Вторник, Октябрь 16, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > По-отдельности прекрасны, но вместе идеальны!

По-отдельности прекрасны, но вместе идеальны!

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему… Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного». Вот так высоко оценивал это невероятное явление культуры древнегреческий философ Платон. И это правда, особенно когда речь идет о классической музыке.

Великое открытие

На сцене Большого зала Хакасской республиканской филармонии имени В.Г. Чаптыкова любители классического искусства и просто живого, настоящего звучания уже второй год наслаждаются виртуозной игрой молодых музыкантов и исполнителей из России, а также Европы и Америки.

В гала-концерте в честь открытия II Международного фестиваля классической музыки принимали участие Жереми Шутц – тенор из Швейцарии, Юки Тсурусаки из Японии, поразившая своим сопрано абаканскую публику. Слушать такие сильные, мощные голоса – все равно что наблюдать бурю в океане: дух захватывает! Идеальное, совершенное единение голоса со звучанием оркестра. Но наблюдать можно не только за игрой, не только пытаться уловить ее волны, накатывающие то неспешно и ласково, то как огромное цунами из эмоций и мощи голоса певца… Именно такой была неаполитанская песня «Вернись в Сорренто», которую исполнил Жереми Шутц. Исполнитель проживает жизнь лирического героя, передает его эмоции, страдания от разлуки с любимой. Это… не маска, которую легко надеть и так же легко сбросить. Напротив. Жереми преображается на глазах зрителей. Этот голос подобен грому, огромному валу волн, которые накрывают с головой и вводят в оцепенение.

Сколько мастерства и огня! Настоящее представление из смертельных номеров! И все это игра струнного квартета ««Matthaeus» из Санкт-Петербурга. Они исполнили уникальное по своему звучанию произведение Богуслава Мартину. Мало кто из композиторов может похвастаться произведением такого сочетания для квартета и оркестра. Поразительное сочетание классического звучания с элементами импрессионизма и неоклассицизма не часто исполняется в России, а в Абакане такое произошло впервые. Это стало настоящим сюрпризом для ценителей музыкального искусства. А солист в этом произведении тоже неординарный – струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель). Музыка такого невероятного сочетания привлекает своим необычным звучанием и колоритом.

Сфера домашнего музицирования

Второй день фестиваля. Только музыка… У фортепьяно свидание с такими очаровательными, но в то же время сильными дамами – скрипки, альт и виолончель. Со сцены филармонии звучали струнный квартет «Маттеус», Анастасия Субракова и Сержио Эскалера. И это было прекрасно! Без слов, только потоки музыки, сначала трудно уловимые и немного странные, потому что музыка, исполняемая в первом отделении квартетом, была настолько домашней и уютной, что невольно чувствуешь себя аристократом, который после тяжелого дня устроился поудобнее в любимом кресле перед камином и стал слушать пластинку… Так и тянет расслабиться и погрузиться в сладкую дрему. Пусть композиции меняются, темп учащается, энергетика музыки скачет, как призовой конь через барьеры… Все равно это мелодии, созданные для домашнего прослушивания и отдыха в кругу семьи.

Встреча квартета и скрипки – настоящие «женские» посиделки. Девушки слаженно играют вместе, но все равно ненароком, кое-где, чуть-чуть пытаются перещеголять друг друга. И какое же наступает невероятно нужное и веселое мгновение торжества, когда в женскую компанию вливается фортепьяно. Прекрасный, настоящий, искренний, мужественный и немного загадочный. Но, увы, одинокий пока. Среди компании очаровательных девушек ему нужно выбрать одну, вместе с которой ноты перестанут быть просто написанными знаками и преобразятся в нечто новое, невероятно прекрасное и волнующее. Такое, что тронет, растопит даже самое равнодушное сердце и исцелит больную душу. И герои находят друг друга…

Ложа Призрака и Родина Оперы

Французские и итальянские лирические оперы, симфонический оркестр и два прекрасных оперных певца – вот чем запомнился зрителям этот день. Каждое выступление Жереми Шутца и Юки Тсурусаки зрители награждали огромным шквалом аплодисментов, который долго не смолкал. В этот вечер со сцены прозвучали арии из опер «Ромео и Джульетта», «Осуждение Фауста», «Кармен», «Фауст», «Богемы», «Травиата» и другие. Мощь голосов этих талантливых певцов поистине колоссальна! И в этом огромном море из музыки, голосов и аплодисментов нашлось место и для актерской игры. Юки и Жереми не только имеют невероятные голоса, но и прекрасно играют. Их выступления не располагают большим набором жестов, но их персонажи все равно живые, настоящие, воплощенные в жизнь по задумке композитора. Они говорят друг с другом, с собой, со зрителем, смеются, плачут, сомневаются, страдают и радуются… Переживают жизнь своего персонажа из оперы. Прелесть этого жанра в том, что главным инструментом является голос исполнителя в совокупности с музыкой. И этого достаточно, чтобы струны душ зрителей зазвучали в унисон.

Сюрпри-и-из!

Все когда-нибудь кончается… И Второй международный фестиваль классической музыки тоже подошел к своему логическому, грандиозному финалу. Большой зал республиканской филармонии вновь собрал огромное количество зрителей, а участники фестиваля… У них словно перед финишной чертой открылось второе дыхание! Жереми Шутц стал настоящим очередным открытием. Он на протяжении всех дней фестиваля вводил зрителей в исступление своим невероятно мощным голосом, но услышать знаменитую арию Ленского из оперы «Евгений Онегин» было совершенно неожиданно. Особенно если учесть тот факт, что тенор исполнил арию на русском языке. Его Ленский вышел невероятно нежным, трепетным и чутким. Каждое слово было пропето с любовью!

На этом сюрпризы не закончились. Как и обещала Анастасия Субракова на пресс-конференции, второе отделение концерта было построено по практике очень популярной в Европе – «карт-бланш», или «белая карта». Названия композиций, которые исполняют музыканты, не известны никому, кроме самих музыкантов. Анастасия Субракова и две участницы струнного квартета «Мatthaeus» – Александра Коробкина и Лидия Бажанова – выступали в сопровождении струнно-смычковых музыкальных инструментов симфонического оркестра. Каждая из девушек выступила в роли солистки, а в конце вечера они создали настоящее трио скрипок, исполняющее композиции из цикла «Времена года».

В завершении фестиваля всем участникам вручили подарки и цветы, а зрителей пригласили на автограф-сессию.

Это был настоящий праздник молодости, новых открытий, знакомств, чувства и магии. И имя ей – музыка!

Анастасия СПАЛЕВИЧ,
студентка ХГУ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *