Воскресенье, Февраль 28, 2021

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Не в деньгах счастье, а… в удачных покупках

Не в деньгах счастье, а… в удачных покупках

Все мы – покупатели, и всем нам случалось делать неудачные покупки. Сегодня поговорим о такой их разновидности, как некачественные приобретения. Сегодня жалобы на качество товаров входят в число самых распространенных обращений потребителей в Управление Роспотребнадзора по РХ. На вопросы читателей «Абакана» отвечает эксперт нашей рубрики – начальник отдела защиты прав потребителей упомянутого ведомства Вера УРМАЦКИХ.

Должны ли сделать перерасчет цены?

«Купил ноутбук в конце прошлого года, еще до ощутимого скачка курса доллара. Теперь такие стоят ощутимо дороже. Он оказался проблемным (очевидно, заводской брак). Гарантия не истекла. Хочу заменить его в магазине на такой же, работающий корректно. Могут ли при замене потребовать доплатить разницу в цене?»

Николай ГОРШКОВ

– Нет. В случае если потребитель воспользуется своим правом обменять покупку ненадлежащего качества на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится. Это зафиксировано в ст. 24 Закона РФ «О защите прав потребителей». Согласно ей, потребителю надо доплачивать разницу в цене, только если он обменивает некачественный товар на товар другой марки (модели и (или) артикула), а его цена выше. Или требовать доплаты от магазина, если стоимость ниже возвращенной покупки.

Начать отстаивание прав советую с предъявления руководству магазина письменной претензии и выдвижения в ней вашего требования: замены дефектного товара на аналогичный. Возможно, магазин будет настаивать на экспертизе, чтобы выяснить причины дефектов. Напомню, что если товар на гарантии, то ее оплачивает продавец. Но если выводы экспертов окажутся не в пользу потребителя, то он возвращает потраченные деньги. Претензию можно занести лично и проследить, чтобы на втором экземпляре (который остается у вас) поставили отметку о приеме, дату и подпись принявшего. Также этот документ можно отправить почтой: заказным письмом с уведомлением о вручении. На ответ отводится 10 дней с момента получения. Если он вас не устроит, остается отстаивать права в суде.

Что делать, если дефекты возникли при транспортировке?

«Купили в магазине большой телевизор. Перед покупкой его при нас проверили: претензий к качеству изображения не было. Оставили его в магазине для упаковки и предложенной магазином доставки  на дом. Приняв груз, распаковали и включили телевизор. Обнаружили дефекты на экране: какие-то разводы на изображении, как будто технику кто-то уронил и повредил экран. Обратились с проблемой в магазин (пока устно). Там нам сказали, что при нас была проведена проверка качества. Проблем не было. Значит, дефект не заводской и телевизор получил повреждения при транспортировке или у нас дома. В общем, отказались принимать его обратно. Что делать в таком случае? Правда ли, что магазин не несет ответственности?»

Марина РЯБОВА

– В вашем случае отстоять права будет сложно, но это возможно. Вероятнее всего, действовать придется через суд. Хорошо, если у вас сохранились документы, подтверждающие доставку силами магазина. Если их нет, придется опираться на свидетельские показания.

Сначала, как описано выше, подготовьте письменную претензию. В зависимости от ответа действуйте дальше. Если его не будет или продавец не согласится с предъявленными требованиями, остается обратиться в суд. Недавно похожий случай рассматривался в Красноярском краевом суде, и решение было вынесено в пользу потребителя. Вы можете действовать, воспользовавшись этим примером. Если вы не знаете, как самостоятельно составить исковое заявление, бесплатную помощь в этом вам окажут специалисты нашего отдела.

В описанном случае женщина приобрела телевизор и приставку к нему, потратив 40 тысяч рублей. После покупки она оставила товар в магазине для настройки, а позже забрала его (уже упакованным) и самостоятельно доставила домой. «Открыв коробку, она обнаружила полосы и пятна на экране. О дефектах женщина тут же сообщила продавцу и на следующий день привезла телевизор обратно, предъявив претензию о возврате уплаченной суммы. Продавец принял товар и, проверив качество телевизора, составил акт о наличии недостатков в виде механических повреждений матрицы. Однако вернуть деньги в магазине отказались, считая, что недостатки возникли из-за неправильной транспортировки товара».

Товароведческая экспертиза, инициированная судом, выявила механическое повреждение панели, которое было признано существенным дефектом (на его устранение потребовались бы несоразмерные расходы с учетом стоимости комплектующих и трудозатрат). Эксперт выявил и причину неисправности: «механическое воздействие (давление) на фронтальную поверхность, которое могло возникнуть либо при извлечении товара из заводской упаковки, либо при его упаковке». Заводских дефектов не было.

Тем не менее, «исследовав представленные доказательства и руководствуясь положениями главы 30 ГК РФ и статей 13, 15, 18, 22, 23 Закона РФ «О защите прав потребителей», суд пришел к выводу о том, что продавец передал покупателю товар ненадлежащего качества. При этом суд исходил из того, что в соответствии с нормами п. 2 ст. 476 ГК РФ и п. 6 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» обязанность по доказыванию виновных действий потребителя в наличии недостатков товара лежит на продавце». Упомянутый суд постановил взыскать с продавца не только стоимость покупки, но и 15,6 тыс. рублей неустойки за просрочку выполнения требований потребителя, 3 тыс. рублей компенсации морального вреда и 29,3 тыс. рублей штрафа за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке. Ответчик в апелляции просил отменить судебное решение, мотивировав это тем, что дефекты возникли по вине потребителя: при транспортировке или распаковке им телевизора. Однако Красноярский краевой суд счел доводы жалобы необоснованными и оставил судебное решение без изменения. При этом он указал, что «в нарушение ч. 1 ст. 56 ГПК РФ ответчик не представил суду доказательств передачи товара покупателю надлежащего качества, а также факт возникновения недостатков после передачи его потребителю».

Кто должен позаботиться о сдаче?

«У меня остался неприятный осадок от поиска подарка внуку на день рождения. В одном из магазинов уже выбрала игрушку (кстати, недешевую), но на кассе не нашлось сдачи, и молодая продавщица не постеснялась предложить мне, пожилой женщине, передвигающейся с палочкой, идти куда-то по гололеду и самой разменивать деньги (у меня была с собой купюра 1000 рублей). И еще обиделась, когда я не согласилась и решила отказаться от покупки.

Подобные проблемы со сдачей возникают постоянно. Вплоть до того, что в магазинах могут отказать в продаже товара, если у продавца нет сдачи. Мне интересно, по закону кто должен позаботиться о сдаче? Куда обращаться в случае подобных проблем?

Тамара БЕСПАЛОВА

– Начну с того, что по закону розничная купля-продажа относится к т. н. публичным договорам (ст. 492 Гражданского кодекса РФ). Проще говоря, продавец обязан продать товар любому обратившемуся к нему покупателю.

Письмо Роскомторга от 17.03.1994 г. № 1-314/32-9 «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети» (п. 38) запрещает продавцу требовать от покупателя самому разменивать деньги. То есть найти сдачу – это обязанность магазина. Сошлитесь на это в случае проблем.

В случае отказа сотрудников магазина разменять купюры покупатель может потребовать «Книгу отзывов и предложений» (т. н. «жалобную книгу») и внести свои замечания по качеству обслуживания и попросить сообщить ему о принятых мерах на указанный адрес. Также он имеет право обратиться с жалобой в Управление Роспотребнадзора по РХ. В вопиющих случаях суд поможет пострадавшему потребителю взыскать компенсацию причиненных убытков (ст. 445 ГК РФ).

Если настраивают на то, что вещь – некачественная

«Обычно покупаю вещи на рынке. Часто возникает такая ситуация: находишь нужный товар, а продавец предупреждает, что у него есть варианты подороже и подешевле. За качество дорогого он ручается, а насчет дешевого предупреждает, что покупка будет «одноразовой» и долго не прослужит. Дескать, я с себя ответственность снимаю и обратно вещь не приму. Думайте сами, решайте сами.

Имеет ли право продавец взять и скинуть с себя ответственность, предупредив, что вещь некачественная? Можно ли, если покупка выйдет из строя, предъявлять ему претензии?»

Галина ФРОЛОВА

– Подобное поведение продавцов можно рассматривать как психологическое давление. Вопреки распространенному мнению, купленные на рынке вещи подлежат возврату и обмену, как и любые другие. Здесь есть только одно исключение: не получится вернуть уцененную вещь с дефектом, если он был письменно оговорен при покупке.

Возможно, вы не знали: на рынках могут выдавать чеки (как правило, товарные). Но только по вашему требованию. Так что не стесняйтесь их просить при покупке: с этими документами отстаивать права будет легче. Если чека у вас нет, то закон не запрещает отстаивать права с помощью свидетелей.

Если у вас категорически откажутся принимать дефектную покупку обратно, напишите претензию предпринимателю (если у продавца не удается выяснить его контакты, их можно узнать в администрации рынка, назвав там номер торгового места).

Удачи в отстаивании прав!

Подготовила Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *