Вторник, Октябрь 23, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Начало туристской тропы

Начало туристской тропы

«Взобраться на Эверест нужно, потому что он существует!» эти слова, сказанные одним из первых покорителей высочайшей вершины мира Джорджем Мэллори в 1924 году, можно назвать девизом всех людей, объединенных духом первооткрывательства. Неважно, какие маршруты они выбирают при этом. Туристы-пешеходы, велосипедисты, водники, альпинисты, спелеологи до хрипоты могут спорить друг с другом, доказывая, чья дисциплина сложнее, а испытания серьезнее. Но при этом их объединяет то, что каждый из них снова и снова отправляется в путь, который по силам лишь избранным.

Особенный мир

Что такое – романтика туризма? Ответить на этот вопрос не так просто, как может показаться. Можно ли, например, передать словами вкус родниковой воды из разных источников человеку, который привык к водопроводной? Описать его, конечно, можно, призвав на помощь все изобразительные силы, но вот поймет ли нас собеседник? Скорее всего, равнодушно пожмет плечами: ну да, с ледника вода «легкая» и поэтому словно сама пьется из-за низкого содержания солей – так что с того? Но дело в том, что наедине с природой даже у закоренелого горожанина обостряются чувства, меняется мировоззрение вместе с системой ценностей: сокровищем кажется то, что казалось обыденным раньше (вроде кружки с чаем), и, напротив, немыслимой ерундой может показаться извечная суета повседневной жизни.

Методы воспитания в полевых условиях могут порой показаться жесткими тем, кто привык к современным педагогическим теориям. Но не будем забывать, что в поход попадают все же не хрупкие младенцы с нестабильной психикой, а, как минимум, здоровые и крепкие подростки, для которых капля строгости весьма кстати – как видимое доказательство того, что мир вращается отнюдь не вокруг их детского «хочу». Типичный случай из практики инструкторов по туризму: прошагав с группой часть пути, на привале один юноша отказался от участия в обустройстве лагеря. Устал он, дескать, и вообще… К его удивлению, опытный инструктор не стал вступать в пререкания и тем более «ломать» несговорчивого воспитанника. Вместо этого «вдруг» оказалось, что каши на лентяя не варили. Жестоко? Но поход, даже самый простой – не место для детских капризов. Правило «в обустройстве лагеря участвуют все» не меняется даже на коммерческих маршрутах, хотя, казалось бы, там-то люди платят немалые деньги, и за сервис в том числе… Подобный порядок рождается не на пустом месте. Дело в том, что даже самый простой маршрут отнимает немало сил. И если кто-то без причин отлынивает от бивачных работ – значит, другие устанут чуть больше. А усталость – штука такая, что может проявиться в самый неподходящий момент. Да и вообще – как можно доверять человеку, который даже за водой сходить не хочет, пока ты собираешь хворост? Чего ему не захочется делать завтра? Может, из расселины товарища вытаскивать, тот ведь тяжелый…

Педагоги

До серьезных походов большинству абаканских мальчишек и девчонок еще далеко. Но, как известно, любая дорога начинается с первого шага. Именно о нем – наш разговор с директором абаканской Детско-юношеской школы по спортивному туризму Еленой КРАСНОВОЙ.

Как вы попали в спортивный туризм?

– Из любопытства. Я работала в доме детского творчества Усть-Абакана. Там регулярно проводились соревнования по спортивному туризму. Организовывали их представители абаканского Центра спортивного туризма. И вот как-то я подошла к Вере Ивановне Хорошавиной (теперь – заместитель директора ДЮШСТ) с настойчивой просьбой: «Возьмите меня с собой куда-нибудь!» Так и началась моя дорога. Через некоторое время благодаря городской программе по развитию спорта появились две дополнительные ставки в школе, и меня взяли на работу. Работаю в школе с 2007 года. Обучалась «в поле» – сначала как педагог, занимающий детей в свободное время, потом, подучившись, стала заниматься спортивным ориентированием.

Наверное, у каждого преподавателя спортивной школы своя, необычная история?

– В этом году к нам пришли в качестве преподавателей две девушки – наши воспитанницы. Они увлеклись спортивным туризмом еще в школьном возрасте и теперь делятся своими умениями с другими, поскольку именно спортивный туризм – то, что у них получается лучше всего. А вообще пути бывают разные. Кого-то манит туристическая романтика. Это относится не только к преподавателям, но и к нашим воспитанникам, ведь и те дети, которые участвуют в соревнованиях на дистанциях, также ходят в походы всех видов – водные, пешие, спелео…

Среди преподавателей ДЮШСТ все больше представительниц прекрасного пола. Почему, как вы считаете?

– Сейчас время все больше ускоряется. А женщины – они более выносливы и легче адаптируются. Взять, например, Евгению Цодикову – одну из наших преподавательниц. Она смогла выполнить норматив на звание мастера спорта по спортивному туризму России. По маршрутам. Кроме того, не будем забывать, что работать приходится с детьми. А юное поколение очень активно, и мужчине с ними сложнее.

По моим наблюдениям, женщины сегодня все чаще встречаются не только в числе преподавателей спортивного туризма. «Слабый» пол выступает и в качестве инструкторов коммерческих групп во время многодневных походов. И невольно возникает вопрос: неужели девушки в состоянии справиться и с внештатными ситуациями? А если вдруг кто-то из подопечных получит травму как транспортировать его?

– Придумают, смогут и вынесут – такой ответ вы услышите не только от меня. Спортивный туризм вообще учит находить выходы из сложных ситуаций. Недаром он становится хорошей базой для тех ребят, которые выбирают профессии, связанные с риском. Немало наших тренеров в свое время перешли туда. То же самое – с нашими выпускниками. Ребята поступают в учебные заведения МЧС. А те, кто возвращается после срочной службы в армии, потом благодарят преподавателей за то, что гоняли их на дистанциях.

Так что же такое современный спортивный туризм это все же больше спорт или та самая «романтика странствий»?

– Это – особенная дисциплина. Дело в том, что в спортивном туризме есть четкое деление на три направления. Первый – это маршруты или, проще говоря, походы. Именно с ними обычно и ассоциируется у большинства людей понятие «туризм». То есть многодневная ходьба с рюкзаком, сплавы и так далее. А есть так называемые дистанции. Начальный их этап жители нашего города могут наблюдать в ходе ежегодного Дня здоровья. Изначально дистанции подразумевали испытания на умение быстро поставить палатку, преодолеть переправу и продемонстрировать другие базовые навыки туризма. Но современный их вариант – я говорю о серьезных соревнованиях – давно перерос столь простые испытания. Это уже спорт в чистом виде, ведь здесь требуется не только сила и выносливость, но и скорость. Важно продемонстрировать умение обращаться со снаряжением. Спорт настолько сложный, что не все туристы, отправляющиеся на маршруты, участвуют в соревнованиях на дистанции. Достаточно упомянуть, что сейчас на дистанциях один из этапов включает элементы скалолазания.

Кроме того, есть и третье направление – спортивное ориентирование, которое также выросло из спортивного туризма в отдельную дисциплину. Сейчас есть множество его вариантов, так что участвовать могут люди с самой разной подготовкой.

Дети

В чем специфика работы с юными туристами?

– Главное отличие от общеобразовательной школы в том, что дети к нам приходят сами. Очень трогательно, когда будущие туристы появляются здесь впервые и робко спрашивают о возможности заниматься в спортивной школе. И самая лучшая похвала – если через несколько лет говорят: «Спасибо, нам это пригодилось».

Какой навык из приобретаемых в ДЮШСТ вы считаете самым важным?

– Главное – то восприятие мира, которое образуется у наших воспитанников. Ведь туристическая группа – это единый организм. На маршруте вырабатываются качества, которые так ценны в человеке – стойкость, мужество, готовность прийти на выручку товарищам и пресловутое чувство локтя. Неважно, получится ли из ребенка спортсмен, спасатель или он посвятит себя менее рискованному делу. Все равно он становится в итоге таким человеком, про какого в прежние времена говорили: «С ним бы я пошел в разведку». Мне лично отрадно понимать, что так может сказать каждый преподаватель школы, причем о любом своем воспитаннике.

Беседовал Андрей КЕДРИН


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *