Суббота, Июнь 6, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Статьи > Проблемные покупки: как абаканцу отстоять свои права?   

Проблемные покупки: как абаканцу отстоять свои права?   

Многочисленные жалобы жителей столицы Хакасии на неудачные и некачественные покупки (точнее, на то, как на такие ситуации реагируют продавцы) подтверждают, что проблемные приобретения могут подстерегать нас где угодно. Как на рынках, так и в дорогих магазинах. Как при обзаведении дорогостоящими вещами (вроде мебели), так и мелочевкой. Их возврат может превратиться в настоящее испытание для нервов, если не знать всех тонкостей.

Распространенные истории из нашей почты,  приведенные ниже, могут произойти с кем угодно. А значит, надо быть к ним готовыми. Начальник отдела по защите прав потребителей Управления Роспотребнадзора по РХ Вера УРМАЦКИХ рассказала читателям «Абакана», как правильно отстаивать свои права в подобных случаях.

Простые запчасти – технически сложный товар?

«У меня сломалась машина (иномарка). Так как я немного разбираюсь в автотехнике, то для ускорения ее ремонта сам примерно определил, что неисправно, и купил запчасти (не электроника, самые обычные металлические детали). Уже с ними я поехал в мастерскую. При осмотре машины мастером выяснилось, что понадобится не все, что я приобрел.

То, что не потребовалось, я попытался вернуть обратно в магазин (запчасти не были в употреблении, сохранены их товарный вид, упаковка и чеки). Однако продавцы отказались принять покупки обратно.

Они мотивировали свой отказ тем, что запчасти (даже самые простые) являются… «технически сложными товарами» и в исправном виде возврату и обмену не подлежат, потому что такие товары внесены в какой-то «невозвратный перечень». Так ли это?»

Андрей Никитин

– В вашем случае продавцы ошибаются. Действительно, существуют Перечень технически сложных товаров и Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату и обмену, утвержденные постановлениями Правительства РФ. Однако автозапчасти не входят ни в тот ни в другой: только готовые легковые автомобили.

Поэтому вы можете вернуть исправные запчасти (как и другой неподошедший товар) в течение 14 дней, не считая дня покупки, или обменять на другие. Это право вам дает ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей».

Если вода в чайнике с «химическим» вкусом и запахом…

«Неделю назад купила электрочайник. Он еще на гарантии. Но пить воду, вскипяченную в нем, невозможно: она имеет «химический» вкус и запах. Грешу на пластмассовый корпус.

В магазине покупку обратно не принимают и поменять чайник на другой отказываются. Говорят, что чайник качественный, раз со своей главной задачей – греть воду – он справляется без претензий. А посторонние вкус и запах «со временем выветрятся», и их нельзя считать основанием для возврата и недостатком. Так ли это?»

Ольга ЗУЕВА

– Отказ сотрудников магазина неправомерен. Вами описан недостаток покупки, из-за которого вы не можете ею пользоваться и который может быть небезопасен для здоровья. Если в магазине по-прежнему будут отказываться взять чайник обратно, вам нужно будет написать претензию в двух экземплярах на имя руководства торговой точки. Один экземпляр (с отметкой о принятии, датой и подписью принявшего) должен остаться у вас, другой – на рассмотрении. В этом документе, кроме описания проблем, причиненных вам дефектной покупкой, вы должны отразить четкое требование к магазину: что конкретно вы от него хотите для исправления ситуации.

Статья 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» дает вам право потребовать (на свой выбор): замены некачественного товара на такой же; замены на такой же товар, но  другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом. Кроме этого, вы можете вернуть чайник и забрать уплаченные за него деньги. Возможно, представители торговой точки захотят проверить качество чайника и убедиться, что в проблеме повинен заводской дефект. Если они настаивают на экспертизе, то, пока вещь на гарантии, работу экспертов оплачивает магазин. Однако если она окажется не в вашу пользу, вам придется вернуть за нее деньги.

В течение десяти дней вам должны дать письменный ответ на вашу претензию. Если он вас не устроит, вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам по защите прав потребителей и (или) в суд.

Можно ли присутствовать на экспертизе?

«Спустя четыре дня после покупки ботильонов (кстати, в дорогом обувном отделе) их подошвы стали отклеиваться. Гарантийный срок, который дал на покупку магазин, еще не истек. Однако продавцы отказываются вернуть мне деньги и забрать бракованную обувь. Объясняют они свою позицию туманно: «Визуальный осмотр показал, что брак не заводской». Лично мне непонятно, кто его проводил. И может ли такой осмотр иметь решающее значение при возврате дефектного приобретения?

Как я могу настоять на настоящей экспертизе, которую проводят специалисты, выдающие официальное заключение? Где она у нас проводится и за чей счет? Имею ли я право на ней присутствовать, чтобы лично убедиться в ее честности и прозрачности?»

Елена Мясникова

– В вашем случае недостатки товара обнаружились в течение гарантийного срока, установленного продавцом. Это значит, что экспертизу должен оплатить продавец, как описано в предыдущем случае. Она должна проводиться организацией, имеющей на это необходимые разрешения. Никакие «визуальные осмотры», проведенные сотрудниками магазина, не имеют силы официального заключения экспертов. В Абакане экспертизы товара организуются при Торгово-промышленной палате РХ (ул. Советская, 45а).

Вы имеете право присутствовать на экспертизе, если заявите о таком желании. В случае если выводы экспертов покажутся вам сомнительными, результаты экспертизы можно оспорить и потребовать назначить другую экспертизу. Правда, для этого уже придется обратиться в суд.

Если не удалось разрешить проблему с помощью устного обращения в магазин, сразу же переводите общение в письменный вид: подготовьте претензию в адрес руководства магазина (как описано выше). В ней вы можете не только выставить свое требование (например, вернут товар или обменять его на качественный), но и потребовать проведения экспертизы.

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *