Вторник, Июнь 25, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Мир детства – руками родителей

Мир детства – руками родителей

«Не требуется много времени и сил для того, чтобы обучить ребенка элементарным вещам, и не так много средств понадобится вложить для того, чтобы организовать его личное пространство», – таков общий принцип прошедшего недавно в Абакане семинара для родителей, посвященного созданию развивающего пространства для детей. Автор и ведущая его – руководитель детской школы дизайна Татьяна Вронская, сама мама двоих детей, делится сегодня своим опытом с нашими читателями.

От стены

– Оформление детской комнаты – очень важный элемент, который сказывается на развитии ребенка. При этом то, какой именно она будет, во многом зависит от вашей фантазии. Хотя есть несколько несложных правил, которые стоит соблюдать. Главное из них: помните о том, что у ребенка обязательно должна быть своя территория. То есть, некое пространство, созданное для него, и где он чувствует себя уютно. Это может быть и отдельная детская комната и уголок в общей – в зависимости от условий проживания семьи, – считает Татьяна Вронская.

В своих творческих экспериментах Татьяна сооружала вторую «детскую» – для игр, используя свободное пространство под лестницей, ведущей на второй этаж дома. «Стеной» стало сшитое из старых тканей полотно с матерчатыми дверьми и окнами. Дети уголок оценили: для них это – тоже элемент игры, который при этом очень важен для растущей личности.

– Старую ткань я нашла у нашей бабушки, причем использовала ту, что довольно долго не находила применения, но выбрасывать ее было жалко. Я думаю, подобная найдется в каждой семье. Таким образом «детский домик» можно построить с минимальными затратами. Нет лестницы, можно сооружать маленькую палатку прямо в комнате – дети оценят, – считает моя собеседница.

Но такой уголок, по определению, вещь временная. Если речь идет об отдельной детской, то в ней стоит выделить определенные участки по принципу функциональности. При этом стоит помнить, что зонирование – не просто прихоть, а грамотное использование жилого пространства. Когда речь заходит именно о детской, мы обычно говорим о создании в ней трех зон: отдыха, игры и обучения. Выделяются они как с помощью цвета стен, так и за счет элементов декора. Конечно, для многих из нас пока привычным является использовать обои или краску одного цвета для комнаты. Разве что некоторые разнообразят ее вид с помощью фотообоев или выбирают узорчатое покрытие для стен. Такой подход, конечно, имеет право на жизнь, но, в первую очередь, когда речь идет о взрослых людях. А вот детский мир стоит сделать разнообразнее. Правда, при этом не стоит увлекаться одними лишь яркими цветами.

– Для игровой зоны можно и нужно использовать обои или краски ярких цветов: подойдут многие оттенки желтого, оранжевого – те, что повышают нашу активность. А вот для зоны отдыха стоит выбирать более  спокойные цвета: оттенки зеленого, голубого. Что касается зоны обучения, то здесь главное – минимум отвлекающих элементов. То есть, никаких лишних картинок и, тем более, узоров на обоях. В противном случае ребенок большую часть потратит на их изучение, а не на выполнение заданий, – поясняет дизайнер.

Счет и цвет

Именно при оформлении игровой зоны родители могут дать волю фантазии. В архиве Татьяны Вронской сохранился вариант оформления «Дерево». В этом случае контур сказочного растения изображается на стене. Ствол и крону можно рисовать прямо на обоях или выполнить в виде аппликации из цветной бумаги. А дальше – начинается простор для творчества. Нужны ребенку крючки, чтобы вешать на них свои вещи – прикручиваем их так, чтобы получились сучья дерева. Хотите добавить оригинальности – в ход пойдут пластмассовые бабочки или птички, которых можно «рассадить» по веткам. Сама Татьяна как-то делала «яблоню», используя половинки пластиковых плодов, которые также приклеивались к стене. На «ветвях» расположились качели для игрушек, в нарисованном «дупле» поселилась бумажная белка… А при желании можно с успехом подключить ребенка к оформлению игровой зоны. В качестве временных сооружений отлично подойдут конструкции из картонных коробок. Из них ребенок сам или с помощью родителей может строить замки, крепости или дома для своих игрушек. Покрытие пола – тоже немаловажный фактор. И оно также может быть разнообразным. Например, продолжая игровую зону, можно использовать яркий ковролин со столь популярными в последнее время узорами в виде дорог, городских улиц и тому подобного. Однако увлекаться именно таким покрытием моя собеседница не советует.

– Ковролин, особенно если он с рисунком, мало подходит по двум причинам. Первая – то, что в нем скапливается пыль, что неприемлемо для детской комнаты. А вторая  причина аналогична ситуации с обоями: мы же не хотим, чтобы ребенок только и занимался разглядыванием узоров на полу, – отмечает моя собеседница.

То есть, коль скоро у родителей возникает желание использовать мягкое покрытие в детской – можно ограничиться лишь частью ее, где ребенок действительно часто сидит на полу. А вот остальную часть лучше оформить иначе, тем более что гладкая поверхность – хорошее подспорье в организации развивающего пространства для ребенка.

Основы счета, а заодно – название цветов ребенку поможет освоить несложное дополнение к интерьеру. Для этого, как считает моя собеседница, можно использовать самоклеящую пленку наподобие той, что применяется в рекламном деле. Вырезаем несколько кружков диаметром сантиметров 15 каждый, наклеиваем их на пол. А дальше – начинается увлекательная игра. Например, ребенок может прыгать с одного кружка на другой по сигналу родителя: «красный», «зеленый». Такой же принцип используется и при обучении счету. Только вместо цветных кружков приклеиваем на пол бумагу или ту же пленку с цифрами от 1 до 10 и прыгаем под счет в любом порядке.

– Благодаря этой задумке мой младший ребенок научился считать уже в полтора года. А старшего в пятилетнем возрасте я смело отправляла в магазин, зная, что он не запутается при пересчете сдачи, – уверяет Татьяна.

Учимся, играя

Игры современных детей имеют свои особенности: иногда родители с удивлением наблюдают за тем, как мальчишки пытаются перенести в реальность свои «подвиги» в виртуальном мире. При этом игра больше напоминает переговоры по радиостанции: участники стоят друг напротив друга и обмениваются рапортами в стиле «а спайдермен, прыгаю на крышу», «а я – Халк, хватаю тебя в полете…». И это – вместо того, чтобы побегать самим, пусть даже в образе тех самых супергероев. Происходящее, во многом – последствия того подхода, который выбирают родители. Купить ребенку компьютер кажется проще, чем заниматься с ним. Однако Татьяна своим опытом опровергает этот принцип.

– Покажите детям, как можно играть, и вы получите те же самые час-полтора свободного времени. Например, летом складываем из бумаги автомобили, делаем игральный кубик и устраиваем состязание на дорожке, где мелом расчерчиваем клетки. Дети по очереди бросают кубик, и за один ход продвигаются на столько клеток, сколько очков выпало после броска. Это – лишь один из вариантов игр на свежем воздухе. Вообще же я против большого количества покупных игрушек. Особенно таких, которые не оставляют детям особого простора для фантазии. Я имею в виду фигурки многочисленных супергероев, мягкие игрушки, машинки и тому подобное. Считаю, что большую пользу принесут любые конструкторы, с которыми может работать ребенок, реализуя либо собственные идеи, либо продукт совместного с родителями творчества. А вообще, игрушку можно сделать из привычных вещей, причем дети с удовольствием будут использовать их, благодаря своей фантазии, – считает моя собеседница.

Примеров в творческой копилке у Татьяны действительно масса. Кое-что она демонстрирует мне в ходе нашей беседы. Берем одноразовые пластиковые или картонные стаканчики и фломастеры. Рисуем «рожицы» на боках, приклеиваем, если надо, ушки-лапки-хвосты и в распоряжении ребенка оказывается не один десяток лесных жителей. А может, мальчишке понадобится взвод солдат? Тогда несколькими штрихами рисуем на стаканчиках форму и погоны – рать готова. Мало этого – из стаканчика и воздушного шарика можно сделать то, что моя собеседница называет «стрелялкой». Отрезаем донышко, вместо него надеваем шарик так, так, чтобы он только перекрыл отверстие, а значительная часть болталась свободно. Вот и все, можно заряжать комочками бумаги или шариками из пищевой пленки и устраивать соревнования на точность или дальность. А для разнообразия можно использовать не просто мишень, а натянутые в дверном проеме ленты скотча. Задача – попасть так, чтобы шарик прилип к ним. Или, напротив, мухой пролетел мимо коварной «паутины». Тут вам и развитие координации, и ловкости и обязательно – хорошее настроение. А вместе с прочими затеями получаем трепетное отношение к родителям, которые могут создать увлекательный мир для своих детей.

Андрей КЕДРИН

 

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *