Вторник, Октябрь 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Археологические загадки Абакана

Археологические загадки Абакана

Абакан – город молодой, построенный, как привыкли мы считать, в основном в советские годы. Между тем, люди на месте будущей столицы Республики Хакасия проживали еще с глубокой древности: на территории современного города выявлено свыше 30 разновременных археологических памятников, преимущественно могильников, с эпохи каменного века до этнографической современности. Одно из таких захоронений (рубежа 19-20 веков) недавно было обнаружено в самом центре Абакана – на проспекте Ленина при проведении земляных работ.

В сентябре на участке по нечетной стороне проспекта Ленина (от строения № 49 до пересечения с ул. Чкалова) строители вскрыли дорожное полотно в связи с прокладкой инженерных сетей водоснабжения и водоотведения к строящемуся дому. Работы планировалось завершить в течение двух месяцев. Однако, в ходе работ коммунальщики нашли участок могильника, поэтому согласно федерального законодательства, подрядная организация при обнаружении признаков захоронения приостановила работы и предоставила вскрытый участок археологам. Впрочем, говорить о том, что коммунальщики сделали, пусть и случайное, археологическое открытие, не приходится. Данный могильник был известен археологам еще с 40-х годов ХХ века.

— Выявленное в ходе проведения земляных работ захоронение и прилегающая к ней местность являются территорией древнего могильника, учтенного как объект культурного наследия «Курганный могильник Абакан-8 (Национальный банк)». На этот объект есть паспорт, границы памятника определены. Территория могильника достаточно большая, гораздо больше вскрытого в ходе этих раскопок. Впервые древние захоронения на территории данного археологического памятника были обнаружены в конце 1940-х годов археологом Абаканского краеведческого музея Альбертом Липским. Вообще данный могильник разновременный: от эпохи бронзы (это примерно рубеж II-I тысячелетий до н.э.) до этнографической современности (рубеж XIX-XX вв.). Планировки, как располагались захоронения, конечно же, древние нам не оставили. В прошлом данная местность выглядела иначе – здесь была возвышенность, удобная для жизни человека, поэтому и много разновременных захоронений. Во времена строительства города территорию равняли, часть могильника ушла под дорогу, часть – под дома, жилые бараки, которые здесь и возводили в 1940-е годы. Мы не вскрываем весь могильник, а лишь проводим меры по сохранению того, что было найдено в ходе проведения земляных работ. Найденные предметы после научной обработки будут переданы в Национальный краеведческий музей Республики Хакасия им. Л.Р. Кызласова, — рассказывает руководитель археологической группы, кандидат исторических наук Валерий ЗУБКОВ.

По словам археолога, раскопанный участок могильника – часть кладбища конца XIX – начала XX века, где захоронены христианизированные хакасы. Об этом, по словам специалиста, свидетельствует смесь православных христианских традиций и традиционной хакасской обрядовой культуры.

— Останки захоронены в деревянных гробах, среди вещей, обнаруженных в захоронениях, встречаются нательные крестики. В то же время есть традиционные хакасские бронзовые и серебряные перстни, курительные деревянные трубки, в могилах были найдены остатки посуды – у хакасов в обрядовой культуре есть такое, что покойному нужно положить чашечку, кружечку, в общем, что-то, что может пригодиться и в загробной жизни. Пожалуй, это первый могильник в пределах города, на котором исследованы за многие годы (начиная с 1990-х гг. и до сегодняшнего дня) десятки захоронений хакасов, живших здесь в XIX-начале ХХ вв. Материалы этих исследований дают нам представление о материальной и духовной культуре хакасов того времени, — поясняет историк.

Согласно законодательству, при обнаружении при проведении земляных или строительных работ археологического памятника, должны быть приняты меры по его сохранению. Меры могут быть двух видов: либо памятник остается на месте, соответственно строительные работы прекращаются, данный земельный участок выводится из зоны застройки, либо же проводятся научные раскопки. После завершения раскопок земельный участок передается застройщику, строительство продолжается. В случае могильника «Курганный могильник Абакан-8 (Национальный банк)», то застройка его территории началась в 1940-е годы.

