Среда, Ноябрь 14, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Страсти по дате, или Что празднуем – так и не поняли?

Страсти по дате, или Что празднуем – так и не поняли?

 

 

Молодой государственный праздник, День народного единства, пока не прижился в нашем календаре. Остаются открытыми вопросы: сколько должно пройти времени с 2005 года, чтобы он стал всенародно любимым и трепетно ожидаемым (как Новый год или 9 Мая)? Что для этого надо сделать? И произойдет ли это вообще? Многие по-прежнему воспринимают 4 Ноября как «спущенную сверху альтернативу» 7 Ноября с сохранением привычного выходного в первой декаде месяца. И, учитывая выбор спорной исторической даты рядом с революционной, эти догадки не беспочвенны.

Сейчас в Интернете активизировались обсуждения, что праздник себя изжил. И дело здесь не только в том, что (по данным предпраздничного опроса ВЦИОМ) его отмечают 42% россиян (для сравнения: Новый год отмечают 98%, День Победы 95%, 8 Марта 88%, 23 Февраля 84%, Пасху 82%, Рождество 77%, 1 Мая 63% и День России 54%). Но и в том, что в нынешнем году в столице в этот день впервые не стали устраивать ни шествия, ни большие концерты. Впрочем, как и в регионах не было пышных празднований. Возможно, опасались протестных выступлений. Но в итоге праздник (который у многих и так был не на первом плане) «отодвинулся» еще дальше. По информации ФОМ (из всероссийского исследования 27–28 октября) 69% опрошенных признались, что им нужен такой праздник, как День народного единства, и только 20% не ощущают в нем необходимости. Но при этом выяснилось, что 67% россиян относятся к нему… просто как к дополнительному выходному, и только 22% – как к праздничному дню.

Еще одно противоречие: все более заметны «несостыковки» трактовок народного единства. «Сверху» оно направляется в русло «единства народов» и объединения жителей страны перед общими врагами и опасностями. И эти идеи нашли отклик у россиян. Но сегодня перед праздником можно все чаще встретить в народном творчестве (вроде многочисленных интернет-мемов и анекдотов) развитие «снизу» еще одной идеи единства, неприятного «верхушке». Про расслоение общества и то, что власть далека от народа. Можно выразить ее фразами: «Хотите народного единства? Тогда давайте к нам, к народу! Будьте ближе, живите как мы!»

В общем, получился не праздник, а целый «клубок противоречий». Поразмышляем о них?

Народные версии: что отмечаем и как?

Даже с «аннотацией» в виде официальной пояснительной записки к празднику «красный день календаря» получился лишенным внятной идеологической основы. Но россияне давно приучились разделять три вещи, которые в идеале должны совмещаться: само событие, которое дало начало празднику; официальную версию праздника, объясняющую населению, почему событие великое; и то, что реально празднуют люди. А празднуют они кто что и во что горазд. Благо, к празднику не прилагается инструкции свыше, как именно ему надо радоваться.

Корреспондент «Абакана» провел небольшой (естественно, не претендующий на научность) опрос горожан, чтобы выяснить, помнят ли они название праздника, что празднуют, и каким образом. В целом, из 20 опрошенных 12 видят в Дне единства лишь дополнительный выходной. Из оставшихся двое празднуют день Казанской иконы Божией Матери, который также выпадает на 4 ноября. Остальные или хоть один раз участвовали в официальных праздничных мероприятиях в этот день, или смотрели их по телевизору. Они считают это празднованием. Как и просто отдых от работы и встречи с друзьями-родственниками. Каких-то семейных традиций отмечать этот день у людей не сложилось.

Название праздника многие до сих пор не запомнили: правильно его назвали лишь 9 человек. Среди распространенных версий: День единения, День примирения, День единства России, День объединения народов, День освобождения от польской интервенции, День независимости.

Приведу пять интересных вариантов ответов абаканцев: что они праздновали и как?

Мария ЧЕРНЫШЕВА, пенсионерка:

– Я – верующий человек, и светские праздники не отмечаю, а в православные молюсь, хожу в храм. 4 ноября мы отмечали праздник Казанской Божией Матери. Кстати, эта чудотворная икона, принесенная в Москву нижегородским народным ополчением (под предводительством купца Минина и князя Пожарского) 4 ноября 1612 года помогла прогнать из Кремля интервентов.

Андрей ЯКУШЕВ, продавец-консультант:

В День народного единства вспоминают русских героев – Минина, Пожарского и Сусанина, освободивших страну, и напоминают россиянам: «Когда мы едины – мы непобедимы». Никак не отмечал. Я работал в этот день, а вечером семейными делами занимался и телек смотрел.

Никита СМИРНОВ, студент:

– Празднуем что-то связанное с единством и независимостью, как и 12 июня. День единения! Но в ноябре вроде бы повод другой – освобождение от польского ига. Как отметил? Как любой другой выходной: отдыхал-отсыпался-встречался с друзьями.

Сергей ЩЕРБАКОВ, мастер производства:

– Отмечать я буду 7 Ноября по старинке, как привык. А 4 Ноября за праздник не считаю, нам его новая власть сделала, чтобы отучить справлять годовщину революции. Но кто ее отмечал, тот и будет, особенно пожилые люди. Как? А как в советское время: без демонстраций, но с застольем, с воспоминаниями о годах молодости, песнями советскими и старыми фильмами. Хорошо отпразднуем, не беспокойтесь!

Ольга ФИЛАТОВА, служащая:

Этот праздник можно назвать днем объединения народов. Для нас он особенно актуален, так как в Хакасии проживают представители более ста национальностей. Я так вижу позитивный посыл от этой даты: помнить свои корни, историю, уважать традиции других народов и держаться всем вместе в борьбе с большими проблемами и внешними врагами.

Я не знаю, как дома отмечать этот праздник. Иногда ходила на мероприятия к этому дню. Еще в новостях смотрю, что где организуют 4 ноября, трансляцию праздничных концертов люблю.

Вопросы и к выбору даты, и к способам ее вычисления

По данным недавнего опроса ФОМ, выбор в качестве Дня народного единства годовщины событий 4 ноября 1612 года 59% опрошенных считают правильным и только 14% – неправильным. На самом деле, к официальной версии того, что мы празднуем, возникает много вопросов не только у граждан, но и у историков. После появления нового праздника и введения поправки о нем в Трудовой кодекс трактовка из пояснительной записки о нем гласила так: «4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Сразу после утверждения нового «красного дня календаря» многие историки и пытливые жители стали высказывать мнения, что праздник 4 ноября не имеет под собой внятной и действительно значимой исторической основы. Что с таким же успехом можно было взять любую другую более-менее заметную дату российской истории и распиарить ее как очень значимую. Но был выбран повод для празднования именно 4 ноября, так он оказался максимально приближенным к 7 ноября, которое люди привыкли отмечать с советских времен. То есть, ему нашли замену с новым смыслом, приемлемым для новой эпохи.

Если очень кратко и упрощенно о том, в чем сходятся историки, оценивая события начала XVII века: в России шла настоящая гражданская война, которая осложнялась интервенцией со стороны польско-литовского государства и Швеции. Сначала – скрытой, потом – открытой. Но далеко не все считают решающим событием то, что произошло 4 ноября. Многие склоняются к мысли, что переломным стало августовское сражение интервентов с ополченцами. После которого изгнание первых стало вопросом времени. А освобождение Китай-города хоть и приблизило эту дату, но вряд ли было знаковым, как освобождение Кремля. Еще нас пытаются убедить, что 4 ноября – ни много ни мало – закончилось Смутное время! На самом деле процесс это был долгий, и сошел он на нет не в один конкретный день. В этот день даже не удалось очистить от интервентов столицу. Если сейчас принципиально важно праздновать избавление от Смутного времени, то можно смело добавить к существующей дате еще десяток.

Еще один спорный момент: неточности могут быть не только в значимости событий давних лет и их трактовке. А в том, что дата по новому стилю была высчитана неправильно. В старых упоминаниях о взятии Китай-города оно датируется 22 октября (по юлианскому календарю). По новому стилю это должно быть 1 ноября. Но из-за расхождений григорианского и юлианского календарей (последний применяется РПЦ) в юлианском этот день отмечается 4-го. Может быть, именно с этим связана неточность с «вычислением» даты, а не с тем, что власти хотели «притянуть» ее как можно ближе к 7 ноября?

Как видим, и дата спорная, и отношение к празднику пока неоднозначное. Но все-таки у него есть еще один плюс, кроме того, что это – дополнительный выходной. Все больше людей лезут в исторические книжки, чтобы разобраться в событиях минувших веков. Просветиться. И заставляет их это делать новый «красный день календаря». А согласятся они с официальными версиями или нет – уже другой вопрос.

Страницы истории листала Татьяна ЗЫКОВА


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *