Уличная преступность – проблема древняя, как само человечество. Наверное, как только в каменном веке появилась первая, более-менее протоптанная тропа меж двух стоянок первобытных людей, по ней начали прохаживаться угрюмые типы с дубинками, избавляющие встречных от наличных ракушек или чем тогда было принято расплачиваться.
Естественно, что с появлением городов мало уважаемое, но прибыльное ремесло грабителя стало процветать. Так же как и порицаемая привычка самоутверждаться за счет случайных встречных, попавших под хмельную голову и горячую руку. При этом современный мир, несмотря на все его преимущества, предоставляет асоциальным гражданам широчайшее поле для деятельности. Правда, есть одно отличие: с каждым годом все чаще мне доводится слышать довольно-таки странные истории о приключениях добропорядочных граждан. За это, конечно, следует поблагодарить Интернет и естественное человеческое стремление поделиться переживаниями.
Истории, несмотря на их многообразия, как правило, развиваются по одному сценарию: отправился герой в магазин, по пути встретил несколько крепких молодых людей и пошел дальше, уже без телефона. Или ехал домой, оказался в одном вагоне электрички с пьяной компанией и получил несколько синяков-ушибов от попутчиков, желавших показать удаль молодецкую. Чаще всего подобные описания заканчиваются обвинениями либо в адрес правоохранительных органов, которые якобы «бандитов не ловят», либо в адрес случайных свидетелей, которые и полицию не зовут, и за пострадавшего не вступаются. В обоих вариантах наблюдается одна важная деталь: получается, что жалобщик при этом действовал абсолютно правильно. То есть, виноваты прохожие, хулиганы, родители хулиганов, власть, общество, но только не он. Да и как можно его обвинять, он ведь – жертва!
Конечно, в жизни всегда есть место случайности. Возможно, бывает и так, что окружающие могли бы помочь, но не сделали этого, да и профессионалы, бывает, ошибаются или опаздывают. А вот во что сложно поверить, так это в то, что абсолютно все жертвы мелких уличных правонарушений стали таковыми исключительно по вине других людей. Хотя бы потому, что ни один совершеннолетний человек, за исключением признанных недееспособными или находящихся в коме, не зависит полностью от действий окружающих. Для остальных давно придуман термин «виктимное поведение». Дело в том, что существуют определенные действия, которые провоцируют правонарушителей. Например, если человек, имея выбор, в каком вагоне электрички ехать, идет в тот, из-за дверей которого слышны крики нетрезвой компании, можно говорить о виктимном поведении. Так же, как и в случае, если некто идет поздно вечером в магазин через темные дворы, заткнув уши наушниками и глядя больше на экран смартфона, чем по сторонам. Да, нападающие будут виновны, если причинят вред его здоровью или покусятся на собственность. Но как легко было этого избежать, лишь на секунду задумавшись о собственном поведении!
Предвижу реплики в стиле «Я хочу без опаски ходить по улицам и не думать о том, как мне себя вести, чтобы не быть избитым или ограбленным». Что же, может, где-то в мире и есть города с нулевым уровнем уличной преступности – я о них не знаю. Но, думаю, что даже там придется вести себя разумно и осторожно. Просто потому, что есть еще и правила дорожного движения, нарушая которые можно также оказаться на больничной койке. Да что, там – в городе есть столбы, о которые можно удариться, поребрики, из-за которых можно оступиться, а иногда – открытые канализационные люки, в которые можно упасть… То есть, необходимость смотреть под ноги и по сторонам мы все равно отменить не можем. В чем же дело?
Возмущения не просто фактами уличной преступности, требования обеспечения безопасности за счет окружающих, как правило, звучат из уст людей, которые мало знакомы с реальной жизнью. Создается впечатление, что даже школа с неизбежными детскими конфликтами каким-то образом их не коснулась. Не заметно с их стороны и каких-либо попыток навести порядок на улице – в народную дружину вступить, как и желания изменить себя – хоть на курсы самообороны записаться. Во всяком случае, никто не озвучивал подобное. Между тем, с широким распространением удаленной работы все больше появляется у нас тех, кому нет необходимости выходить на улицу, тех, кто практически не общается с окружающими. Словом, людей, живущих в своего рода индивидуальных тепличках, которые не могут и не хотят менять общество, поскольку живут, по большому с чету, в отрыве от него. Само по себе подобное существование очень привлекательно. Однако долго ли просуществует тепличное растение, если его высадить в открытый грунт?
Андрей КЕДРИН