Воскресенье, Июнь 7, 2020

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Статьи > «Сумасшедший Муклай»: спектакль, достойный лучших театров мира

«Сумасшедший Муклай»: спектакль, достойный лучших театров мира

Это история с грустным концом. Но ведь истории философов и мудрецов редко бывают другими, как бы мы ни старались найти примеры обратного. Его звали сумасшедшим Муклаем. И был он, на первый взгляд, вполне обычным и даже ничем не примечательным человеком. Человеком, в дом которого однажды пришли люди с оружием. Но спектакль театра «Чiтiген» не только об этом. Он о том… А, впрочем, лучше вы решите это для себя сами.

Алхимия таланта

Но стоит сразу предупредить: сделать это будет непросто. Слишком тесно переплелись на сцене сразу две судьбы: этнографа и знатока якутского фольклора Платона Ойунского, написавшего рассказ «Слова «сумасшедшего» Никуса, произнесенные перед сожжением его белогвардейцами» и тем реальным человеком, который стал прототипом героя. И в жизни, и на сцене в спектакле «Сумасшедший Муклай», поставленном по мотивам рассказа, они погибают. Причем, происходит это по одной и той же причине: каждый из них, однажды сделал свой  выбор. Но если вы думаете, что этот выбор был неправильным, значит у режиссера Сергея Потапова, который специально приезжал в Абакан из Якутии, будет возможность вас переубедить. И не столько тезисом о том, что когда вокруг идет гражданская война любой выбор – почти всегда означает смерть, сколько невероятным (да-да, именно так!) умением заставить зрителя погрузится в происходящее на сцене. И раз уж мы об этом заговорили, отметим, что режиссерскому мастерству у Сергея Потапова точно стоит поучиться.

До предела четкие, отработанные движения актеров на сцене, неповторимая пластика их движений, свет и звук – это не просто «дополнительные» художественные средства, которыми режиссер оперирует в работе, стараясь донести до зрителя свои мысли и чувства, это почти алхимические компоненты, из которых рождается золото режиссерских находок Сергея Потапова. Будь-то финальная сцена с костром, в котором горит тело главного героя, или мезансцены, раскрывающие зрителю психологию толпы, переданную режиссером и актерами, наверное, точнее, чем о ней рассказал бы  сам Зигмунд Фрэйд.

Спектакль, представленный зрителям Сергеем Потаповым и театром «Чiтiген», до предела метафоричен. И это выводит его на один уровень с лучшими театральными постановками мирового уровня, а так же служит еще одним прекрасным примером того, как можно разговаривать со зрителем практически без слов, которые произносит на сцене исключительно главный герой в исполнении Алексея Сагатаева – деревенский философ, который в своей «наивности», не так уж и не прав… Или, он все же ошибался?

Смерть мудреца

По сути, история «сумасшедшего» Муклая, это история «маленького» человека со здравым смыслом, который способен размышлять над тем, что видит, и что происходит вокруг. Если говорить конкретней, то в «обычной» жизни каждого из нас таким человеком вполне может быть «незаметный», «не статусный» или вообще «забытый всеми» одинокий герой социалистического труда, воспитавший двоих приемный детей и отказавшийся в свое время вступать в партию. Или бывшая нянечка в детском саду, которая, не смотря ни на какие бюрократические препоны пытается добиться хоть какой-то справедливости, пребывая в твердой убежденности, что какой бы жестокой ни была жизнь, человеку все равно просто необходимо во что-то верить. Даже если окружающие считают такое поведение откровенно «бессмысленным». И, само по себе все это сильно выделяет их из толпы. Выделяет из огромной массы тех, кто идет по жизни «строевым шагом», веря в совершенно иную правоту, и не задаваясь теми бесконечными и «глупыми» вопросами, которыми задается нищий философ в облезлой шубенке. Люди были такими всегда. Но сценический Муклай, что удивительно, не осуждает общество, в котором живет, он просто констатирует «свою правду», и, возможно, даже жалеет тех, о ком говорит: «Со времен Каина мы все враждуем и убиваем, льются слезы и кровь. Люди этого не сознают, мелкие хлопоты и заботы одолевают их, сковывают им ум».

Однако, в этом обществе «трудно быть мудрецом. Все подряд смеются, потешаются надо мной, – с горечью вздыхает главный герой спектакля. – Хоть и беден я, хоть и остался в одной облезлой, заношенной шубенке, хотя и вырос в темноте и невежестве и болен трахомой, я все вижу ясно. Даже могу предсказать будущее. Будь я грамотен, я занимался бы звездами и наукой. Но не пришлось мне учиться…»

Что неудивительно, Муклай верит в лучшее. Он верит, что в гражданской войне, в эпицентре которой он оказался, победят красные. «И пробудятся неведомые и забитые, и исчезнут мрачные тени». Однако в войне побеждают не цветом флага и даже не лозунгами. В войне побеждают числом сторонников, которые не способны сомневаться. И деревенский философ понимает это. Почти перед самым концом, когда его тело охватывает красное полотнище флага-костра.

Гении и таланты

Впрочем, история жизни и философские монологи-размышления выдающегося народного философа, это отнюдь не все, ради чего стоит посмотреть один из лучших спектаклей театра «Чiтiген». Ведь кроме интереснейшей сюжетной линии судьбы главного героя, режиссер вводит в постановку еще одну – сюжетную линию жизни его жены в исполнении Виктории Конгаровой, сыгравшей свою роль так, что у зрителя возникало желание немедленно номинировать ее как лучшую актирису на все существующие в России и зарубежом премии профессионального мастерства. Даже не смотря на то, что ни монологов, ни слов у актрисы, занятой в спектакле не было вообще.

Виктория Конгарова доказала: чтобы быть женщиной, не нужны слова. Просто потому что женщина – это эмоции, которые мужчина воспринимает, впитывает и переживает всем свои существом еще со времен сотворения мира. О чем со сцены зрителю прямо заявляют сразу три человека, без которых спектакля «Сумасшедший Муклай» просто не было бы: автор «Слова «сумасшедшего» Никуса..» Платон Ойунский, режиссер Сергей Потапов и главный герой постановки, сам деревенский философ Муклай. «Женщина – владычица всех страстей, она неиссякаемый родник, рождающий жизнь. Мужчина же – только подсобная сила, – очарованно произносит он, как будто околдованный сильнейшей энергетикой своей жены. – Бедный Адам в погоне за Евой лишился рая, позабыл законы господа бога». Нам же остается добавить, что теперь у актрисы и исполнительницы роли жены Муклая количество поклонников, которых она свела с ума, точно увеличится. Причем, в геометрической прогрессии. И все, что ей для этого понадобилось, это распустить волосы и двигаться на сцене так, чтобы олицетворять собой все то ласковое и вместе с тем первобытное, что только можно найти в женщине.

Ничего второстепенного

Надо отметить, в спектакле Сергея Потапова и театра «Чiтiген» вообще нет ничего второстепенного. Кого бы зритель не увидел на сцене, будь то Бай Яков в исполнении Валерия Боргоякова, красный командир в роли которого заслуженный артист Республики Хакасия Валерий Топоев, группу деревенских женщин или группу бандитов, оторвать взгляд от происходящего просто невозможно. «Сумасшедший Муклай» – это спектакль, в котором у каждого из артистов своя главная роль. И потому, что в постановке заняты лучшие из лучших актеров республики и театра, и потому, что каждый из тех артистов, кто появлялся на сцене вложил в свою роль максимум профессионализма и сил. Ну а еще одно, отдельное спасибо хочется сказать Олегу Чебодаеву. За музыкальное оформление спектакля, которое, зритель, без сомнения, тоже оценил очень высоко. И конечно, директору театра Виталию Канзычакову, сумевшему выстроить уважительные и дружеские отношения с таким известным и уважаемым в России театральным режиссером, как Сергей Потапов, благодаря чему и абаканцы и другие жители Хакасии могут своими глазами увидеть и оценить, что такое по-настоящему высокое искусство.

Мария КИДЯЕВА

Фото Антона ЛИТВИНЕНКО


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *