В преддверии 85-летия Абакана предлагаю поразмышлять о «точках отсчета» в его истории.
Начну с того, что с младенческим (например, по сравнению с древними Римом или Иерусалимом) возрастом Абакана согласны не все. Напомню, что его официальным днем рождения считается 30 апреля 1931 года, когда Президиум Центрального исполнительного комитета СССР принял постановление о переименовании центра Хакасской АО, села Усть-Абаканское, в город Абакан. Альтернативные версии выдвигаются разные: чаще всего за дату основания предлагается взять I в. до н. э., а также 1676 год, 1707 и 1734 годы.
Попробуем разобраться: откуда взялись эти даты? Насколько допустимо начинать историю Абакана именно с них? Какие события обычно берутся за «точки отсчета» (на примере других городов)?
I в. до н. э.: Ташебинский, или Гуннский, дворец
Люди живут в Хакасско-Минусинской котловине (в том числе на территории Абакана) с древних времен. Тому подтверждение – одна из особенностей нашего города: обилие памятников археологии разного времени в его черте. Правда, в наше время их уже не приметишь невооруженным взглядом на городских улицах. Но еще в 1980-х годах некоторые из них были хорошо заметны. Как, например, курганы тагарской археологической эпохи (VIII–III вв. до н. э.) возле центральной аптеки. Есть версии, что древние изваяния даже дали названия некоторым объектам. Так, название речки Ташеба, возможно, происходит от хакасского «Тас Обаа». Что можно перевести как «камень» и «изваяние».
Вопрос, который возникал не единожды и на разных уровнях: можно ли взять за точку отсчета истории Абакана эти древние следы? Например, за таковую предлагалось взять значительный памятник, оставшийся после гуннского завоевания – т. н. дворец Ли Лина (другие условные названия: Ташебинский и Гуннский дворец), построенный на территории современного Чапаево в I в. до н. э. Накануне 300-летия вхождения Хакасии в состав России велись особенно бурные обсуждения этой идеи в обществе. Предлагалось восстановить сооружение (точнее, отстроить его заново с учетом реконструкции, проведенной учеными, т. к. к XX веку от него остались малозаметные руины). И не просто предлагалось: по моим данным, план реконструкции был уже готов. Дело оставалось за финансированием, которого не нашлось.
Конечно, заманчиво добавить истории Абакана сразу несколько столетий и получить новый туристический объект. Меня в этой затее смущало два момента: дороговизна новостроя, которая вряд ли окупится в обозримом будущем. И еще: насколько корректно отсчитывать историю современного города именно с создания этого сооружения? Было бы понятно, если бы вокруг дворца образовалось поселение, непрерывно просуществовавшее до наших дней, со временем став городом. Но этого не случилось.
Вкратце напомню историю дворца (желающим узнать о нем больше советую прочесть книгу Л.Р. Кызласова «Гуннский дворец на Енисее» и обратиться в Хакасский национальный краеведческий музей, а также музеи Минусинска и Красноярска, где хранятся находки с раскопок дворца). Руины этого сооружения были обнаружены в 1940 году во время строительства дороги из Абакана в Аскиз. На тот момент объект имел вид оплывшего холма. Раскопки проводили археологи В. Левашева, С. Киселев и Л. Евтюхова. Так стало известно, что в наших стоял глинобитный дворец 35×45 метров, «архитектура которого являлась типичной для Китая ханьского времени». О том, чей это был дворец, бытуют разные версии. По одной из них, он принадлежал китайскому полководцу Ли Лину, плененному гуннами в 99 году до н. э., но позже сделанному наместником северных завоеванных земель. По другой, его хозяйкой была т. н. гуннская принцесса.
1676 и 1707 годы: остроги
Идея отсчитывать историю городов от основания острогов, вокруг которых они выросли, не нова. Например, датой основания Красноярска считается год постройки там военного укрепления (острога) под предводительством воеводы А. Дубенского в 1628 году, а не получение им статуса города в 1690 году. Кстати, на территории краевого центра также были найдены следы древних поселений (в т. ч. эпохи палеолита), однако «точкой отсчета» для современного города они не стали.
Предлагаемые в качестве исходных дат для Абакана 1676 и 1707 годы «отсылают» нас именно к первым острогам в наших местах. Но для нашего города это весьма спорные точки отсчета.
Местные краеведы не теряют надежды отыскать следы острога XVII века, от которого некоторые энтузиасты предлагают вести историю Абакана: «В сентябре 1676 года пришли из Красноярского в Киргизскую землю красноярские служилые люди вверх по Енисею реке, ниже Абаканского устья на остров (а зовут тот остров татарским языком Карагас, а по-русски Сосновый остров)… красноярские служилые люди лес роняли и острог поставили и крепость учинили…» (В. Ватин). Упоминания об этом остроге сохранились в отписке кузнецкого воеводы томскому за 1676 год, челобитных 1679 года и других документах. Но он не сохранился. Вероятно, был покинут или сожжен. Остались ли его следы, а если да, то на каком Сосновом острове их искать (это – одно из распространенных названий), непонятно. Даже если следы будут найдены, то все равно очевидно: современный город Абакан вырос вовсе не из этого острога.
1707 год, когда был построен Абаканский острог, тоже нельзя взять за «точку отсчета» для нашего города. Многие до сих пор считают, что именно этот острог дал начало Абакану. Видимо, основываясь на названии. На самом деле этот острог не имеет к нему отношения. И находился он даже не на территории современной Хакасии и не на реке Абакан. А на речушке Сыда, почти на сотню километров ниже по Енисею. Он стоял в районе современного Краснотуранска (сейчас это место затоплено Красноярским водохранилищем). То есть был в правобережье, на территории нынешнего Красноярского края. Как же получился такой конфуз с названием «Абаканский»? Казаки по каким-то причинам построили острог в 1707 году не там, где было приказано. Ослушание суровому Петру Первому грозило большими неприятностями, поэтому ошибку решили исправить формально, «правильным» названием: «Государевым указом велено было построить острог на реке Абакана. Между тем его построили в 60 верстах к северу от устья этой реки. Очевидно, красноярские служилые нашли это место более подходящим, назвали же острог Абаканским в силу приказания построить его на реке того же имени» (В. Ватин).
1737 год: село Усть-Абаканское
Известно, что начало Абакану дало село Усть-Абаканское, возникшее на возвышенности у впадения реки Абакан в Енисей. Когда-то это место называли «Ах-Тигей», что можно перевести как «Белая Макушка». Скорее всего, название возникло из-за белых берестяных юрт местных жителей, которые там стояли.
Временем основания села одни исследователи называют XVIII век, другие – XIX. Несмотря на разные версии, основание села вполне может служить «отправной точкой» для Абакана, если уточнить его дату. Но по такому пути идут не во всех городах. К примеру, в соседнем Минусинске, который стал городом в 1822 году, именно эта дата считается официальным «началом» города, а не 1739 год, когда в том месте появился рабочий поселок.
Среди вариантов времени основания с. Усть-Абаканского – 1734 год, который также предлагается взять за «точку отсчета» для Абакана. Если дата верна, то Усть-Абаканское старше поселка на месте Минусинска. Бесспорно одно: на картах позапрошлого века село уже появилось. И в 1823 году значение его (после назначения центром Качинской степной управы) возросло. Известно, что к 1860-м годам в нем был 21 двор и около 190 жителей. 1860-е вообще принесли в жизнь сельчан много перемен. В это десятилетие здесь открываются одноклассная школа (первая в Хакасии!) и церковь, бурно развиваются кустарное производство и торговля.
Единой практики нет
Заглянув в историю других городов, вы можете убедиться, что единой практики, что признавать за дату основания городов, не сложилось. Не только в России, но и в мире. Например, в Европе чаще всего берут за «точку отсчета» первое письменное упоминание о населенном пункте (хотя, как в случае с Римом, оно может отсылать к легендам), либо время предоставления ему особых полномочий (магдебургское право).
В России используются самые разные варианты. Может быть, поэтому споры о возрасте многих российских городов не прекращаются? Например, недавно двое известных ученых (историк, библиограф Алексей Раздорский и директор НИИ Юго-Востока Руси Владимир Енуков) аргументированно оспаривали общепринятую дату основания Курска (1032 год). Они считают город древнее: «Синтез данных археологии и нумизматики указывает на возникновение Курска в пределах середины 980-х – середины 990-х годов, – приходят ученые к выводу. – Из дошедших до нас летописных известий более всего этому соответствует поход князя Владимира 985 года». Попутно в своей работе А. Раздорский и В. Енуков объясняют, как обычно устанавливается возраст старых городов. Они отмечают, что в случае с древнерусскими городами «… выяснить не то что день, но и год, и даже десятилетие, когда были основаны подавляющее большинство из них, как правило, весьма затруднительно, а нередко просто невозможно. Сведения об этом в дошедших до нашего времени письменных источниках обычно отсутствуют, и определить время возникновения того или иного древнерусского города, хотя бы приблизительно, могут только археологи… Неизбежная хронологическая приблизительность, а зачастую спорный характер в оценках приводят к тому, что за точку отсчета возраста того или иного древнерусского города обычно условно принимается год его первого упоминания в письменности… Однако между годом первого упоминания и временем основания города почти всегда лежит некоторый хронологический разрыв». Это объяснение применимо не только к населенным пунктам, возникшим в Древней Руси. Оно показывает и ситуацию в целом.
В случае с Абаканом лично у меня не вызывает сомнений только одна дата: время, когда он официально стал городом. Нет даже разночтений, как в случае с основанием села Усть-Абаканское. По этой причине мне не хочется участвовать в спорах, поддерживать и выдвигать какие-то версии, которые делают город старше, но при этом вызывают уйму вопросов и ожесточенных дискуссий. А вы как считаете?
Страницы истории листала Татьяна ЗЫКОВА