— В те времена не было еще такого, как сегодня, законодательства об охране историко-культурного наследия, не хватало специалистов, да и взгляды на проблему сохранения культурного наследия были несколько иные. На территории могильника построили бараки, в последствии раз уж эта территория была застроена, возведение многоэтажных домов здесь продолжилось. Конечно, было бы правильнее бараки снести, а на их месте, на территории могильника, устроить археологический парк. Тогда встает вопрос: людей куда расселять? Конфликт интересов: сохранять памятники либо же развивать город, строить комфортное жилье, актуален во все времена, — рассказывает археолог.

Интересуюсь у специалиста, были ли в истории современной России случаи, когда археологи останавливали строительство?

— Такое возможно, но лишь в случае, когда, по мнению экспертов, может пострадать уникальный, представляющий большую научную ценность памятник. В таком случае археологический объект музеефицируется. Например, в Москве в районе Кремля есть участки, где музеефицирована часть культурного слоя прошлых эпох, и проходя по подземному переходу, человек может посмотреть в буквальном смысле в прошлое своего города. Если говорить о Хакасии, то у нас также планируется музеефикация археологического памятника, точнее его части, – он будет располагаться на территории музея под открытым небом «Казановка». Один из создателей этого музея-заповедника Леонид Еремин совместно с археологом из Санкт-Петербурга Николаем Боковенко планируют музеефицировать часть ранее раскопанного могильника Карасукской культуры. Другой пример музеефикации археологического объекта – музей «Улуг Хуртуях Тас». В свое время (в 1950-е годы) археолог Альберт Липский вывез это каменное изваяние с его территории в Абаканский музей в целях его сохранения. Однако, со временем общественность настояла на возвращении каменного изваяния на его родное место – и там сегодня создан музейный комплекс, — рассказывает Валерий Зубков.

Стоит отметить, что аварийно-спасательные раскопки, по словам специалистов, — работа дорогостоящая, в зависимости от площади, количества памятников заказчику может обойтись от сотен тысяч рублей до сотен миллионов рублей (например, в случае археологических раскопок на территории будущего угольного разреза). Абакан сегодня активно развивается – новые микрорайоны появляются на ранее не освоенных землях (тот же 10-ый жилой район). Муниципалитет, согласно законодательству, при подготовке участков на продажу под застройку также заказывает проведение археологической разведки. При формировании земельных участков в новом районе Арбан застройщик, среди прочих согласований, согласует будущее строительство и с Государственной инспекцией по охране культурного наследия – что на данном участке нет археологических памятников.

В прошлом году на территории города при строительстве теплотрассы был обнаружен еще один могильник (по улице Буденного). В настоящее время там продолжаются аварийно-спасательные раскопки этого памятника. Получается, что и на Согре, и на проспекте Ленина новые современные дома, теплотрассы возводятся пусть и на старом, но захоронении. Можно ли людям жить на таком месте? Привидения и различные потусторонние явления — это всего лишь художественные «страшилки»?

— Люди часто живут на древних кладбищах, так получается, ведь эти места были удобны для поселения в прошлом, и мы продолжаем жить в этой местности сегодня. Планов, карт могильников эпохи 2-1 тысячелетий до н.э. нам никто не оставлял. В любом случае, души захороненных здесь людей уже давно ушли, так что выявленные в ходе раскопок останки вреда современным людям принести не могут. В идеале, конечно же, было бы хорошо исключать места древних могильников из территорий под застройку жилья, но это не всегда возможно, — отвечает на мой вопрос ученый.

В ответ на такое замечание предполагаю, что все археологи – атеисты, раз не боятся тревожить захоронения прошлых эпох.

— Атеизм бывает разным: можно не верить в Бог, но верить в Природу. В любом случае у каждого человека есть свое представление об устройстве мира, о своем месте в этом мире. Конечно, можно сказать: «Не буду я нарушать покой давно умерших людей». Но тогда нужно заниматься другим делом, а археология, не смотря на все сложности. о которых мы говорили, — наука очень интересная и увлекательная, — завершает нашу беседу ученый.

Ольга КАРАЧАКОВА,

фото предоставлено информотделом

Администрации города Абакана


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *