Среда, Октябрь 17, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > В гармонии между творческим и аналитическим

В гармонии между творческим и аналитическим

Все лето в культурно-досуговом центре «Красный Абакан» (г. Абакан) проходит выставка картин, автором которых является ученый Хакасского госуниверситета, доктор философских наук, профессор Лариса АНЖИГАНОВА. Это не первая выставка, в которой она участвует, хотя взяла в руки кисть совсем недавно – в начале прошлого года. Мы попросили Ларису Викторовну рассказать, чем вызвано появление живописи в ее жизни.

– Почему же признанный ученый вдруг стал рисовать?

– Считается, что к 60 годам правое и левое полушария человеческого мозга начинают взаимодействовать на паритетном основании. Между ними, то есть между аналитическим и творческим началом, наступает гармония. Чтобы ее реализовать, я решила заняться живописью. Кроме того, существует мнение, что творческая деятельность в этом возрасте, рисование или, например, занятия танцами, препятствует возникновению проблем с памятью, сопровождающих старение организма.

– Трудно поверить, что вы не учились в художественной школе.

– Никогда. Но в принципе я знакома со сферой искусства. Высшее образование получила в Ленинградском госуниверситете на факультете философии. Эстетику нам преподавал Моисей Самойлович Коган – великий авторитет в истории культуры. Кроме того, жить в этом городе и не посещать музеи и выставки – невозможно… Влияние имело хакасское искусство. Среди моих друзей был основатель археоарта Александр Доможаков. Не фанатично, по возможности, я приобретала картины наших художников – Владимира Тодыкова, Георгия Сагалакова, других. Картина Саши Доможакова, которая у меня есть, называется «Небесная ладья», и теперь я сделала несколько ее ремейков.

– Все-таки теория и практика – это разное. А вы и маслом пишете, хотя это сложная техника…

– Самое трудное – это акварель. Сначала, по наивности, я пыталась ее освоить. Потом взяла гуашь. Мне понравилось, у меня стало получаться. А потом рискнула маслом… Первые рисунки были как у пятилетних детей. Нет, уроков ни у кого не брала, даже к помощи Интернета не прибегала. Доверилась интуиции. А работаю я чрезвычайно быстро. Не вырисовываю – обозначаю как бы дух предмета. Иногда в процессе работы замысел меняется как бы сам по себе. Будто моей рукой не я вожу. Однажды я пыталась изобразить огонь. Костер. Рисовала гуашью. Костер получился почему-то в виде животного. А через несколько дней рядом нарисовался мальчик. Я назвала эту работу «Друзья». Есть желающие ее приобрести. Но я еще не готова с ей расстаться.

– Как началась ваша выставочная деятельность?

– Я бы не осмелилась демонстрировать свои работы по собственному почину. Но когда собралось несколько десятков, я показала их самому авторитетному в Хакасии искусствоведу – Ирине Кононовне Кидиековой. Она сказала: «Хорошо!» Устраивала такие домашние вернисажи, куда приглашала профессиональных художников. Приходил Виталий Николаевич Кызласов, Александр Иванович Котожеков. Они одобрили. После этого осмелилась выставить шесть работ в галерее «Чылтыс», вместе с другими художниками. Это было зимой. Там же была следующая совместная выставка – 8 марта, где выставлялись женщины-художницы. Потом была выставка, где у меня было несколько работ тенгрианской тематики. Персональную выставку устроила к 3 апреля, к своему 60-летию. И вот теперь все лето в Красном Абакане выставка моих работ с цветочной темой, которая так и называется – «Цветы».

– Кроме того, ваша монография «Женский мир: эволюция ценностей, символов, ритуалов», написанная и выпущенная при поддержке РФФИ, проиллюстрирована вашими собственными работами.

– Да. Это был трехгодичный грант РФФИ. Сначала исследование и мои занятия живописью не были между собой связаны – шли параллельно. Но когда настало время выпускать книгу – совпали. Вот эта картина на обложке – портрет моей дочери. Она поет, а позади стоят защищающие ее духи.

– Вы считаете себя настоящим художником?

– Конечно, нет! Хотя бы потому, что технически они лучше подготовлены. Я не умею так, как они, и я не ставлю никаких целей. Не стремлюсь чего-то достичь. Для меня живопись – совершенно нерациональная деятельность. Я не ожидала, что ее результат получит публичное освещение и какое-то признание. Мне просто хотелось чего-то нового. И сейчас хочется. Возможно, займусь чем-нибудь еще. Но уж точно не вышивкой крестиком.

Инга ТАЛАХАДЗЕ


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *