Международное консультативно-аналитическое агентство «Безопасность полетов» опубликовало перевод переговоров диспетчеров и пилотов разбившегося в Ростове-на-Дону Boeing 737-800, сообщает «Российская газета».
Перевод сделан экспертом ИКАО, одним из лучших авиационных лингвистов,Членом Всемирного фонда безопасности полетов Сергеем Мельниченко.
Видно, что переговоры идут в штатном режиме. Диспетчер предупреждает о порывах ветра, видимости шесть километров, ливневом дожде и сильной турбулентности. Заканчиваются они фразой пилота «Ухожу на второй круг… Пока-пока».
Вот как прокомментировал ситуацию Валерий Шелковников, член правления Всемирного фонда безопасности полетов, президент МКАА «Безопасность полетов»:
«С момента зарождения авиации заход на посадку и посадка остаются самым сложным этапом полета. Время от входа в глиссаду до посадки занимает в среднем лишь 5 процентов от общего полетного времени. Но на этих этапах происходит около 60 процентов всех авиапроисшествий.
Еще в 1996 году Всемирный фонд безопасности полетов создал Целевую группу по разработке общемировых рекомендаций по снижению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке Approach-and-Landing Accident Reduction (ALAR). Теперь аббревиатуры ALAR и ALA знают все авиаторы мира. В группу включены 100 представителей от ведущих авиакомпаний мира, производителей воздушных судов, бортового и наземного радиотехнического оборудования, учебных заведений, научно-исследовательских центров и лабораторий, профессиональных союзов пилотов и авиадиспетчеров, а также авиационных администраций. Создан уникальный документ — «Руководство по снижению риска авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR Tool Kit)».
Здесь собранная по крупицам мировая авиационная мудрость и ответы на вопросы, которые ставит жизнь.
Тридцать третья Ассамблея ИКАО признала этот документ одним из главнейших элементов Глобального плана обеспечения безопасности полетов. Названа и главная причина всех авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке: «Неспособность распознать экипажем воздушного судна необходимости ухода на второй круг и невыполнение этого маневра».
Вот самые крупные авиакатастрофы, которые произошли при заходе на посадку и посадке за последние десять лет:
- 3 мая 2006 г. A320 Armavia потерпел катастрофу в аэропорту Сочи. Самолет упал в Черном море. Погибли 113 человек.
- 24 августа 2008 г. Boeing 737 Itek Air разбился в аэропорту Бишкек. Из 90 человек погибли 65.
- 14 сентября 2008 г. Boeing 737 Аэрофлот-Норд потерпел катастрофу в аэропорту Пермь. 88 человек на борту погибли.
- 10 апреля 2010 г. Самолет Ту-154М ВВС Польши при посадке в сложных метеоусловиях на военном аэродроме Смоленск/Северный потерпел катастрофу. 96 человек, включая президента Польши, погибли.
- 12 мая 2010 г. A330-200 Afriqiyah Airways разбился в Триполи вблизи ВПП. Погибли 105 человек.
- 28 июля 2010 г. A321 Airblue выполнял рейс из Karachi в Islamabad-Benazir Bhutto. Столкнулся с горами. Погибли 152.
- 9 января 2011 г. Boeing 727 Iran Air выполнял местный пассажирский рейс. Разбился в условиях тумана и снегопада. 73 человека погибли.
- 4 апреля 2011 г. В Canadair CL-600-2B19 Regional Jet CRJ-100ER Georgian Airways, выполнял рейс по заданию ООН. В грозу и тропический ливень выкатился за пределы ВПП и загорелся. Из 33 человек выжил один.
- 20 июня 2011 г. Ту-134 «Русэйр» в Петрозаводске в сложных метеоусловиях столкнулся с деревьями. Погибли 47.
- 8 июля 2011 г. В Конго Boeing 727 Hewa Bora Airways в мощную грозу не долетев 300 метров до торца полосы. Из 118 человек на борту погибли 74.