом устремились в военкомат. Уже 30 июня 1941 года я была назначена в эвакогоспиталь № 3482, меня сразу же назначили старшей операционной сестрой.

Сначала мы располагались в Харькове, когда немцы стали приближаться к городу, мы эвакуировались на подводах в Воронеж, затем прошли Сталинград, потом в эшелонах доехали до Сибири, в которой провели больше девяти месяцев.

Госпиталь прибыл в Абакан из-под Сталинграда. Привезли много раненых с этой великой битвы. Поэтому у нас в городе похоронены солдаты на кладбище и с этих сражений, это выяснила группа «Поиск».

Работа в госпитале была очень тяжелой, медицинский персонал прилагал большие усилия по спасению бойцов. Работая в госпитале, я поняла, насколько страшным было немецкое автоматическое и пулеметное оружие. Большинство раненых попадали к нам не с одной раной, а несколькими, то есть очередь попадала в тело. Вот это было самое страшное, если пули попали, к примеру, в руку, то еще ничего, а если хоть одна задела сердце или голову, то раненого спасти очень трудно…».

Примером может служить история болезни Алексея Кротова. Красноармеец Кротов 1923 года рождения находился на излечении с 11.10.42 г. по 12.11.42 г. Был ранен осколком 23.09.42 г. в левую половину лица с повреждением костей челюсти. Смерть наступила от абсцесса головного мозга…»

О тяжелом труде в госпитале рассказа и Дарья Никитична Сальникова в своем письме в школьный музей:

«…Я очень хорошо помню одного раненого Шевченко Мишу с Украины. У него ампутировали ногу, и ему нужна была срочно кровь, так как я была на дежурстве и кровь моя подошла, согласилась ему отдать свою кровь, но и это его не спасло – он умер. Я его очень хорошо представляю этого молоденького, высокого беленького мальчишку…»

Из воспоминаний Галины Никитичны Шейко:

«… Вот где я узнала, что такое вши. Привозили страшно завшивевших раненых. Мы снимали с них одежду и все обрабатывали. А потом нас сразу же отправляли в душ…»

Другой очевидец — Галина Петровна Хантель поведала:

«Учителя и школьники шефствовали в госпитале над ранеными. Организовывали концерты, вязали раненым солдатам тёплые носки, даже стряпали им пирожки. К каждому классу была прикреплена отдельная палата.

Ученики любили ходить в госпиталь и с удовольствием беседовали с ранеными. Когда мы шли с концертом, с нами обязательно шёл Коля Бобылев. Он играл на баяне. Без него не проходил ни один концерт. Николай играл во всех палатах. Гена Кафтасьев увлекал раненых своими юмористическими стихами, Нагибина Нина — танцами, Стюра Жукова — организатор школьных «артистов».

Учительница Нина Алексеевна Миллер добавила:

«Мы часто бывали в госпитале. Места в палатах всем не хватало, раненые солдаты лежали в коридорах. Было страшно и больно смотреть на их ранения.

На концертах в госпитале я сама пела и плясала. Мы, педагоги, организовывали вечера для раненых и приглашали всех «ходячих» к себе в школу, в гости. Зачастую они были в бинтах, у кого рука, у кого голова или туловище. Для начала обязательно организовывали стол, на чего приносили из дома все что могли. Потом вместе с бойцами пели и даже танцевали. Мы все были молоды. В один из таких вечеров прибежала Ира Земцова и закричала: «Киев взят!!!» Радость была огромная».

В 1944 году госпиталь №3482 покинул город Абакан и отбыл на фронт. А в сентябре 1944 года ученики вернулись в свою школу и приняли еще учащихся первой школы, так как у них еще продолжал работать госпиталь.

«Запах госпиталя еще долго ощущался в школьном здании. Мальчишки обследовали каждый уголок в надежде что-нибудь найти и однажды притащили коробку пробирок, нашли где-то на чердаке.

Потом было долгожданное известие о Победе, городской митинг назначили на 11 часов, но уже в 9 часов все были на площади. Кто-то плакал, кто-то плясал, все обнимались и поздравляли друг друга. Радости не было конца, разошлись лишь к четырем часам по домам.

На следующий день во дворе школы №10 прошла торжественная линейка. Все дети, как могли, нарядились. Учителя вместе с пионерами своего класса были в галстуках. Говорили торжественные и проникновенные слова и поклялись хранить память о всех, кто не вернулся с войны…», — вспоминает Нина Алексеевна Миллер.

Так сложилась военная история школы № 10, которая стала страничкой истории города Абакан. Шли годы, трагические вехи Великой Отечественной войны уходили в прошлое, но опаленные войной события так и остались в стенах школы.

Учащиеся школы № 10 долгие годы ухаживали за братской могилой, где были похоронены умершие в городских госпиталях солдаты. С 1973 года три поколения группы «ПОИСК» включились в работу по розыску родственников тех, чьи имена были высечены на гранитной плите братской могилы города Абакана. Они не только писали письма, но организовывали приезд родственников в Абакан, на могилу своих близких и собирали бесценные материалы о судьбах солдат.

В 1965 году был создан школьный «Музей Боевой славы», где многие годы встречались воины Пирятинцы и ветераны Великой Отечественной войны. Наш долг сохранить память о трудном, героическом времени».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *