Понедельник, Декабрь 10, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Наш человек в Китае

Наш человек в Китае

С древних времен загадочный мир Востока привлекал европейцев своей таинственностью. Поэтому Китай был и остается той странной, которая манит любителей Востока, ведь культура китайцев поистине является необыкновенной. Здесь веками сохраняются традиции, которые были заложены еще предками китайского народа, и это можно почувствовать даже в ритме современного мегаполиса.

Моя история проста: родилась в Абакане, потом однажды пополнила ряды путешественников в Поднебесную, а потом «Китай забрал меня», и я осталась там учиться. Вот уже три года, как я живу в этой стране. Казалось бы, уже вряд ли что-то может меня удивить или вызвать, как принято говорить, «культурный шок». Но нет, Китай умеет удивлять. Каждый день я сталкиваюсь с чем-нибудь новым. К чему-то привыкаешь, а к чему-то и спустя несколько лет не можешь относиться нормально.

Первое знакомство с китайцами и разницей культур происходит в аэропорту, на железнодорожном вокзале, на автовокзале. Да, я помню всем известных «китайцев», которые сидели на рынках и строили многочисленные теплицы на просторах нашего региона. Все мы сталкивались с ними на рынках, но по ним обо всех их соотечественниках и уж тем более об их культуре судить не стоит и не имеет никакого смысла. Можно только восхититься их умению адаптироваться в любом месте планеты.

В аэропорту и на железнодорожном вокзале мы можем увидеть, как китайцы безмятежно спят на своих баулах или прямо на полу тем самым зачастую мешая людям спокойно передвигаться. А мы же, глядя на все это, морщимся и не понимаем, как вообще так можно спать. Неужели нельзя прилично сидеть, как все нормальные люди? Мешаются тут, пройти невозможно! Вот тут и сталкиваются два разных мира. В нашей стране все просто. Купил ли ты билет или не купил, вас все равно пропустят в здание вокзала. А дальше сиди и жди свой транспорт. Да хоть ливень вам просто переждать, все равно зайти можно. А вот в Китае не так. На ж/д вокзал вас пустят только по билету и только если скоро ваш поезд. Это хорошо, если ваш поезд днем. На привокзальной площади очень много разнообразных кафешек и магазинов. Можно посидеть и поспать там. Но на ночь все закрывается, и уже невозможно найти место, где отдохнуть. Закрывается и сам вокзал. Попасть внутрь, если у вас поезд рано утром, а вы приехали ночью, даже при наличии билета, невозможно. И вот как быть? Спать прямо на площади рядом с вокзалом! У кого есть деньги, те, конечно же, могут снять на это время комнату в отеле, а вот у кого их нет, а нет их у большинства иностранных студентов, могут разделить какую-нибудь картонку по-дружески с китайцем и начать приобщаться к их жизни. Ночь пролетит быстро, ведь каждый китаец захочет познакомиться, а тут уже и рассказы послушать можно, научиться своим первым китайским словам и даже попробовать их шедевры кулинарного искусства. Если нет желания общаться, то спать вам никто не помешает. И так выходит, что до города, где находится мой университет, я езжу поездом. Так намного дешевле и проще для меня. Но плохо то, что прилетаю я в Пекин ночью. Раньше для меня это было чем-то ужасным – сидеть, а уж тем более спать, на земле, а теперь я частенько встречаю рассвет вместе с китайцами на вокзале. Могла бы, конечно, спать в аэропорту, но китайцев, которые предпочитают поезд, так много, что лучше приехать на вокзал заранее и купить билет, чтобы не провести еще одну незабываемую ночь под звездами. Китайцы готовы ко всяким поворотам событий, и потому многие даже спят в палатках. Таким китайцам я и мои друзья завидуем больше всего. Так вот, граждане Китая, которые спят у нас на вокзалах, просто наученные жизнью у себя на родине, либо те, у которых по тем или иным причинам нет денег, чтобы взять такси или остаться на ночь в отеле. Я это к чему все написала – чтобы вы были добрее к таким людям. Никогда не знаешь, с чем столкнешься в чужой стране. Это я уже по себе знаю. Дайте поспать нашему гостю, ведь его может ждать дальняя и трудная дорога домой.

Когда речь идет о китайских железных дорогах, то в представлении наших соотечественников – это высокоскоростная дорога и поезд-пуля, который может молниеносно бороздить время и пространство. И хотя такие дороги в Китае и правда быстро развиваются, тем не менее большинство китайцев ездят обычными «медленными» поездами. И не менее половины из них передвигаются плацкартными вагонами. Они не похожи на наши – трехъярусные и с проходом, и это целый дорожный мир со своими законами. Честно сказать, сперва я побаивалась ездить в их плацкарте. Окунаться в плотное человеческое море совершенно незнакомого народа довольно страшновато. Так что в начале своего знакомства с Китаем я предпочитала передвигаться или на скоростных поездах, или на самолете. И однажды мне все-таки пришлось проехать в плацкарте. Оказалось – вполне нормально, и совсем не страшно. Да, есть свои нюансы. Но они преодолимы. С той самой своей первой поездки я стала все чаще выбирать такой вариант путешествия. Гораздо удобнее лежать на своей полке и спать, чем ехать сидя. И это еще далеко не факт, что сможешь приобрести сидячее место, ведь такой вариант, как билет «без места» тоже существует. А уж такое путешествие точно станет самым незабываем в жизни. Но китайцы готовы и к такому раскладу. Те люди, которым пришлось поехать именно так, берут с собой в поезд раскладной стульчик и спокойно устраиваются на нем в проходе, а там уже, может, и место подвернется, когда люди будут выходить на станциях. Поэтому я стараюсь покупать билеты заранее, ведь тогда есть шанс выбрать нижнюю полку или среднюю. Хотя многие иностранцы предпочитают брать самую верхнюю полку, тогда назойливые китайцы, которые все еще относятся к европейцам как к диковинкам, не смогут смущать своими пристальными взглядами. До таких поездок я думала, что в Поднебесной в плацкарте передвигаются только люди из низших социальных слоев. Ничего подобного! В плацкарте едут в основном те, кому просто не повезло в кассе взять билет в купе. А не те, кто хочет сэкономить.

Самым первым делом после посадки на поезд китайцы начинают кушать. В этом мы с ними похожи, не правда ли? Только вот еда у них имеет очень специфический запах, и поэтому полпути практически невозможно дышать. Но, опять же, к такому запаху после продолжительного времени нахождения в стране привыкаешь и уже не обращаешь внимания. Режим в плацкарте соблюдается довольно строго. Строже, чем у нас. В ночное время все буквально выключается, кроме горящих в темноте номеров секций. Так что спать можно полноценно. Кроме того, очень не поощряется распитие спиртных напитков, громкая болтовня, музыка. Такой процесс китайские проводники могут прервать довольно грубо, ибо остальные пассажиры должны отдыхать. Это довольно большое отличие от наших порядков на железнодорожном транспорте, у нас они либеральнее. В то время как люди в плацкартах и купе могут спокойно спать и наслаждаться тишиной, в вагонах с сидячими местами все совсем наоборот. Свет горит, всюду стоит галдеж, мужчины собираются компаниями и выпивают. Естественно, ни о каком отдыхе не может быть и речи. Если еще и не у окна сидишь, то можно надеяться на благосклонность рядом сидящего и поспать на его плече. Вернемся к плацкарту. Белье в плацкарте застелено заранее и всегда входит в стоимость места. Иногда получается, что белье «переходящее»: если садишься на маленькой промежуточной станции, его никто просто так, без напоминания, перестилать не будет. Можно, конечно, ложиться на белье предыдущего пассажира. Впрочем, когда проводникам специально напоминаешь, приходят и перестилают сразу. Но без напоминания ничего не будет. Чем же плацкарт и сидячие места отличаются от купе, кроме комфорта? Большей свободой общения. В принципе, народ тут дружелюбен. На иностранца сразу смотрят с большим интересом, особенно если он едет по направлению из глубинки, а не из крупного центра типа Шанхая. Во время поездок в поезде у меня получилось весьма продуктивно поучить иероглифы еды с китайцами, которым только в радость научить правильному произношению и которые заодно демонстрировали различие в произношении у разных провинций. Вот, пожалуйста, живое общение, практика языка. И если общения с китайцами удается иногда избежать, то здесь такого не будет. Но это хорошо поднимает уровень знания языка.

Продолжение следует

Надежда МИЛОВСКАЯ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *