Среда, Ноябрь 14, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Евгения Печенкина: «Музыке можно научить любого ребенка – было бы желание»

Евгения Печенкина: «Музыке можно научить любого ребенка – было бы желание»

 

Могут ли ученики музыкальной школы любить сложные музыкально-теоретические дисциплины? Конечно, если эти дисциплины очень интересно преподает педагог, влюбленный в волшебный мир музыки. Именно таким педагогом является заместитель директора по учебно-воспитательной работе Детской музыкальной школы № 2 города Абакана Евгения ПЕЧЕНКИНА. Педагогу удается успешно сочетать творческую работу музыканта и рутинную, «бумажную» работу завуча в школе.

В Детской музыкальной школе № 2 Евгения Николаевна Печенкина преподает музыкально-теоретические дисциплины, сольфеджио, музыкальную литературу и, как заместитель директора, отвечает за методическую работу.

– Мне нравится, как строится мой рабочий день: до обеда я занимаюсь методической работой, учебными программами, другой «бумажной» работой, а после обеда – творческая работа, занятия с моими учениками. В работе завуча мне очень помогает присущая всем музыкальным теоретикам организованность, трудолюбие, привычка к кропотливому труду. Уроки с детьми – это сплошное творчество, ведь невозможно провести два одинаковых урока на одну тему, каждое занятие у нас проходит по-своему уникально и интересно. При такой смене деятельности день в школе пролетает незаметно, но всегда продуктивно, и усталости не замечаешь, – рассказывает моя собеседница.

В сфере музыкального образования Абакана Евгения Печенкина в качестве педагога уже двадцать пять лет. Сама Евгения с музыкой подружилась еще в детстве – с занятий в музыкальной школе. Как отмечает опытный педагог сегодня, другого профессионального выбора она просто не представляла, ведь буквально выросла в музыкальной среде. Ее родители работали в Республиканском доме культуры (сегодня – это Центр культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева), папа одно время возглавлял это учреждение. Так что юный музыкант всегда была в центре практически всех культурных мероприятий, проводившихся в Абакане. После окончания Абаканского музыкального училища Евгения начала работать в Центре детского творчества города Абакана – музыкальному развитию его воспитанников педагог посвятила 17 лет. Именно здесь Евгения познакомилась с человеком, которого до сих пор считает эталоном педагога-музыканта – Мариной Штарк.

– Становление хорового движения Абакана, да, наверное, без преувеличения можно сказать и всей Хакасии, началось именно с хора Марины Геннадьевны «Каданс». Развитие этого коллектива происходило на моих глазах, на примере Марины Геннадьевны я видела, как должен работать настоящий педагог, как заинтересовать детей музыкой, как поддерживать эту любовь к творчеству, буквально окрыляя каждого участника большого хорового коллектива. Всему этому я старалась научиться у мастера своего дела. Кроме того, Марина Геннадьевна создала и еще один хоровой коллектив – из числа родителей своих учеников и нас, преподавателей Центра, было очень интересное время! Потом случились перемены: Марина Геннадьевна перешла на работу в республиканскую филармонию, я ушла в декретный отпуск. Позже перешла на работу в Детскую школу искусств № 2 – преподавала музыкально-теоретические дисциплины, позже мне предложили должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе. В августе 2014 года я перешла в Детскую музыкальную школу № 2, где и тружусь сегодня – люблю своих коллег, своих учеников, саму атмосферу в нашей школе – за ее создание огромное спасибо нашему директору Наталье Ивановне Федосеевой, – рассказывает о своем профессиональном пути музыкант.

Не секрет, что многие ученики музыкальных школ не любят такую дисциплину, как сольфеджио – прежде всего, за ее сложность. Однако Евгения Печенкина, по ее словам, влюбилась в этот предмет с 1-го класса музыкальной школы, и сегодня свою любовь к теоретическим музыкальным дисциплинам старается передать ученикам – в каждое занятие педагог вкладывает все свои знания и опыт.

– Да, некоторым ребятам мои дисциплины даются сложно, но это как русский язык и математика в общеобразовательной школе – знать должны все, на этой базе будет строиться дальнейшее обучение музыке, – поясняет педагог.

Также Евгения Николаевна, как опытный педагог, полностью согласна с утверждением, что успех – это лишь «1% таланта и 99% – труда». При наличии желания и усердия со стороны ученика, понимания со стороны родителей музыкальное образование может получить каждый ребенок.

– Дети в силу возраста не всегда могут понимать важность музыкального образования, и тут велика роль родителей, их умение убедить ребенка не бросать начатое дело. Ведь потом, став старше, да даже уже в средних классах общеобразовательной школы, ребенок захочет заниматься в музыкальной школе, а время может быть уже упущено. Ведь что дает музыкальная школа? Да, мы учим нотную грамоту, у нас есть свои дисциплины, экзамены, отчетные концерты. Однако главное, на мой взгляд, что дает музыкальная школа – мы помогаем ребенку вырасти гармоничной, разносторонне развитой личностью. На наших теоретических дисциплинах мы говорим с детками и о литературе, об истории, об искусстве. Потом все это обязательно пригодится во взрослой жизни. На занятиях в музыкальной школе дети развивают в себе такие качества, как дисциплинированность, собранность, умение распределить свое время, усидчивость. Наши воспитанники, как правило, хорошо учатся и в общеобразовательной школе. Так, из 10 моих учеников 6 закончили первую четверть в общеобразовательной школе на одни пятерки, у остальных – две-три «четверки», остальное – все на «отлично», – увлеченно рассказывает моя собеседница.

Прерываю эти сплошные плюсы музыкального образования небольшим вопросом – сомнением: как быть, если ни у мамы, ни у папы нет музыкального слуха? Будет ли ребенок успешен в музыкальной школе?

– В музыкальную школу можно привести любого ребенка – мы научим всему, главное – было бы желание, и у самого школьника, и у его родителей. Системную, кропотливую, ежедневную работу на инструменте маленькому ребенку 7–8 лет может обеспечить только мама – именно при ее интересе, при ее мягкой настойчивости он будет заниматься. Что интересно, у нас в школе есть примеры, когда мамы настолько погружаются в мир музыки со своими детьми, что потом приходят к нам учиться на платное отделение для взрослых. По поводу замечания насчет музыкальных данных в семье. Моя дочь (ребенок музыканта) занимается в музыкальной школе, вместе с ней также успешно занимаются и дети из семей, где ни у мамы, ни у папы нет музыкального образования, – отмечает педагог.

Профессиональные достижения каждого педагога – это, прежде всего, успехи его учеников. Воспитанники Евгении Николаевны – участники и призеры конкурсов самого разного уровня. Успешно участвуют ее ученики и в студенческих научно-практических конференциях.

Как заместитель директора по учебно-воспитательной работе Евгения Николаевна успешно вдохновляет коллег на новые достижения, на участие в профессиональных конкурсах, реализацию интересных проектов. А как это можно лучше всего сделать? Конечно же, личным примером. Также Евгения Николаевна всегда готова помочь коллегам-педагогам и в методическом плане. Методист организует в школе и много творческих интересных мероприятий. Одно из таких – фестиваль «Музыкальная семья».

– Фестиваль мы традиционно проводим в январе, после новогодних каникул, в течение которых члены семьи могут неспешно подготовиться, прорепетировать. Участников всегда очень много, подобные мероприятия всегда сближают, делают нашу школу одной большой дружной семьей, – рассказывает музыкант.

Сближает педагогов музыкальной школы и совместное творчество: вот уже 20 лет, как преподаватели школы объединились в хоровой коллектив «Палитра». Хор выступает на многих городских праздниках, в декабре педагоги приглашают всех абаканцев на 20-летие «Палитры».

– Как педагог я стараюсь придерживаться известного наставления: «Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который следует возжечь». Моя задача – заинтересовать ребенка музыкой, пусть он не станет профессиональным музыкантом, но он сможет слушать и понимать музыку. Для меня большой наградой будет спустя годы встретить своих бывших учеников на филармоническом концерте, – завершает нашу беседу педагог.

Ольга КАРАЧАКОВА

Фото – из личного архива Евгении Печенкиной


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *