Суббота, Декабрь 15, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Вот такое кино!

Вот такое кино!

Наверное, нет ни одного человека в мире, который сказал бы: «Я вообще не люблю кино, поэтому не видел ни одного фильма». В наше время выбор продукции мировой киноиндустрии, как российской, так и зарубежной, поистине огромен. На любой вкус. В том числе и по самым специфическим интересам, так сказать. Особенно на голубом экране. Героями телефильмов и телесериалов становятся люди даже редких профессий. (Например, охотники за привидениями.) Но сегодня мы не будем говорить ни о мистических сериалах, ни о сюжетах в стиле фэнтези. Разберемся с представителями, как говорится, чисто «земных» специальностей. С персонажами, которые живут рядом с нами.

Даже невооруженным глазом видно, что больше всех в нашем кино повезло представителям правопорядка. От фильмов и сериалов про «ментов» всех рангов и категорий просто в глазах рябит. При этом часто уже с первой серии понятно, кто герой, кто преступник, а кто «оборотень в погонах». Более-менее талантливые сериалы, такие как «Каменская», «Чужое лицо», без конца гоняют по всем каналам. (Только люди почему-то все равно смотрят «Место встречи изменить нельзя»). Лично я предпочитаю «След». Там хотя бы ежедневно новые серии появляются. Но воспринимаю происходящее как научную фантастику. Потому что, как сказал один мой знакомый – в прошлом майор милиции, – если бы у наших оперативников, следователей и экспертов была хотя бы десятая часть тех технических условий и возможностей, которые имеются у героев этого сериала, преступления раскрывались бы «на раз-два».

Чуть поменьше экранной славы достается медикам. Но не намного. Однако и тут не обошлось без, если так можно выразиться, легкомыслия. К примеру, как можно доверять жизнь такому доктору, как Саша Зайцева – героиня одноименного сериала, главная мечта которой – не помочь больному человеку, а поскорее выйти замуж. Кого за 10 лет экранной жизни вылечили «Интерны»? А просмотрев пару серий «Практики», я сильно заинтересовалась: где находится эта чудесная (и как следует из сюжета – глубоко провинциальная) больница, где лечат все, что лечится и не лечится, причем непосредственно в приемном покое. На мой взгляд, вполне реальной историей про медицину является сериал «Склифосовский», хотя и там достаточно наворочено лишнего по части личных взаимоотношений героев. Но вот что касается «рабочих моментов», тут все по-честному. В 2006 году меня привезли в «Склиф» на «скорой» прямиком с трапа самолета, прилетевшего из Абакана в Москву: пошел камень из почки. И могу лично засвидетельствовать: там и тогда уже работали профи высшего класса.

Но вот кому уж совсем откровенно не везет в современном киноискусстве, так это педагогам. Неинтересен нашим режиссерам и продюсерам данный вид деятельности. Хотя с давних времен считается, что основные личностные качества в человеке закладываются именно в школьные годы. В былые времена это хорошо понимали. Я помню, какой фурор произвел снятый в 1983 году фильм Ролана Быкова «Чучело», как его обсуждали и педагоги, и родители, и сами подростки. А еще были «Школьный вальс», «В моей смерти прошу винить Клаву К.», «Вам и не снилось», «Ключ без права передачи». И, конечно же, «Доживем до понедельника». В те годы российские киношники понимали: нельзя оставлять без внимания формирование внутреннего мира молодых людей, особенно в таком рискованном возрасте – 15–17 лет.

Конечно, и тогда далеко не в каждую школу приходили кандидаты наук, чтобы на равных дискутировать с «продвинутыми» старшеклассниками, как это происходит в фильме «Расписание на послезавтра», да и попасть в такой оазис, где 15-летний «гений» имеет полное право доказывать свою точку зрения, не боясь разноса и осуждения, могли не все. И не у всех были такие учителя, как историк Илья Семенович из «Доживем до понедельника» или словесник Марина Максимовна из фильма «Ключ без права передачи». Но они были. И есть! Пусть не такие идеальные, но беззаветно отдающие свое сердце детям. Однако сегодня складывается такое впечатление, что в наших школах работают какие-то садисты, которые только и мечтают о том, чтобы побольнее оскорбить, унизить, а то и физически наказать наших детей. Стоит включить любой телеканал – и вот вам, пожалуйста! Там обозвали, там избили, там чуть до самоубийства не довели. А то, что нынешним деточкам палец в рот не клади – по локоть руку откусят, и что учитель – тоже живой человек, так это, как говорят малыши, «несчитово». 13-летний ублюдок пинает ногами пожилую учительницу физкультуры, другой кроет учителя таким матом, от которого покраснел бы не только извозчик, но и его лошадь. Но это деточки просто «шалят», и учителя сами виноваты: не умеют воспитывать.

А на чем их воспитывать? На дебюте молодого режиссера Валерии Гай Германики «Все умрут, а я останусь»? Веселенькое названьице, не правда ли? Следующая ее попытка – сериал «Школа», который был заявлен как псевдодокументальный. То есть – «из повседневной жизни». Хотя лучше бы назвать этот шедевр «Детки в клетке». Весь сюжет можно уложить в несколько слов. Был идеальный класс, но классный руководитель ушел, и подростки превратились в зверенышей. Если это – документальность, то не дай бог, чтобы ваш ребенок попал в такую вот школу! Есть еще сериал «Чучело-2» (ну, теперь же модно снимать ремейки) режиссера Сергея Кузнецова. Только финал его гораздо трагичнее, чем в фильме Р. Быкова. 13-летние девчонки, якобы обезумевшие от «страстной любови», совершают тяжкое преступление и прямо из школы отправляются в колонию. Или мистический триллер «Закрытая школа», которую, каюсь, я не смогла осилить дальше 8-й серии первого сезона. Уж если смотреть страшилки, предпочитаю американскую классику, а не эту доморощенную экранную вампуку. Единственное, на чем, по моему мнению, можно остановить взгляд – фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил». Он снят так, как будто на дворе 70-е годы ХХ века – лучшее десятилетие для российской педагогической интеллигенции. На самом деле действие происходит в наше время. Еще можно отметить фильм Андрея Звягинцева «Возвращение», получивший «Золотого льва» на Венецианском фестивале, о непростых отношениях взрослых и детей. Вот, пожалуй, и все.

А ведь сегодняшним подросткам гораздо сложнее выстраивать свою жизнь, чем их сверстникам в 70–80-е годы. Потому что многое сместилось: белое перестало быть белым, а черное – черным. В том числе и в связке «учитель–ученик». Школа постепенно перестает быть основным источником знаний: все знания, наколенные цивилизацией за две с лишним тысячи лет, уместились в компьютере. А по замыслу «великих умов» из Минобраза РФ, со временем этот же компьютер сможет полостью заменить учителя. Но жизнь с каждым днем становится жестче. К кому подростку идти со своими проблемами? К компьютеру? К Гарри Поттеру? Создается такое впечатление, что наши кино-деятели приняли решение не заморачиваться созданием фильмов, как говорили раньше, «для детей и юношества». Пусть это юношество сидит в Интернете, а дети смотрят «Властелина колец», тем более, что в этой трилогии, как и в саге о Гарри Поттере, добро побеждает зло. В конце концов, там тоже есть добрые наставники. Очевидно, они гораздо привлекательнее, чем замученные многофункциональной отчетностью и постоянными новшествами федеральных чиновников наши обычные российские учителя, которые, получается, недостойны, чтобы про них «кино снимали». Только вот никто не знает, чем и когда аукнется такое невнимание…

Марина ЮРЬЕВА

P. S. В качестве эксперимента предлагаю родителям поинтересоваться, какой фильм о школе запомнился их чаду, и почему? Уверяю, вас ждет много неожиданного!..


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *