Среда, Ноябрь 14, 2018

  /  Погода в Абакане

Главная > Газета > Восхождение на вернисаж

Восхождение на вернисаж

Безусловно, своим нынешним успешным положением Абаканская картинная галерея обязана как определенным событиям, так и личному вкладу очень большого количества людей, преданных искусству. Об этом обязательно расскажем далее. Но на данном этапе повествования заметим, что мы намеренно уделили особое внимание личности ее основателя, прикоснулись к истории появления в нашем городе Детской художественной школы, вкратце рассказали о сегодняшнем руководителе данного учреждения, поскольку считаем, что все эти события и люди – основополагающие звенья одной цепи, связующей настоящее и будущее.

Прозорливый читатель уже сделал вывод, что жизненный путь основателя картинной галереи формировали не столько обстоятельства, сколько личностное отношение к ним. Когда человек сам управляет своей судьбой, то и она в свою очередь, в качестве презента, открывает для него все новые и новые горизонты. Сегодня уже ни для кого не является секретом тот факт, что созданию культурной сокровищницы нашего города – Абаканской картинной галереи – предшествовал титанический собирательский труд Федора Ефимовича Пронских. Сделаем акцент на том, что в основе столь важного начинания лежала вовсе не страсть к собирательству, а благородные помыслы. Все, кто был знаком с нашим героем при жизни, наверняка знают о его дружбе с талантливым рано ушедшим из жизни хакасским художником, соратником и сподвижником – Михаилом Бурнаковым. Именно смерть безвременно ушедшего друга стала толчком в стремлении сберечь художественное наследие мастера и сохранить его для потомков. Федор Ефимович принимает решение взять работы на хранение в школу. В школе, как рассуждал наш герой, картины не только сохранятся, но и будут жить, открывая красоту хакасской земли как юным художникам, так и любителям искусства. Сегодня мы располагаем сведениями, подтверждающими этот факт. Таким образом, благодаря благородному порыву, основу будущей картинной галереи составили 136 картин, принадлежащих кисти профессионального художника, с именем которого связано становление изобразительного искусства Хакасии, в живописных полотнах которого живет и дышит хакасская земля. А его портретная серия являет миру духовную красоту современников. Это происходит каждый раз, когда полотна из запасников ежегодно совершают свое очередное восхождение на вернисаж в пространстве выставочных залов «Чылтыс». Картины Михаила Бурнакова – самая значительная коллекция фондового собрания АКГ. Сегодня в фондовом хранилище галереи хранятся полотна других не менее выдающихся художников прошлого и настоящего. Из года в год на торжественных открытия выставок все они переживают те же волшебные метаморфозы – обретают жизненный импульс и дарят его зрителю.

Всем миром.

После того, как наследие друга и соратника было сохранено и обрело пристанище, события развивались по нарастающей. Благородный порыв Федора Ефимовича находит достойный отклик у других людей. Первыми откликаются именитые художники Красноярья – Борис Ряузов, Тойво Ряннель и Владимир Мешков. Пейзажисты Б. Ряузов и Т. Ряннель не единожды были в наших краях и живописно изобразили в своих полотнах красоты хакасских Саян. Владимир Мешков – мастер печатной графики – проявлял большой интерес к хакасской этнической культуре. Все они в то время уже являлись членами Союза художников РСФСР и приняли самое активное участие в накоплении фондового собрания будущей картинной галереи г. Абакана. Но именно Борису Ряузову – члену корреспонденту Академии художеств СССР, лауреату Государственной премии РСФСР им. И. Репина, народному художнику РСФСР – принадлежит замечательная идея о создании в нашем городе выставочного комплекса. Он и его соратники знакомят Ф.Е. Пронских с мастерами изобразительного искусства, координаты людей, готовых оказать посильную помощь в благородном деле. Первыми на письма из Абакана с просьбой прислать работы для создаваемой галереи откликнулись Союзы художников Украины и Белоруссии. А потом из Москвы пришло свыше десяти ящиков, в которых оказалось 27 скульптур из мрамора, бронзы, меди, дерева и шамота, 50 живописных картин, 66 графических листов. Все присланные работы, по определению Пронских, стали бесценным даром. Работа по накоплению фондов продолжается из года в год. В разное время свой личный посильный вклад в общее дело вносит большая плеяда местных художников: А. Калинин, А. Туманов, Д. Черепанов, В. Ананьев, В. Новоселов, А. Топоев, Ю. Худоногов, А. Поздеев, Г. Хлебников, С. Якшин, Г. Серебряков, Г. Никоненко, В. Бутанаев, В. Смертынюк, Н. Чарков, Ю. Дударев, В. Покатилов, В. Остриков, П. Полежаев, А. Прошкин, В. Валькова и многие другие.

Давайте немного задержимся во временном периоде конца 70-х – начала 80-х годов ушедшего столетия. Именно в это время Хакасская автономия поступательно превращается в хорошо развитый индустриальный регион. На ее территории возводится целый ряд крупных промышленных предприятий. Социальное и экономическое становление Хакасии дает мощный толчок к развитию науки, культуры и искусства. В эти годы формируется творческая индивидуальность живописцев, графиков, скульпторов и мастеров прикладных ремесел. Многие из них становятся постоянными участниками художественных выставок разного уровня: всесоюзных, региональных, зональных. Создаются произведения, обогатившие изобразительное искусство и являющие собой своеобразный гимн той эпохи. В живописи он звучит темой любви к родному краю, красотам природы, преемственностью национальных традиций. В портретном искусстве – стремлением к утверждению героического идеала, к раскрытию волевого характера человека труда, богатства и сложности духовного мира современника. Глубже и полнее в произведениях связь времен: прошлого, настоящего, будущего. В жанрах живописи и портретного искусства творят В. Ананьев, В. Новоселов, П. Полежаев, В. Остриков, Д. Черепанов, Г. Хлебников, А. Поздеев, Ю. Худоногов, Г. Никоненко, П. Боргояков, Л. Барановский, В. Агалаков, А. Асочакова, А. Топоев, М. Бурнаков, В. Смертынюк, Г. Серебряков, Н. Чарков, К. Мамышев, Ф. Пронских, В. Владимиров и другие.

На эти годы приходится расцвет хакасской графики. Если раньше графика обозначалась лишь в газетно-журнальном рисунке и книжной иллюстрации, то теперь у художников появилась возможность пробовать себя в самых различных техниках эстампа, цветного и типового – линогравюре, офорте и ксилографии. В своих работах их активно используют В. Тодыков, В. Бутонаев, Г. Никоненко, И. Старушкин, А. Туманов, Р. Субраков, Г. Изместьев и др. Перед графиками во всей значимости встает проблема осознания характера, культурного наследия и исторического пути хакасского народа. Горизонты творчества для художников в необъятной полноте раздвигаются с прибытием в Хакасию многочисленных научных и археологических экспедиций. Советских ученых-исследователей, словно магнитом, притягивает к себе мало изученная хакасская земля с уникальной древней культурой исчезнувших кочевых племен и их зашифрованными посланиями потомкам в артефактах, каменных изваяниях и наскальных рисунках. Результаты работы археологов ошеломляющие! При раскопках они находят самые разнообразные образцы первобытного искусства, возраст которых датируется тысячелетиями. Углубленное познание древней культуры будоражит воображение многих художников. Дух того времени с поразительной точностью и очень поэтично передает в своих исследованиях И. Кидиекова: «…Изучаемым, открытым стал блестящий материал, в котором обнаженные «корни» древнего мира были еще живыми, теплыми, способными возродиться. В воздухе искусства уже «витал» новый стиль… Открылся богатый мир, при работе над которым можно было потеряться в безбрежном богатстве сюжетов, образов, символики…» Так в хакасском изобразительном искусстве появляются стилистические направления – этностиль и архео-арт (сибирский стиль) К ним обращаются в своих работах В. Тодыков, А. Топоев, Р. Субраков, Г. Сагалаков, Г. Краснов, А. Ульянов, А. Доможаков и др. Всем им удается найти свое видение и неповторимую манеру письма. Примечательно, что на это же время приходится расцвет творчества одного из лидеров художественной среды Абакана, уникального человека – поэта кисти и пера, мастера гротеска в изобразительном искусстве – В. Капелько. Он так увлечен древними памятниками культуры, что ему единственному приходит в голову мысль – разработать технологию прямого копирования на холст древних рисунков. И ему это удается! А какие необычные образы создает Бондин! Словом, у каждого художника того времени вырабатывается свой неповторимый стиль в творчестве, многие работы спустя годы будут признаны настоящими шедеврами. Некоторые из них сегодня находятся в запасниках известных музеев мира, частных коллекциях и, конечно же, в фондах картинной галереи хакасской столицы.

Елена БЕДНЮК


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Защита от спама *