Среда, Ноябрь 14, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Гастроли… Тут есть все!

Гастроли… Тут есть все!

Абакан вновь принимает гостей в рамках проекта Министерства культуры Российской Федерации «Большие гастроли». На этот раз абаканских зрителей от мала до велика со своими спектаклями познакомил Прокопьевский драматический театр имени Ленинского Комсомола. С 18 по 20 октября на сцене Центра культуры и народного творчества им. С.П. Кадышева было представлено пять постановок.

Человек или робот – какая разница?

Экраны для видеосвязи, мелькают рекламные ролики, повторяя по кругу один и тот же слоган: «Создай свой идеал». В услужении роботы, внешне так похожие на людей… И она, растерянная, болтливая, желающая обрести наконец счастье. Легче легкого: перечислить все предпочтения, вкусы – и все, идеальный мужчина готов! Прокопьевский театр представил абаканскому зрителю спектакль режиссера Данила Чащина «Киборг, I love you». Спектакль поставлен по пьесе молодого драматурга Марии Зелинской «Хуманитас Инжиниринг».

Событие переносит в «очевидное» будущее. Время, когда роботы стали уже частью жизни, они могут не только возводить большие и сложные конструкции, делать операции или лечить изнутри, с ними теперь можно строить отношения. Интересно, какие дети получатся от такого союза? Слишком умные? Слишком идеальные и послушные? А если к механике добавить человеческий эгоизм, спонтанность, жадность и вечное недовольство жизнью… Да, горючая смесь получится.

Мы живем в мире стереотипов и не можем, не хотим расширять границы. А все потому, что не считаем нужным меняться сами, но все время кричим о том, что мир застрял на одной позиции. Поэтому самая большая мечта человечества – идеал. Во всем. Но в то же время это и проклятье, потому что сам человек, на примере главной героини спектакля Леры (Ольга Гардер), не знает, не понимает, чего на самом деле хочет, а значит, и создать этот самый идеал не сможет никогда. Все время будет что-то мешать, раздражать. А если и нет, то жизнь с таким вот «идеальным» Артуром (Гоча Путкарадзе) со временем станет невыносимой.

Всюду на сцене инновационные технологии: лаборатория оснащена по последнему слову техники, вместо живых сотрудников записанные голоса и роботы, квартира Леры работает по системе «умный дом»: еда падает в руки по хлопку, датчики освещения реагируют на кодовое слово. Но это не показатель успешности, а еще один образ, привычка современного человека – перекладывать сначала дела, а потом и ответственность на других. А самые «активные» потом еще и возмущаются, что все не так, лучше было бы не просить о помощи. И среди всей этой техники развивается и растет некая переломанная, неправильная, особенная любовь. Режиссер даже пикантные сцены умудрился обыграть так, чтобы это выглядело забавно. Прикрывать наготу квадратными стульями… А что, роботы раньше тоже были квадратными. Так что это еще и дань уважения прошлому.

Но главное, то, что автор пьесы хотела донести до читателя, раскрывается в прогнозе Артура, который оказался на самом деле не тем «идеальным» роботом: дело тут даже не в том, что мы не СМОЖЕМ создать идеал, а в том, что сам факт безукоризненности, безупречности со временем теряет свою прелесть, быстро может наскучить. Человеку на самом деле и не требуется идеал, это иллюзия, к которой мы так отчаянно стремимся. На самом деле нужен кто-то настоящий, другой, странный, особенный. Именно к этому и стремится Артур. При всем обилии камер, экранов и машин спектакль получился очень даже живым. Все время кажется, что за героями наблюдают, даже вне лаборатории. Чувствуешь себя подопытным кроликом. Несмотря на завершенность действия, главный вопрос, – кто человек, а кто робот, – так и остается без ответа.

История фантастическая, пусть уже и отчасти, ведь технологии не стоят на месте, но ЭТО на самом деле страшная перспектива, если мы начнем заменять людей «копиями» с набором программ. Сам человек – это сложный механизм, тайны и возможности которого не будут до конца раскрыты никогда. Зачем усложнять жизнь, тратить драгоценное время на поиски чего-то недосягаемого, когда можно начать с самого малого и простого. Ведь вся наша жизнь состоит из моментов. И чтобы найти любовь, счастье и смысл жизни, необходим как раз некто неидеальный, и не хватит целой жизни, чтобы разобраться в нем. А может, этого и не нужно?

Всем привет! У нас хорошие новости!

В последний день гастролейПрокопьевского театра у зрителей была прекрасная возможность не только с пользой провести время, увидеть знаменитые и новые, но уже ставшие популярными произведения, задуматься, посмеяться, но даже и поностальгировать. Речь идет об еще одной постановке режиссера Данила Чащина–«Хорошие новости» по одноименной пьесе Юлии Тупикиной. И эта пьеса – третья часть трилогии о городе Прокопьевске.

Первое, что бросается в глаза – это наличие телевизоров из разных эпох. Большой, выпуклый, похожий на коробку, который несильно бьет током, если прикоснуться к экрану… Такой наверняка стоял у многих или на кухнях, или у бабушек. Кстати, он был неплохой альтернативой зеркалу. И таких милых деталей из прошлого в спектакле присутствует много: тренажер, похожий на счеты, для массажа стоп, вращающийся диск «Круг здоровья», старые телефоны с диском… Все это навевает приятные воспоминания о детстве, о жизни в деревне.

Все эти детали намекают зрителю на то, о чем пойдет речь в спектакле. О поколениях… О том, как люди разных эпох и разной закалки живут сейчас. Но все же это история любви, а значит, и молодости. Есть семья: мать, дочь и бабушка. И все они, увы, несчастны, потому что «уже» и «пока» одиноки. И если Шура (Любовь Хмельницкая), несмотря на свой возраст, еще полна сил, энергии, здоровья и готовности нести творчество в мир, то ее дочь Алла (заслуженная артистка Российской Федерации Алевтина Серебрякова) обременена работой, одиночеством и отсутствием счастья. Она смотрит на мать и втайне завидует ей, потому что Шура не только находит силы, чтобы петь в любое время и любую погоду, но еще и находит для себя отличного мужчину, слепого гитариста Володю (Александр Огнев). Нет, речь о свадьбе не идет, но Шуре и Володе этого и не нужно. Им просто хорошо вместе, как двум творческим личностям, которые нашли друг друга, и теперь выступления получатся более гармоничными и модными.

Если с жизнью бабушки все понятно, то в жизнях Аллы и ее дочери Маши (Наталья Денщикова) все не так однозначно. Обе женщины полностью погружены в работу, в личном плане не сложилось, последние хорошие новости приходили уже неизвестно когда. Но все меняется, когда среди пациентов Аллы появляется ее первая любовь – красавец, спортсмен и интеллектуал Петя (Анатолий Коротицкий). Он, как и много лет назад, полон энергии, сил и привлекательности. Он ворошит в душе уже немолодой Аллы былые чувства и надежду на счастье, охотно пользуясь этим. Ведь Петя уверен в себе, к тому же знает, как привлечь внимание женщины. Но на деле этот человек, возможно, несчастнее всех героев этой истории вместе взятых. Он находится в постоянных метаниях, ищет чего-то, борется с собой…

Интересным ходом режиссера были «сольные» выступления отдельных героев в моменты отчаяния и страданий. Мы ведь иногда любим петь по многу раз ту самую песню, которая передает все наше внутреннее состояние, стоя перед зеркалом или воображая перед собой переполненный зал зрителей. Все вокруг такие понимающие, сопереживающие и горюющие вместе с тобой… Иногда не нужны слова или движения, чтобы передать то, что чувствуешь. Музыка скажет в сто раз лучше.

История драматического театра Прокопьевска за время гастролей получилась насыщенной: театральные уроки, радость детства, философские размышления и жизненная мудрость. Зрители получили огромное удовольствие от спектаклей!

Анастасия СПАЛЕВИЧ,

студентка ХГУ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *