Суббота, Декабрь 15, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Музей как бизнес-проект: должен ли «хранитель времени» зарабатывать деньги?

Музей как бизнес-проект: должен ли «хранитель времени» зарабатывать деньги?

Новый республиканский музейно-культурный комплекс за короткое время стал одним из главных украшений Абакана – как в архитектурном плане, так и в плане проведения мероприятий самого разного уровня. Может ли музей быть успешным и с финансовой точки зрения – об этом в нашей беседе с заместителем директора Хакасского национального краеведческого музея им. Л.Р. Кызласова по коммерческому развитию Ольгой ОГУРЦОВОЙ.

– Ольга Сергеевна, должность заместителя директора по коммерческому развитию появилась в Хакасском национальном краеведческом музее лишь с переездом в новое большое здание. Раньше у музея не было необходимости в самостоятельном «зарабатывании»?

– До 2014 года Хакасский национальный краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова располагался на первом этаже жилого дома, в помещении площадью 2660, 55 кв. м, в мае 2017 года в нашем распоряжении оказалось новое здание общей площадью 28129, 00 кв. м. Раньше, в «старом» здании, вся внебюджетная деятельность музея сводилась к продаже билетов и сувенирной продукции, реализовывать какие-то коммерческие проекты было просто негде – пришлось бы «перекрывать» постоянные экспозиции краеведческого музея. С приобретением нового просторного здания, площадь которого практически в десять раз больше прежнего, у музея появились новые возможности. Перед нами встала задача привлечь посетителя, сделать так, чтобы жителям республики было интересно приходить в музей. Если раньше, в «старом» здании, нашими основными посетителями были организованные школьные группы, то сегодня мы можем предложить интересные проекты для посетителей всех возрастов. Сегодня перед музеем стоит задача не просто привлечь как можно больше посетителей, но и представить их вниманию все разнообразие музейных коллекций, опробовать новые формы работы. Кроме того, нужно сформировать позитивный имидж нового центра культуры, ведь в Хакасии впервые за 80 лет построен музей, соответствующий самым современным стандартам как с точки зрения архитектуры, так и его будущей роли в городском и общереспубликанском культурном пространстве. В ближайшем будущем музею предстоит стать культурным центром города, местом встречи жителей и гостей города, организовать культурно-познавательный досуг детей и молодежи и привлечь данные группы посетителей к работе музея, туризму и научной деятельности, а также обеспечить сохранность уникальных памятников археологии, которыми богата Хакасия.

– Скептики еще на стадии строительства нового музейного комплекса отмечали, что для республиканского бюджета будет весьма обременительно содержать такое большое здание. Можно услышать и такое: мол, пусть зарабатывают самостоятельно. Может ли музей сегодня быть настолько успешным в коммерческом плане?

– Ни один музей сегодня не работает без господдержки – о самоокупаемости в случае с музеями говорить не приходится.

– Даже в случае Эрмитажа, Государственного исторического музея и т. д.?

– Несмотря на всемирную известность, имя, масштабы этих музеев, они поддерживаются государством, это не секретная информация – данные есть в свободном доступе. Если говорить о нашем музее, то самоокупаемым он может быть в одном случае: если собственно под музей оставить помещение площадью в тысячу квадратов, а все остальное – сдавать в аренду, превратить музейный комплекс в торгово-развлекательный центр. Полагаю, Республиканский музейно-культурный комплекс возводился не для этого.

– Правда ли, что в музейном комплексе проводятся свадьбы?

– Такая возможность у горожан есть, но не в самом музее – на территории музейного комплекса расположен зимний сад, где и организуются свадебные торжества.

– Новый музей планировался в том числе и как площадка для интересного и полезного проведения досуга жителей региона и гостей республики. Удается привлекать посетителей?

– Конечно, посещаемость значительно выросла. В первый год после переезда музея посетители приходили просто посмотреть новое здание. Сегодня вся команда музея работает так, чтобы люди захотели к нам вернуться: придумываем новые проекты, привозим интересные выставки.

– В одном из «музейных» исследований отмечалось, что лишь 10% населения конкретного населенного пункта имеют потребность в посещении музея в своем городе. Эти цифры справедливы для Абакана?

– Полагаю, что нет. У нас даже есть постоянные посетители из числа абаканцев: они приходят на открытие всех наших выставок, на все наши мероприятия, этих людей не нужно как-то специально привлекать, они сами по себе очень активны. И мы всегда рады видеть на наших мероприятиях знакомые лица.

Конечно, мы работаем над привлечением новых посетителей. Практически сразу после переезда, в январе 2017 года, мы провели фестиваль «Теплые встречи» – этим мероприятием мы хотели определить, кто составляет нашу целевую аудиторию, в каком направлении активизировать свою работу. На фестиваль пришло много семей с детьми: оказалось, что у горожан есть потребность в такой досуговой площадке, где можно интересно и с пользой провести время, пойти не в развлекательный центр, не в кинотеатр, а на интересную выставку, интерактивную лабораторию в музей. К слову, наш первый фестиваль посетили около 3,5 тысячи человек.

– Привлечение посетителей посредством интерактивных выставок, лабораторий не приведет к тому, что музей со временем превратится в развлекательный центр?

– Мы не подменяем научную, охранную работу музея развлекательной, речь идет о многофункциональности. В музее, как и прежде, ведется большая научная работа, формируются фонды хранения, проводятся некоммерческие выставки. Однако мы должны идти в ногу со временем, мы видим, как меняются наши посетители, как меняются их требования к проведению досуга. Для школьников мы разрабатываем интересные интерактивные программы, всевозможные квесты, интерактивные выставки. К примеру, коммерческая выставка «Мир внутри человека». Ребенок на этой выставке может все потрогать, сфотографировать – словом, делать то, что в музее обычно делать нельзя. По пути к этой выставке посетители проходят мимо экспозиции «Хакасская юрта», естественно, детям интересно посмотреть и ее – и здесь они уже знакомятся с другой стороной музейной деятельности, на данной экспозиции предметы трогать запрещается, ребята все осматривают и внимательно слушают экскурсовода – такое вот получается знакомство с музеем.

– В некоторых крупных городах музеи получают помощь и от меценатов, формируются и работают фонды целевого капитала. Вы в данном направлении также работаете?

– Стараемся, однако, к сожалению, в нашем регионе среди тех людей, кто имеет финансовую возможность стать меценатом, пока нет понимания, что переданные музею средства – это вклад в историю, в развитие нашего общества. Для формирования на базе учреждения культуры фонда целевого капитала необходимо 3 млн рублей – мы пока такой суммы не имеем. Один из ближайших к нам географически примеров успешного использования данного инструмента финансирования своей основной деятельности – Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля.

– Ольга Сергеевна, в завершение нашей беседы расскажите о ближайших интересных проектах?

– Интересных проектов и выставок в музее всегда множество: каждый найдет что-то интересное для себя. Обо всех действующих выставках можно узнать на официальном сайте музея и наших страницах в соцсетях. В самое ближайшее время, перед новогодними каникулами, мы планируем запустить творческую лабораторию для детей «По следам великих художников». Детей познакомят с работами известных художников, расскажут о стилях, в которых они работали, и дадут возможность повторить ту или иную работу. Обо всех новинках рассказывать не буду, пусть это будет приятным сюрпризом для наших гостей.

– Как вы определяете, что нужно абаканским посетителям? Какой проект реализовать или какую выставку привезти?

– Я отслеживаю интересные выставки на тематических сайтах, иногда авторы сами нам звонят и предлагают свои идеи. Иногда бывает и такое, что авторы выставок не хотят ехать в наш небольшой город, а позже, когда нам все же удается их убедить в обратном, удивляются успешному результату, как в культурном плане, так и коммерческом. В Абакане не так уж и много мест, где можно интересно и с пользой провести время, как показывает наш опыт работы, у горожан есть большая потребность в посещении именно познавательных мероприятий. По итогам прошлого года музей проявил себя очень хорошо в плане коммерческого развития. Конечно, мы не говорим о самоокупаемости, наша основная цель – заработать деньги во внебюджетный фонд учреждения, чтобы у музея была возможность привезти в Абакан какую-то некоммерческую выставку, провести научное мероприятие, форум и т. д. Можно утверждать, что расширение площадей музейного учреждения, современное их оснащение и привлечение к сотрудничеству партнеров положительно сказывается на финансовых результатах работы музея, его имидже и популярности среди населения, а также обогащает культурную жизнь региона.

Ольга КАРАЧАКОВА

Фото – с официального сайта

Хакасского национального краеведческого музея

им. Л.Р. Кызласова


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *