Суббота, Декабрь 7, 2019

  /  Погода в Абакане

Главная > Новости > Культура > Шедевры «недвижимой» живописи Хакасии представили в Кузбассе

Шедевры «недвижимой» живописи Хакасии представили в Кузбассе

Уникальная выставка «Наскальное искусство Сибири» открылась в Кемеровской областной научной библиотеке им. В.Д. Федорова

Рисунки, высеченные древними художниками тысячи лет назад на скалах кузбасских писаниц, а также скальных плоскостях Тувы, Хакасии, Алтая, Красноярского края, будут экспонироваться у нас в течение двух месяцев. Олени, медведи, дикие лошади, туры, архары, а также шаманы, охотники, хтонические чудовища и божества, приводившие в трепет древнего человека, – десятки художественных копий и фотоколлажей наскальных изображений, выполненные на различных сибирских памятниках, предоставлены музеем-заповедником «Томская писаница» и Сибирской ассоциацией первобытного искусства.

Коллективное письмо

– Сибирь – один из самых богатых в мире регионов наскального искусства, где традиции нанесения на скалы изображений сохранялись на протяжении нескольких тысячелетий, – объясняет вице-президент Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства, участник многих петроглифических экспедиций Елена Миклашевич. – Наибольшее количество памятников сконцентрировано на юге региона.

По словам специалиста, это высокохудожественные образцы древнейшего искусства, яркие образы искусства эпохи бронзы, сцены раннего железного века и эпохи средневековья, а также изображения нового времени.

– Копию вот этого прекрасного хищника с чертами медведя мы сняли в Туве, в местечке Баран-Кол, – знакомит с экспозицией Елена Александровна. – Она относится к эпохе хунну (гунно-сарматские времена) и маркирует проход этих древних народов из северной Монголии дальше на запад. Изображение медведя по всем своим качествам – это шедевр мирового уровня в наскальном искусстве.

Также, по мнению исследовательницы, заслуживает особого внимания изображение шамана с горы Суханиха, расположенной неподалеку от Минусинска. Рисунок этот пока точно не датирован, но важен своими деталями: у шамана есть бубен, подвески, колотушка, над его головой изображена дуга, обозначающая его общение с высшими сферами, ниже отдельно изображены ноги, голова тоже отдельно, что отражает бытующее в шаманизме представление о том, что шаман путешествует в иных мирах своими частями тела разрозненно.

Ну, а про отлично сохранившийся до наших дней верхний фриз Томской писаницы вообще говорить не приходится. Вызывают неподдельное восхищение знаменитые бегущие лоси, лыжник, антропоморфные фигуры, медведь, сова – весь набор персонажей полотна коллективного автора, относящегося к одной исторической эпохе.

– На фризе видно руку разных авторов, то есть рисунки добавлялись с учетом тех изображений, которые были сделаны на скале предшественниками, – отмечает Елена Миклашевич. – В итоге получилось коллективное письмо, в котором каждый добавлял по строчке от себя. А если говорить точнее, то это картина, раскрывающая мифологию, представления людей конкретной исторической эпохи об окружающем мире.

Сказать точно, к какой конкретно эпохе относятся эти рисунки, ученые пока затрудняются. И чтобы это выяснить, недавно музей-заповедник инициировал раскопки культурных слоев рядом с памятниками наскального искусства, сообщает kuzbass85.ru.

Вечные идеи

– Мироощущение первобытного человека было, с одной стороны, достаточно простым и одновременно сложным; современному человеку это достаточно сложно понять, – говорит заведующий кафедрой археологии КемГУ доктор исторических наук, профессор Владимир Бобров. – Наскальные рисунки были частью обрядовых действий, направленных на какую-то конкретную помощь для себя, например, на удачу в охоте. По сути, это иррациональное, через которое человек надеялся, что ему будет лучше.

Также рисунки могли быть записью героического, мифического сюжета, связанного с происхождением человека, это могли быть идеи жизни и смерти, добра и зла, то есть вечные идеи, которые находят отражение и в нашей современной литературе, драматическом искусстве, изобразительном творчестве.

По мнению Владимира Васильевича, выставка в Кемерове интересна еще и с точки зрения искусствоведческой. Ведь в наскальных рисунках присутствуют разные стили – реалистический, условно-схематический и даже абстрактно-условные элементы кубизма!

Фото: abakan.spravker.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *